Презентация Деятельностный подход в обучении на примере темы Климат Восточно-европейской равнины


Деятельностный подход в обучении - как один из факторов развития личности на уроках географии Ласточкина Л.А.Учитель географии МОУ СОШ№27 Обучать деятельности – значит делать учение мотивированным, учить ребёнка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства её достижения, помогать ребёнку, сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Деятельностный подход предполагает, что ученик в процессе обучения должен не выучить что-то, а научиться чему-то, т.е. осуществлять какую-либо деятельность: учебно-исследовательскую, поисково-конструкторскую, творческую и др. На первый план здесь выходит деятельность учащихся, а знания являются необходимым условием выполнения этого вида деятельности. Задачей обучения становится формирование способов действий, обеспечивающих результат учебной деятельности. Функциями учителя при деятельностном подходе являются: постановка цели и задач актуального характера.организация различных форм сотрудничества. организация деятельности обучающихся, управление этой деятельностью.экспертиза полученных результатов. Тема Климат Восточно - Европейской равнины. Цель Определить типы климатов В-Е равнины. ЗадачиКласс - 8 Образовательные: *формировать знания о размещении климатических поясов и типов климата на В-Е равнине. Научить объяснять влияние КОФ на климаты равнины. Научить читать климатические диаграммы, моделировать географические ситуации , делать выводы и прогнозы.*формировать навыки работы с тематическими картами;*формировать навыки использования информационных технологий.Воспитательные:* формировать умение работать в малых группах и парах;Развивающие:*развивать умения систематизировать изученный материал;*развивать умения делать самостоятельный выбор из предложенный вариантов*развивать абстрактное и образное мышление;*развивать интерес к предмету. Структура урока с позиций системно – деятельностного подхода. Учитель УченикиСоздаёт проблемную ситуацию Принимают проблемную ситуациюУправляет поисковой деятельностью Выявляют проблему Самостоятельный поиск решения проблемы Обсуждаются результаты Технология системно-деятельностного метода предполагает: Мотивация к учебной деятельностиАктуализация знанийВыявление места и причины затрудненияПостроение проекта выхода из затрудненияРеализация построенного проектаПервичное закреплениеСамостоятельная работа с самопроверкойРефлексия учебной деятельности На севере – 1. моря Северного Ледовитого океана На западе и юго-западе – 2. государственная граница РФ На востоке – 3. Уральские горы На юге – 4. Кумо-Маныческая впадина задание№1 на к/к карте поставить цифры ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ РАВНИНА КЛИМАТООБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ Океаны и течение Задание№2 Под влиянием каких воздушных масс формируется климат Русской равнины? Почему ВМ легко проникают на территорию Русской равнины? Какие факторы оказывают решающее влияние на зимние и летние температуры? КЛИМАТ ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ РАВНИНЫ мУВ мАВ У-К тип климата Петрозаводск Воронеж Волгоград сев- атлантическое течение Мурманск Город Июльские температуры Январские температуры Годовое количество осадков Амплитуда Петрозаводск +16 -8 600мм 24 Москва +18 -8 600мм 26 Воронеж +24 -8 400мм 32 Волгоград +28 -8 400мм 36 Проанализируйте данные таблицы. Как изменяются июльские и январские температуры, амплитуда температур?2. Как изменяется количество осадков?3. Сделайте вывод, в каком направлении увеличивается континен- тальность на Русской равнине и почему? Город Июльские температуры Январские температуры Годовое количество осадков Амплитуда Москва +16 -8 600мм 24 Комсомольск – на -Амуре +26 -28 600мм 54 задача №1 г. МОСКВА - 55 37 С.Ш. 37 37 В.Д. г. КОМСОМОЛЬСК-НА-АМУРЕ 50 34 С.Ш. 137 0 В.Д.ПОЧЕМУ г. Комсомольск –на- Амуре расположен южнее Москвы, а климат гораздо суровее? задача №2 г. Мурманск- начертить розу ветров. Определить, какие ветра преобладают в течение года? Какая закономерность наблюдается в режиме ветров? Какое природное явление это напоминает?Как называется тип климата, для которого это природное явление характерно?Выскажите свое мнение — почему климат Мурманска к этому типу отнести нельзя? Постоянные и переменные В.М. перемещаются: Из тропиков на экватор- пассатыИз тропиков в умеренные широты — западные ветры ( западный перенос) Морские умеренные воздушные массы на материки переносятся западными ветрами. Их отличают высокая влажность и умеренные температуры. Зимой морские умеренные воздушные массы приносят пасмурную погоду, обильные осадки и оттепели, а летом — большую облачность, дожди и понижение температуры .Из Арктики в умеренные широты — северо-восточныеиз Антарктики в умеренные широты — юго-восточныеС Тихого океана – летом ветер перемещается на материк, зимой с материка на океан - муссоны Постройте розы ветров января и июля по метеостанции Мурманск в %, используя данные таблицы и масштаб: в 1 см. 10% Период С СВ В ЮВ Ю ЮЗ 3 СЗ Тихо Январь 3 3 1 4 53 19 5 4 8 Июль 33 17 4 3 18 8 3 6 8 Роза ветров января и июля по метеостанции Мурманск в % масштаб: в 1 см. 10% Основные выводы: задача№2 . Ветер в Мурманске имеет муссонный характер – зимой преобладают южные ветра с материка, несущие сухую морозную погоду в город, а летом – северные ветра с Баренцева моря, приносящие в Мурманск повышенную влажность и прохладную летнюю погоду. Смена ветров происходит примерно в июне и сентябре. Это объясняется контрастом температур и давления между сушей и океаном. Однако такие типичные черты муссонного климата как высокая влажность воздуха летом и сухой воздух зимой не характерно для территории этого города. В течение всего года здесь в среднем относительная влажность составляет от 75%-80%. Осадки выпадают от 160-216 дней в году (более 500мм/год). Повышенная влажность в течение года объясняется: близостью теплого сектора Арктики (Норд капское-Северо-Атлантическое течение), туманы и облачность, низкие температуры (высокие широты, полярная ночь), слабая испаряемость. Поэтому климат Мурманска логичнее определить как - субарктический-морской. Рефлексия. Итог урока - самооценка учениками собственной учебной деятельности (тест, синквейн, кластер….). Формы работы, которые должны продиагностировать уровень усвоения учащимися темы урока. Экспертиза выявляет – ЧЕМУ НАУЧИЛИСЬ РЕБЯТА, какие проблемы не решены, что необходимо откорректировать. Цель обучения ученика, используя системно- деятельностный метод, состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.