Презентация по психологии Психолого — педагогическое сопровождение профориентационной работы в образовательной организации
«Психолого- педагогическое сопровождение профориентационной работы в ОО» Профориентация в основной и старшей школе Содержание профориентационной работы в основной школе 5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Содержание профориентационной работы в старшей школе 8 – 9 классы – формирование профессиональной мотивации, готовности к самоанализу основных способностей и склонностей; уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.10 – 11 классы – формирование ценностно-смысловой стороны самоопределения, определение профессиональных планов и намерений учащихся, развитие способностей через углубленное изучение отдельных предметов. Приемы и формы Экскурсии;классные часы;анкетирование;дискуссии, диспуты;исследовательские работы (групповые и индивидуальные);встречи со специалистами различных профессий;изучение интересов, склонностей, способностей учащихся; консультации по выбору профильного обучения (индивидуальные, групповые);элективные курсы;родительские собрания;встречи с представителями учебных заведений;предметные недели;олимпиады;творческие работы (сочинения, рисунки и т. д.) Направления работы: 1. Профессиональное просвещение включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.2. Профессиональная диагностика – изучение личности школьника в целях профориентации. 3. Профессиональная консультация имеет целью установление соответствия индивидуальных личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.4. Профессиональное воспитание – которое ставит своей целью формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства. Включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Профориентационные мероприятия 5-7 классы 1) Классный час: «Мир моих интересов» (в течении года);2) Диагностика «Готовность учащихся к обучению в средней школе» 5 класс (октябрь);3) Тренинги «Навыки общения и взаимодействия» (в течение года);4) Классный час: «Мир профессий»;5) Классный час: «Моя мечта о будущей профессии»;6) Исследовательские проекты: «Детские увлечения моих родителей и их профессии»;7) Классный час: «Навыки общения и взаимодействия»;8) Классный час: «Мои увлечения»; 9) Классный час: «Все профессии важны, все профессии нужны»;10) Совместные мероприятия с родителями;11) Экскурсии на предприятия и учреждения;12) Участие в акции «Чистый дом» (уборка классных помещений и территории вокруг школы).13) Диагностика: «Общечеловеческие ценности», «Навыки общения и взаимодействия», «Уровень воспитанности»;14) Развитие интересов учащихся через участие в различных конкурсах (рисунки, поделки, фотографии и т. д.), концертах, спортивных соревнованиях.15) Беседы на родительских собраниях о трудовых навыках учащихся, учебных и внеучебных интересах. Профориентационные мероприятия 8-11 классы Профориентационные консультации (по запросу, в течение года)Диагностика «Выбор профильного обучения» (9 классы)Классный час «Моя будущая профессия» (по запросу классных руководителей, в течение года)Тренинг «Путешествие в мир профессий» (9,11 классы, февраль- март)Тренинг «Что такое характер? Темперамент? Темперамент и профессия» (9 классы, январь)Дифференциально-диагностический опросник (8 классы, март)Диагностика уровня воспитанности (8-11 классы, март)Родительское собрание «Как помочь ребенку выбрать профессию?» (9-11 классы, март, по запросу классных руководителей)Анкета старшеклассника (10 классы, декабрь)Методика изучения профессиональной направленности личности (9,11 классы, апрель) РЕКОМЕНДАЦИИ КЛАССНОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ 5-11 КЛАССОВ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ УЧАЩИХСЯ Основные формы и методы работыПрофпросвещение и профессиографические встречи. Основной функцией является ознакомление учащихся со сферами трудовой деятельности и предприятиями (региона).Письменное рассуждение на тему «Кем быть?», в котором предлагается ответить на следующие вопросы:-Какую профессию ты хотел бы выбрать в будущем?-Почему тебе нравится именно эта профессия?-Что делают люди этой профессии?-Какие качества нужны человеку, чтобы хорошо работать по этой профессии?-Есть ли у тебя такие качества? Проведение экскурсий, содержательный аспект которых опосредован как особенностями возраста, так и образовательным уровнем учащихся. Припроведении экскурсий необходимо не только показать учащимся, как работают люди, занятые в той или иной сфере, но и разъяснить важность данного вида труда для общества. Работа по оказанию помощи престарелым людям, детям-инвалидам и т.д. Она может осуществляться следующим образом. На классном собрании учащиеся проводят работу по выявлению количества престарелых одиноких людей, нуждающихся в помощи (проживающих на какой-то улице и т.д.). По результатам собранных материалов формируются бригады по оказанию необходимой помощи. Вся проведённая работа записывается в журнал в «страничку добрых дел». В конце года по итогам работы проводится классный сбор «Добрых дел мастер». Подобные рейдовые операции можно организовать по очистке школьной территории, по ремонту оборудования и мебели в школе. Главное при проведении таких мероприятий – дать возможность детям проявить инициативу, самостоятельность, почувствовать общественную нужность своей работы. Проведение профориентационных игр, викторин, турниров, кинолекториев и т.д. Одним из возможных вариантов проведения профориентационной работы по реализации этого мероприятия может стать творческая игра «Экспедиция в мир профессий». Она позволяет все профориентационные занятия объединить в единый процесс, подчиненный одной логике и общей цели. Профориентационные занятия по изучению профессий усиливают не только познавательную, но и общественную активность школьников. Кроме того, проведение такой игры позволяет реализовать такие методы профориентационных воздействий, как изучение состояния производственной инфраструктуры региона и формирование познавательных интересов. Ведение профориентационной карты учащегося совместно с педагогом-психологом школы. Данная карта позволит систематизировать и контролировать процесс профессионального самоопределения каждого учащегося; выявить учащихся, нуждающихся в профконсультации психолога и следить за результативностью профориентационной работы. Ведение профкарты позволит классному руководителю прослеживать динамику развития интересов и склонностей, формирования профессиональной направленности личности. Профориентационная карта учащегося ____________________________________________________________________________ (Ф.И.О.)I. Общие сведенияДата рождения _____________________________________________________Домашний адрес, телефон ___________________________________________ Ф.И.О. родителей _____________________________________________________________________________________________________________________II. Характеристика личностных качествИнтересы и склонности ________________________________________________________________________________________________________________Способности _______________________________________________________ __________________________________________________________________Особенности характера, коммуникабельность, лидерство ___________________________________________________________________________________Увлечения _________________________________________________________ III. Профессиональный план на ближайшее будущееВыбранная профессия (какая) ________________________________________Что знает о выбранной профессии и условиях работы ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________IV. Обоснованность выбора (10 – 11 классы)Имеется ли опыт работы в данной сфере _______________________________Чем обусловлен данный выбор (совет семьи, престижность профессии, материальная заинтересованность, др.) __________________________________________________________________________________________________ V. Рекомендации аналитиков (классный руководитель, педагог-психолог)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Показатели эффективности профориентационной работы •достаточная информированность о профессии и путях ее получении • потребность в обоснованном выборе профессии • уверенность школьника в социальной значимости труда •степень самопознания школьника.