Презентация к мастер классу по биологии 5 класс Критическое мышление
Технология критического мышления в обучении биологии Ковтун Зоя ВитальевнаУчитель биологии и химииМБОУ СОШ №1
Цель мастер класса: Познакомить коллег с методическими приемами, опытом организации урочной деятельности обучающихся путем непосредственного и комментированного показа приемов. .
Знания имеют ценность , только тогда, когда они востребованы и применимы!
Критическое мышление – не означает не обоснованную критику или негативность суждений - это взвешенный подход к любым утверждениям, умение не принимать ничего на веру без доказательствЧто же такое критическое мышление?Критическое мышление это:-способность ставить новые, полные смысла вопросы.-вырабатывать разнообразные аргументы-принимать продуманные решения
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Умелое мышлениеОбычное мышлениеОценивающее суждениеГадательное предположениеВзвешенное суждениепредпочтениеклассификациягруппированиедопущениеверованиеЛогическое формулирование выводовФормулирование выводовПонимание принциповОбъединение понятий по ассоциациямПостроение гипотезыПредположение (без достаточных оснований)Предложение мнений с аргументамиПредложение мнений без аргументовФормулирование суждений на основе критериевФормулирование суждений без опоры на критерииСравнение признаков обыденного и критического мышления
Технологические этапы1.стадия-ВЫЗОВ (пробуждение имеющихся знаний и интереса к получению новой информации)2.стадия-Осмысление(получение новой информации3. стадия- Рефлексия (осмысление и рождение нового знания)
мозговой штурмкорзина идейрассказ-предложение по ключевым словамверные и не верные утверждениядерево предсказанииперепутанные логические цепочкиБортовой журналВозможные приемы и методы стадии Вызова.
толстые и тонкие вопросысоставление новых кластеровзигзагчтение с остановкамиИНСЕРТ Стадия осмысления
фишбоунромашка Блумаответы на поставленные вопросынаписание творческих работ (синквейн, диаманта)организация дисскусий круглых столовзадание со сменой установкиопрос, итоглови ошибкуНа стадии рефлексии можно использовать следующие стратегии
Бортовые журналы - обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте (учениками 5-х классов), перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают информацию в два столбика, отвечая на вопросы «Что мне известно?», «Что я узнал нового?»: Прием «Бортовой журнал»
Задание №1.Нарисуйте на листах познавательный объект –гриб-так, как вы его себе представляете.Тема урока «Грибы»
Белый гриб
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Предложение (Что мне известно)Новая информация (Что я узнал нового?) Грибы……………………….Задание 2. Посмотрите на свой рисунок гриба и вспомните все, что вы знаете о грибах, заполните соответствующую колонку в «Бортовом журнале»
Задание №3Обменяйтесь своими мнениями в пареЗадание №4Давайте обсудим то, что у нас получилось(что же мы знаем об объекте изучения ?),дополняя левую колонку таблицы
«v» - уже знал,«+» - новое,«-» - думал иначе«?» - не понял, есть вопросы.2. прием «ИНСЕРТ» - маркировка текста значками по мере его чтения
№1.Прочтите текст , используя маркировку «v» - уже знал,«+» - новое№2. Продолжим работу с маркировочной таблицей «Бортовой журнал» индивидуально.Маркируем вторую колонку журнала: «Новая информация»№3.Обсуждаем данные, записанные во 2-ой колонке
№1. Найдите ошибки в текстеподчеркните ошибки Над ошибками укажите верные ответы.Проверьте себя «Подберезовики растут - рядом с березами, подосиновики – с соснами. «Дружба» эта не случайна, ведь между грибницей грибов и корнями деревьев устанавливается взаимосвязь. Для Дрожжей характерно размножение почкованием. Попав в почву, споры размножаются. Плодовое тело состоит из шляпки и ножки, а грибница находится под землей.»Прием «Лови ошибку»
0-ошибок – «5»1-ошибка- «4»2-ошибки- «3»Критерии оценок
1.Что- то я возьму для себя?2.Почему?Рефлексия
Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно с учащимися.
Спасибо за внимание!
3 этапа :постановка проблемы, генерация идей.Отбор, отбор идейИерархия вопросов:1уровень-что ты знаешь?2 уровень - как ты это понимаешь?3 уровень- применение , анализ, синтез знаний.Мозговой штурм
Корзина идей
Учитель выбирает из текста 4-5 ключевых слов и выписывает их на доскуУченики в парах дают толкование слов и высказывают предположения, как они будут применяться в новом контекстеПри работе с текстом проверяется правильность предложений и новая трактовкарассказ-предложение по ключевым словам
Кластер — это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. кластеры
Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем , обосновывая свой ответ, описывая заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).Верные и не верные утверждения
Правило работы с данным приемом:Ствол дерева-это темаВетви-предположения, которые ведутся по двум основным направлениям- «возможно» и «вероятно»;«листья»-это обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнениядерево предсказании
Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть не верныеУчащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные утверждения Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют-перепутанные логические цепочки
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Толстые вопросыТонкие вопросыДайте объяснение, почемуПочему вы думаете…?Почему вы считаете…?В чем разница..?Предположите, что…Кто..Что…Когда..Может..Будет..Согласны ли выВерно ли…толстые и тонкие вопросы
Лекция читается «дозировано».После каждой смысловой части делается остановка, идет обсуждение проблемного вопроса, поиск коллективного ответа на основной вопрос или выполняется групповое или индивидуальное задание.Чтение с остановками
фишбоун
Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней: явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта и знаний;·скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.Лови ошибку
1строка- тема или предмет2 строка - два прилагательных3 строка - три глагола4 строка – фраза из 4-х слов5 строка – «смысловой синоним»ЦиклСложный, важныйПовторяется, работает, зацикливаетсяБез цикла нельзя начистить картошкуВажносинквейн
1.Тема (существительное)2.Определение (2- х прилагательных)3.Действие( 3- глагола)4.Ассоциации (4-х существительных, переход к антонимичным понятиям)5. Действие (3- глагола)6.Определение (2 – прилагательных)7.Антоним теме (существительное)диаманта
Круглый стол открывает ведущий, он представляет участников дискуссии, направляет её ход, обобщает итоги. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут..организация дисскусий круглых столов
Опрос-итог. В конце урока учитель задает вопросы, побуждающие к рефлексии: Что главное? Что новое? Что интересное? Чему научились?Опрос итог
Суть приема в следующем: на доске заранее пишется задание (понятия, названия растений, животных), учащимся предлагается их запомнить в том же порядке. Затем задание убирается, а учащиеся должны постараться ответить на вопросы учителя (устно или письменно в тетрадях). Этот прием можно использовать при изучении любой темы по многообразию живых организмовЗадание со сменой установки