Коррекционно-развивающие возможности дидактических и развивающих игр


Воспитатель старшей дошкольной группыСковородникова Р.П. Целостное развитие ребенка-дошкольника представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретают личностный , умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. Ранняя коррекция – как эффективное средство развития детей с проблемами неуспешности в обучении (детей «группы педагогического риска»). Дидактические игры и упражнения – важный компонент коррекционно-развивающей работы. Дидактические игры – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Специфическим признаком дидактических игр является их преднамеренность, планируемость, наличие определенной цели и предполагаемого результата. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное, педагогическое явление. Дидактическая игра, как: форма обучения, самостоятельная игровая деятельность, средство воспитания различных сторон личности ребенка. Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала: учебное(познавательное) и игровое(занимательное). Воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Дидактическая игра выступает и как средство воспитания различных сторон личности ребенка: его умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое воспитание. Умственное воспитание. Дидактические игры развивают речь, мышление, сенсорные способности детей. Нравственное воспитание. Нравственное воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о нормах поведения, о взаимоотношениях. Трудовое воспитание. Многие игры вызывают у детей интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям. Физическое воспитание. Игра создает положительный эмоциональный подъем, вызывает хорошее самочувствие, радость. Дидактические игры, разнообразные по своему содержанию, целевому назначению и возрастным возможностям, являются важным средством коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста. Они способствуют не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей об окружающем, о числах, величинах, геометрических фигурах, но и развитию связной речи, всех свойств ума, стимулированию познавательной активности и формированию учебно-познавательной деятельности детей.