Презентация на тему Использование технологии В.Н.Зайцева для совершенствования общеучебных умений и навыков


«Внедрение педагогической технологии В.Н.Зайцева в учебный процесс»ГУ «Средняя школа №3»2011-2012 уч.год Подготовила : учитель начальных классов Крагель Л.Н. ВведениеПоследнее время возрастает число детей, которым учиться трудно. Наиболее распространенными причинами такого явления выступают, с одной стороны, недостаточный уровень умственного развития, в частности, плохое развитие логического мышления, с другой стороны, низкий уровень личностного мышления, в частности, волевой регуляции детьми своего поведения. Особенно сложным, с этой точки зрения, является период перехода выпускников начальной школы в среднее звено. Новые условия учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию обучающихся, а также к степени сформированности у них учебных знаний, умений, навыков.Коллектив учителей начальных классов ищет пути повышения качества знаний выпускников I ступени школы. Нами были изучены методики повышения качественной успеваемости разных авторов. В мае прошедшего учебного года на базе нашей школы были проведены курсы по технологизации учебного процесса. В итоге мы выбрали для апробирования на практике методику В. Зайцева. Были выбраны три основных для начальной школы навыка: навык чтения, навык письма и вычислительный навык. Технологиясовершенствования общеучебных умений в начальной школе(В.Н. Зайцев) Зайцев Всеволод Николаевич - автор программы МОиПО – «Преемственностъ»-, кандидат педагогических наук. Система В.Н. Зайцева посвящена  вопросам научно-практической подготовки коллектива и последовательного включения резервов обучения:  - восстановления и совершенствования общеучебных умений;   - совершенствования репродукции;   - становление хорошо успевающих учеников;   - активизации творчества учащихся. На завершающем этапе начального обучения можно считать нормальным такое положение, когда не менее 40% класса умеют достаточно хорошо читать (120 слов в минуту), писать (60 букв в минуту) и считать (30 цифр в минуту). Для проведения исследования была выбрана параллель 4-х, 2-х классов (причём один класс в параллели является экспериментальным, а второй – контрольным). В начале исследования были проведены диагностические замеры. Они показали, что уровень сформированности основных общеучебных навыков, необходимых для дальнейшего обучения в среднем звене, очень низок. Поэтому, в течение всего учебного года учителями проводилась кропотливая работа по развитию этих навыков. Целевые ориентации: Подготовить психику дошкольников и первоклассников к развитию речи.Достичь оптимального чтения во 2-3-м классах (120 слов в минуту).Повысить быстроту письма в 3-м классе (60 букв в минуту).Повысить орфографическую грамотность в 2 раза (1-3, 5-7-е классы).Обучить пересказу (перевод 90% двоечников на нормативный уровень).Совершенствовать вычислительные умения до уровня 30 цифр в минуту (3,5-е классы).Сохранить учебные умения (3, 5-е классы) в период каникул (90%). Общеорганизационные рекомендации: диагностика уровня умений и динамики его изменения с помощью проверки,взаимопроверки, самопроверки;стимулировать положительные эмоции и удовольствие от сделанного Наши действия : Ежеурочные пятиминутки чтенияЕжедневные зрительные диктантыВзаимозамеры скорости чтенияТехнологичный ТРЕНАЖИспользование СОРБОНОКСИСТЕМА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ Моя коллега рассказала вам о методике формирования навыка чтения, а я расскажу про два очень важных умения,  без тщательной отработки которых сформировать интеллектуальные умения ученика невозможно. Первое - умение красиво и скоро писать.Второе - умение правильно и быстро считать.Важная составляющая, с которой ребенок должен выйти из начальной школы, - это навык беглого, разборчивого и грамотного письма. Письмо является «базовым» навыком, на котором практически строится все дальнейшее обучение, а значит ребенок, не освоивший его вовремя, непременно будет отставать в учебе, и не только по русскому языку. Основным критерием степени сформированности навыка является скорость письма и его качество. Очень часто, когда речь идет о формировании навыка, в том числе и навыка письма, считается, что основное - это тренировки и упражнения, упражнения и тренировки. Действительно, без упражнений, без многократного повторения сформулировать навык нельзя, но в то же время бессмысленное повторение и упражнение не только нецелесообразны, но и тормозят формирование навыка. Многократные повторения более эффективны на третьем этапе, а на первых двух необходимо осознанное выполнение действий. Поэтому ни в коем случае нельзя торопить детей в первом классе, очень важно сохранить в течение всего года относительно медленный темп письма. Оптимальная скорость письма для первоклассников 4-6 знаков / мин. в начале года 10-12 знаков/ мин. - в конце. Плотность письма практически не изменяется во втором классе, а увеличивается лишь в третьем классе и составляет 40-45 знаков/мин. Такое увеличение плотности письма связано, прежде всего, с ликвидацией микропаузы между буквами (уже не нужно столь длительное время на осознание последующего движения, на перевод фонемы в графему, проговаривание и другие процессы). Наряду с сокращением микропауз увеличивается и скорость самого движения. Все это в совокупности и дает резкий скачок скорости письма. Именно на этом этапе необходимо начинать тренировки, направленные на увеличение скорости письма. Очень медленно дети пишут некоторые буквы (ф, в, б, ж, х), а также сочетания букв, например ол, оч, ощ, ем. Поэтому обучающимся предлагаются упражнения на написание этих букв и сочетаний за определенное время.Следует давать задание на быстрое, аккуратное и правильное списывание текста из книги с установкой: сначала прочитать предложение, повторить его про себя, затем записать, стараясь реже заглядывать в текст. Это еще и тренировка оперативной памяти.Грамотное и быстрое письмо предполагает видение структуры слова, предложения. Для тренировки этого умения можно сопоставлять близкие по написанию слова, образовать однокоренные слова, устанавливать связь слов в предложении, находить словосочетания.Для успешной учебы в средних классах необходимо, чтобы по окончании начального обучения скорость письма достигала не менее 60 знаков в минуту. Резервы скорости письма Решающий фактор – высота букв (2-3 мм)Важный резерв, как ни странно- цвет пасты: слишком светлые тона вызывают усталость зрения и снижают скорость письма примерно на 15% (употреблять только пасты тёмные – тёмно-синяя, тёмно-фиолетовая)             Как перейти к уменьшенному написанию букв? Проводится нулевой замер скорости письма. В первом месяце делаем только обычные записи в тетрадях, но с уменьшенной высотой букв (рекомендуемая высота букв в технологии СОУ: строчные - 2-2,5 мм; заглавные буквы и цифры – высотой 4-5 мм; цвет пасты – темно-синий или темно-фиолетовый) через месяц тренировки – первый диагностический замер. В черновике можно поупражняться в написании вслепую коротких слов длиной в 3-6 букв, например «слон», «сон», «хлеб», «марка», «радуга».            Если через месяц скорость увеличиться на 5-10 букв в минуту, значит, процесс идет нормально, и в специальных упражнениях необходимости нет.Выделим тех учеников, у кого прибавка за месяц составила менее пяти букв в минуту. Для них проводятся в течение второго  месяца ежеурочные упражнения: переписывание из книги в черновую тетрадь. Увеличение частоты тренировок и стимулирующее действие режима самозамеров благотворно сказывается на увеличении скорости письма. Лучший результат дня ученик записывает в дневник.Если остались ученики, у которых нет улучшений, то для них необходима специальная ежеурочная, ежедневная тренировка в упражнениях для развития кистей рук (лепка из пластилина,  штриховка, раскрашивание, копирование по клеточкам), специальные упражнения для развития памяти, графические диктанты. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАМЕРОВ СКОРОСТИ ПИСЬМАСкорость письма измеряется при переписывании из книги на лист бумаги. Текст должен быть хорошо знаком ученикам, перед написанием его надо прочитать и разобрать смысл. Переписывание длится три минуты, при проверке не учитываются ошибочно и небрежно написанные буквы. Общее количество правильно написанных букв делится на три. Нормы замеровскорости письма 4 кл. 3 кл. 2 кл.На «5» 80 65-70 50-60На «4» 60 40-60 20-30На «3» 40 30-39 20-15 Сравнительный анализ скорости письма в 4-х классах Технология увеличения скорости письма Уменьшение написания букв до следующих размеров:Строчные – 2-2,5 мм;Заглавные буквы и цифры – 4-4,5 мм.Через месяц тренировки первый замер. В течение месяца скорость должна увеличится на 5-10 букв в минуту.Если скорость прибавки меньше 5 букв, то в течение 2 –го месяца проводить ежеурочные упражнения по переписыванию текста в черновую тетрадь. Лучший результат заносится в дневник. Резервы скорости счёта Работа с математическими тренажёрами «Тетрадь по развитию математических навыков» Автор В.М.Ударцева Для определения скорости вычислительных навыков мы опираемся на нормы, разработанные учителем физики одной из Алматинских школ – В.М.Ударцевой. Данные скоросчёты мы впервые увидели на ярмарке педагогических идей, проходившей в прошлом году в Кокшетау. Сама Вера Михайловна рассказала нам, как нужно использовать тренажёры на уроках математики. Мы очень заинтересовались этим пособием, сделали заказ на все классы начального звена, и вот уже второй год ежедневно работаем над развитием вычислительных навыков по данному тренажёру. Хочется отметить то, что благодаря этой кропотливой работе практически все ученики легко заучили таблицу умножения и деления. Демонстрация работы по тренажёру Ударцевой В.М. При оценке выполненных работ неправильно начисленные цифры не учитываются. Не учитываются и заранее написанные цифры условия. Значит, в решении примера, приведенного ниже, не будут учтены цифры 3,6,4,7 и 1. А как быть с цифрой 5? Фактически она ошибочна, но сложение -то (1+4«Э) выполнено верно. Цифра 5 считается условно правильной и подлежит учету. В приведенном решении примера девять правильно определенных цифр. 36 47 212 1441652 Нормы замеровскорости вычислений 4 кл. 3 кл. 2 кл.На «5» 40 30 15-20На «4» 30 20 10-15На «3» 20 15-20 10-5 Сравнительный анализ вычислительных навыков в 4-х классах Как лучше проводить зрительные диктанты? На одном слайде представлен 1 диктант (всего диктантов 22) состоящий из 5 предложений, которые открываются по одному. На прочтение каждого предложения отводится определённое время (время, необходимое для запоминания, написано к заметкам к слайду) Инструкция учителя: Прочитайте предложение молча и постарайтесь его запомнить. Закройте глаза, представьте, как оно записано, и повторите его про себя. Затем предложение пропадает, и ученики записывают его в тетрадь. Если многие дети плохо запоминают текст, его следует повторять до положительного результата несколько дней подряд. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. 1. Тает снег. 2. Идёт дождь. 3. Небо хмурое. 4. Коля заболел. 5. Запели птицы. 1. По лесной заросшей тропе осторожно идёт пограничник. 2. Начальник подошёл к окну и увидел за ним строящийся дом. 3. Наша страна живёт в мире и дружбе с другими народами. 4. Часть Сибири покрыта крутыми и обрывистыми горами. 5. По нашему краю течёт красивая полноводная река Енисей. 1.Вот клёны. 2.Растёт дуб. 3.Зелёная ель. 4.Стоит берёза. 5.Цветёт калина. 6.Душистая липа. 1. Великий Шёлковый путь проходил по земле Казахстана. 2. По Великому Шёлковому пути перевозили китайский шёлк. 3. Китайцы получали большую прибыль от торговли шёлком. 4. Из него пряли очень красивую и прочную шёлковую ткань. 5. В древние времена его маршрут пролегал через Сырдарью. 6. На протяжении многих веков по степи шли торговые караваны. а л на ли нас лисаананас Лиса тут. Утро мудро. Будь здоров. Делай добро.С делом не шути. Век живи, век учись. Без труда нет добра. Делать добро спеши.Доброму везде добро.С добрым жить хорошо. Требования к проведению замеров скорости чтения Текст для замеров должен быть незнаком, но слова должны быть хорошо знакомы ученикам.Числительных быть не должно, прилагательных может быть от 8 до 12 процентов. Короткие слова надо учитывать, написанные через чёрточку (ну-ка, из-за) считать как два слова. Демонстрация проверки техники чтения по тренажёрам:«Техника осмысленного чтения»,«Проверка техники чтения» Требования к проведению замеров скорости чтения 1. Если скорость меньше 120 слов в минуту, то проводить ежеурочные пятиминутки жужжащего чтения.2. Если скорость меньше 100 слов в минуту, то использовать зрительные диктанты по Федоренко для развития оперативной памяти. ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИИ.Если ученики умножают менее 30 цифр в минуту, то необходимо;Переключить канал восприятия, чтобы ученики заучивали таблицу зрительно, а не на слух, для чего использовать карточки-сорбонки.Этапы работы: 1. Вопрос учителя – ответ –поднятая карточка 2. Работа в паре (время 2 мин.), подсчёт количество карточек. 3. 3-5 учеников работают со всем классом, подсчёт карточек. 2. Отследить индивидуально для каждого ученика усвоение таблицы и ежеурочно повторять только свои трудные случаи. Можно использовать заднюю обложку тетради с выделенными трудностями.3. Ежеурочный технологичный тренаж по карточкам многоразового использования.1 класс-2 класс «Сложение и вычитание с переходом через десяток»3 класс «Письменное сложение и вычитание в пределах 100» «Письменный приём умножения двухзначного числа на однозначное число»4 класс «Письменный приём умножения трёхзначного числа на однозначное» Технологический приём СОРБОНКА Технологический приём СОРБОНКА Данный прием педагогической техники уже давно известен педагогам. Напомним, что он предназначен для заучивания определений, дат, иностранных слов, теорем и т.д.На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой – ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя.Анимированный вариант сорбонки поможет сделать этот процесс более запоминания привлекательным и разнообразным. Объектами запоминания могут быть не только слова, даты, термины, но и формулы, карты и другие наглядные объекты.Данная разработка может явиться шаблоном для любого учителя-предметника. Таблица деления Игра 16 8·2 Конец 24 8·3 32 8·4 40 8·5 48 8·6 56 8·7 64 8·8 72 8·9 Деятельность по технологизации учебного процесса 1.Сборник зрительных диктантов, по методике Федоренко, адаптированные к казахстанской школе, для 2-4 классов (разработала завуч по УВР Т.А.Торговкина)2. Сборник зрительных диктантов, по методике Федоренко, адаптированные к казахстанской школе - для 1-х классов. (разработала учитель начальных классов Дементьева И.В.)3. Сборник тематических зрительных диктантов «Мой Казахстан» - DVD, по методике Федоренко, адаптированные к казахстанской школе - для начальных классов (разработала учитель начальных классов Крагель Л.Н.)4. Сборник упражнений для развития орфографических навыков (разработала завуч по УВР Т.А.Торговкина) НАШИ МЕТОДИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ : Деятельность по технологизации учебного процесса 5. Сборник «СОРБОНКИ – трудные случаи умножения и деления» (разработала учитель начальных классов Минина Л.Н..)6. Сборник «СОРБОНКИ – трудные случаи сложения и вычитания» (разработала учитель начальных классов Твердохлебова Т.А..)7. Тренажёр по технике чтения в электронном виде. (разработала учитель начальных классов Крагель Л.Н.)8. Приложение к тренажёру по технике чтения «Сборник рассказов» (разработала учитель начальных классов Крагель Л.Н.) 9. В стадии разработки находится проект «Анимированные сорбонки» (авторы: Торговкина Т.А., Крагель Л.Н.) НАШИ МЕТОДИЧЕСКИЕ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ :