РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В 10 «А» КЛАССЕ МБОУ СОШ №87 ИМЕНИ Н.М.ЩЕРБАКОВА Г.РОСТОВА-НА-ДОНУ
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО РОЛЬ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ. Классный руководитель 10 «А» класса в 2015/2016 учебном годуМБОУ СОШ №87 г.Ростова-на-ДонуБольшакова Людмила Николаевна В основу работы классного руководителя должны быть положены следующие ИДЕИ: ЛЮБОЙ ребенок ХОЧЕТ быть хорошим, но нуждается в ПОМОЩИ: в помощи по выбору жизненных ориентиров, в признании, уважении, любви окружающих.ребенок воспитывает, строит себя САМ.воспитывают не классные часы, не морализирование, а совместная и индивидуальная ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, переживания, отношения, чувства.воспитывает только тот ПЕДАГОГ, которого дети УВАЖАЮТ, ЛЮБЯТ, которому тайно или явно ПОДРАЖАЮТ. Основные ЗАДАЧИ классного руководителя: НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАЗВИТИЕМ воспитанника, СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ для формирования личности, способствующих раскрытию способностей ученика и их развитию совместно с семьей.ИЗУЧЕНИЕ СКЛОННОСТЕЙ, интересов, дарований ребенка с целью СОЗДАНИЯ для него СИТУАЦИИ УСПЕХА.ОРГАНИЗАЦИЯ всех видов ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, вовлекающей учащихся в общественно-ценностные отношения. Активная ПРОПАГАНДА ЗОЖ.Содействие воспитаннику в СОБЛЮДЕНИИ его ПРАВ и СВОБОД.СОЗДАНИЕ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА как среды, обеспечивающей социализацию каждого ребенка.ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ всех воспитательных сил. аналитические прогностические ФУНКЦИИ классного руководителя организационно- коммуникативные координационные АНАЛИТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ классного руководителя изучение индивидуальных особенностей каждого ребенка или подростка,изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого воспитанника,анализ и оценка уровня воспитанности личности и коллектива,изучение и анализ становления и формирования коллектива класса,изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на учащихся, анализ воспитательной ценности проведенного дела. ПРОГНОСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ классного руководителя предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия,прогнозирование уровней индивидуального развития учащихся,определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности каждого воспитанника и коллектива,предвидение последствий складывающихся в детском коллективе отношений (между воспитанниками, между педагогами и воспитанниками, между воспитанниками и родителями и т.д.) ОРГАНИЗАЦИОННО-КООРДИНИРУЮЩИЕ ФУНКЦИИ помощь воспитанникам в учебной деятельности,помощь в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности детей и подростков в соответствии с возрастными потребностями,развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, умения принимать жизненные решения,индивидуальное педагогическое воздействие на каждого учащегося и коллектив в целом,содействие воспитанникам в получении дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, объединений как в школе, так и вне ее,организация взаимодействия с семьями учащихся,организация работы малого педсовета по проблемам учащихся своего класса, посещение уроков учителей-предметников,содействие профессиональному самоопределению выпускника, подведение к осознанному выбору профессии,ответственность за жизнь и здоровье детей во время внеурочных мероприятий,организация питания, дежурства по классу, школе, летней трудовой практики, других трудовых дел,ведение классной и индивидуальной документации в соответствии с предъявляемыми требованиями и др. КОММУНИКАТИВНЫЕ ФУНКЦИИ классного руководителя построение оптимальных взаимоотношений: «учитель-ученик», «учитель-родители», «родители-ученик»,помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в детской и подростковой среде, в развитии навыков общения, помощь в социальной адаптации, в завоевании признания, удовлетворительного социального статуса,содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата в коллективе в целом и для каждого отдельного воспитанника в классе. ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ познавательная,ценностно-ориентационная,общественная, эстетическая, досуговая. ГЛАВНЫЕ СРЕДСТВА (МЕТОДЫ, ТИПЫ) воспитательного воздействия слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения (тренинг). Типы форм воспитательной работы - Словесно-логические формы: беседы на самые разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр. Главное – обмен информацией, обсуждение проблем. - Образно-художественные формы: концерт, спектакль, праздник и пр. Главное – сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. - Трудовые формы: организация ученической взаимопомощи, выпуск стенгазет, организация ярмарок и пр. Главное – формирование труд. навыков, создание ситуации успеха для каждого ученика, формирование коллектива. - Игровые (досуговые) формы: спортивные соревнования, различные конкурсы, викторины, деловые игры и т.п. Совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу. - Психологические формы: психол. тренинги, методы практической психологии, индив. и групповой психотерапии, консультации. Важно: участие специалиста-психолога. ПРАВА И ПОЛНОМОЧИЯ классного руководителя получать регулярно информацию о физическом и психическом здоровье детей,контролировать посещаемость занятий и учебные успехи каждого ученика с целью оказания своевременной помощи,координировать работу учителей-предметников, оказывающих воспитательное влияние на его учащихся (педагогические консилиумы, малые педсоветы и т.п.),определять (совместно с психологом, социальными работниками, медиками) программы индивидуальной работы с детьми и подростками,приглашать родителей в учебное заведение,определять свободно индивидуальный режим работы с детьми,создавать собственные воспитательные системы и программы, применять новые методы и приемы воспитания, руководствуясь единственным принципом «не навреди». Классный руководитель НЕ ИМЕЕТ ПРАВА - унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом, придумывая клички, навешивая ярлыки и т.д.,- использовать оценку (школьный балл) для наказания ученика,- злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово, сознательно вводить его в заблуждение,- использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка,- обсуждать за глаза своих коллег, представлять их в невыгодном свете, подрывая авторитет учителя и всего педколлектива. Классный руководитель ОБЯЗАН - организовать учебно-воспитательный процесс в классе,- вовлекать учащихся класса в систематическую деятельность классного и общешкольного коллектива, а также устанавливать связи с другими группами и коллективами,- изучать детей и подростков, условия их жизнедеятельности,- фиксировать отклонения в развитии и поведении воспитанников, осуществлять психологически и педагогически обоснованную коррекцию, в сложных ситуациях информировать об этом администрацию,- оказывать помощь воспитанникам в решении острых жизненных проблем,- содействовать социальной и правовой защите их прав,- вести документацию, отражающую ход и результативность воспитательной работы,- вовлекать в воспитательную деятельность педагогов школы, родителей учащихся, специалистов различных областей науки, искусства,- постоянно повышать свой квалификационный уровень по вопросам педагогики, психологии, теории и практики воспитания. Классный руководитель ДОЛЖЕН УМЕТЬ общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример деловитости и ответственности,видеть и формулировать свои воспитательные цели,составить план воспитательной работы в собственном классе,организовать воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер, классный час и т.д.,организовать и провести родительское собрание,пользоваться психолого-диагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе. ЕЖЕДНЕВНО Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.Организация питания учащихся.Организация дежурства в классном кабинете.Индивидуальная работа с учащимися. ЕЖЕНЕДЕЛЬНО Проверка дневников учащихся.Проведение мероприятий в классе (по плану).Работа с родителями (по ситуации).Работа с учителями-предметниками (по ситуации).Встреча со школьным медработником по справкам о болезни учащихся. ЕЖЕМЕСЯЧНО Посещение уроков в своем классе.Консультации у школьного психолога.Встреча с родительским активом.Консультации у зам.директора по ВР, сдача информации по пропускам уроков. ОДИН РАЗ В ЧЕТВЕРТЬ Оформление классного журнала по итогам четверти.Сдача отчета по успеваемости и неуспевающим учащимся.Участие в заседании ШМО классных руководителей.Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана ВР на новую четверть.Проведение родительского собрания. ОДИН РАЗ В ГОД Проведение открытого мероприятия.Оформление личных дел учащихся.Анализ и составление плана работы класса.Статистические данные по классу. КРИТЕРИИ оценки деятельности классного руководителя - упорядоченность жизнедеятельности класса,- наличие и уровень зрелости классного коллектива,- общий психологический климат класса,- социальная защищенность каждого ученика и его комфортность,- реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся, их интеллектуальное, нравственное, эстетическое, правовое, половое, а также мировоззренческое развитие,- активная позиция классного руководителя,- участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе,- вовлечение родителей учащихся в дела классного коллектива. ИТОГИ деятельности классного руководителя подводятся на основании - анализа воспитательного плана и записей в нем,- анализа анкет, данных учащимся в начале и конце года,анализа материалов собеседования с классным руководителем по должностным обязанностям в конце года,- анализа материалов посещения руководством школы воспитательных мероприятий в течение года,- анализа участия класса в общешкольных делах. СПАСИБОЗАВНИМАНИЕ!