Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема
Школьная неуспеваемость как психолого-педагогическая проблема Понять, чтобы помочь Основные причины школьной неуспеваемости На сегодняшний день учащиеся, испытывающие трудности в усвоении школьной программы, по разным данным составляют от 15 до 30%.Причинами неуспеваемости являются : - Недостаточность сформированности познавательных процессов;- Дисгармоничность отношений школьника с учителями и одноклассниками. Факторы Нейро-физиологические факторы Педагогические факторы Психологические факторы Факторы влияющие на возникновение школьной неуспеваемости Нейрофизиологические факторы: Неравномерность развития психических функций, связанная с индивидуальными особенностями работы мозга ребенкаНеврологическая симптоматика, возникшая у ребенка в результате проблем, которые были у матери во время беременности и родов, или осложнений постнатального периодаОтклонения в работе органов чувств, к которым относятся близорукость, дальнозоркость, тугоухость и др. Педагогические факторы : Стиль родительского воспитания (наиболее выраженные трудности обучения возникают у детей в результате педагогической запущенности – социальной незрелости личности, вызванной недостатком воздействия со стороны окружающих взрослых)Характеристики школьной среды, к которым относятся количество учеников в классе, стиль общения педагога, программа, по которой ведется обучениеПробелы в дошкольной подготовке, заключающиеся в несформированности представлений, необходимых для усвоения школьной программы Психологические факторы Несформированность процессов саморегуляции (традиционное обучение, осуществляемое методами сообщения и показа, требует от ребенка таких учебных действий,как слушание и наблюдение, но для успешного усвоения учебного материала эти внешние пассивные процессы должны сопровождаться мобилизацией всех ресурсов внимания, памяти и мышления)Недостаточность мотивации (игровая мотивация преобладает над учебной)Нарушения в сфере межличностных отношений (низкий уровень развития коммуникативных навыков, недоверие к окружающим, эгоцентризм и другие индивидуально-личностные особенности ребенка не позволяют ему установить контакт и вести диалог со сверстниками и учителями) Категории неуспевающих детей: Учащиеся с замедленным усвоением школьной программы , ЗПРОдаренные школьникиДети, успевающие в школе, но достигающие этого в ущерб здоровью 15д-18%неуспевающих 7д-8,4%неуспевающихс замедленным усвоением программы, ЗПР 0%одаренные 8д-9,6%остальная категория неуспевающих Данные по школе Учащиеся с замедленным усвоением школьной программы: Данный контингент детей подходит к школьному обучению, имея слабые, недостаточно сформированные психические функции. Например, у ребенка могут быть одинаково плохо развиты объем и темп запоминания зрительного и слухового материала, в результате чего для усвоения школьного материала требуются неоднократные повторы. Одаренные школьники Обладая ярко выраженными способностями в какой-либо сфере, ребенок может иметь низкую мотивацию или недостаточные возможности для освоения других областей знания. В то же время, родители уделяя много внимания развитию выдающихся способностей ребенка, могут сознательно преуменьшать значение навыков, несвязанных с ними. Другая категория неуспевающих детей Значительные нагрузки, связанные с большим количеством внешкольных занятий, наличие каких-либо хронических заболеваний, сниженный иммунитет, способствуют созданию ситуации, в которой психические функции школьника работают «на пределе». Успеваемость данной категории школьников отличается нестабильностью и зависит от функционального состояния организма. Задержка психического развития11 детей - 13,2% по школе Понимается под этим термином негрубое отставание в психическом развитии, которое с одной стороны, требует специального, коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой- дает (как правило, при наличии этого специального подхода) возможность обучения ребенка по общей программе, усвоения им государственного стандарта школьных знаний.Проявления ЗПР включает в себя и замедленное эмоционально-волевое созревание в виде того или иного варианта инфантилизма, и недостаточность, задержку познавательной деятельности, при этом состояния могут быть разнообразные.Низкая познавательная активность обнаруживается во всех сферах его психической деятельности.Ребенок ЗПР менее любознателен, он как бы «не слышит» или «не видит» много в окружающем его мире. Это обуславливается особенностями его восприятия, внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы. Нейрофизиологические и нейропсихологические особенности детей ЗПР: Недостаточность процесса переработки сенсорной информацииСтрадает целостное восприятие объектов и ситуацийВнимание отличается более узким полемСнижен объем памятиНедостатки речевого развитияНедостаточное овладение мыслительными операциямиНеспособность сосредоточенно работать, повышенная утомляемостьЗамедленный темп мышления и деятельностиТрудность переключения с одной деятельности на другую, с одного способа выполнения заданий на другойЗадержка темпов созревания эмоционально-волевой сферы Типы ЗПР по школе : Конституционального происхождения1 - 9%Соматогенного происхождения0%Психогенного происхождения3 - 27,2%Церебрально-органического происхождения3 - 27,2% Конституциональное происхождение Характерны проявления психического инфантилизма и нарушения познавательной деятельности, обусловленные прежде всего незрелостью мотивационной сферы, преобладанием игровых интересов, несформированностью интересов познавательных. Такая форма ЗПР чаще всего вызвана наследственной предрасположенностью к более позднему созреванию нервной системы в целом и эмоционально-личностных качеств в частности. Психогенное происхождение Это нарушение развития, вызванные неблагоприятным влиянием социальной среды, условий воспитания ребенка. Эта группа объединяет формирование личности ребенка по невротическому типу ,по неустойчивому типу, развитие в условиях безнадзорности .При этой форме ЗПР нередко неблагоприятное воздействие окружения, недостаток стимуляции развития, несформированность социально приемлемых форм поведения усугубляются недостаточность предпосылок познавательной деятельности из-за работы мозговых систем. Церебрально-органическое происхождение Эта большая группа объединяет ЗПР, возникшие в результате органической недостаточности мозга и характеризующиеся как специфическим недоразвитием личностной сферы по типу органического инфантилизма, так и значительным нарушением познавательной деятельности. Нарушения в эмоционально-волевой сфере и в познавательной деятельности при этой форме ЗПР, как правило, более выраженные и более стойкие, чем при других формах ЗПР. Результаты диагностических данных неуспевающихс замедленным усвоением программы 29% низкий 29% ниже среднего 43% средний 0% выше среднего Мышление 42% низкий 14% ниже среднего 42% средний 0% выше среднего Память 28% низкий 0% ниже среднего 71% средний 0% выше среднего Внимание 0% низкий 14% ниже среднего 57% средний 28% выше среднего Мотивация 14% низкий 0% ниже среднего 71% средний 14% выше среднего Тревожность Результаты диагностических данных с неуспевающими учениками низкий ниже среднего 43% средний 57% высокий 0% очень высокий Мотивация учения и эмоционального отношения к учению низкий 14% ниже среднего 71% средний 14% высокий 0% очень высокий Интеллектуальное развитие низкий 14% ниже среднего 43% средний 43% высокий 0% очень высокий Память низкий 0% ниже среднего 43% средний 57% высокий 0% очень высокий Внимание 43% низкий 0% ниже среднего 43% средний 14% высокий 0% очень высокий Познавательная активность 57% низкий 0% ниже среднего 43% средний 0% высокий 0% очень высокий Тревожность Общие рекомендации по преодолению неуспеваемости в обучении 1. Для «особенных» детей:обучать умению выделять и осознавать учебную задачу, сознательно ориентироваться в ее условиях;развивать умение контролировать свою деятельность в процессе выполнения программы;развивать умения выделять и логически перерабатывать(анализировать, сравнивать, обобщать) информацию, поступающую от различных источников;способствовать повышению познавательной активности, желании учиться, стремлению к умственному труду сначала на легком, доступном ученику и в то же время интересном для него материале, так как «ничто так не способствует успеху, как сам успех»;оказание каждому ученику индивидуальную помощь в условиях коррекционно-развивающего обучения;создание атмосферы доброжелательного внимания и поддержки;создание у «особенного» ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта;дать ребенку возможность почувствовать свою состоятельность в какой-либо деятельности и найти возможность проявить себя с хорошей стороны. 2 . Для неуспевающих учеников:создание атмосферы доброжелательности, искренности, построение своих взаимоотношений с учащимися с учетом их индивидуальности, готовности к учебному общению;-обеспечение постепенного перехода от коллективно-распределенных форм учебной работы к ее индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации;-развивать групповые формы организации урока;способствовать развитию рефлексивных умений учащихся – умения смотреть на себя «со стороны» , «чужими глазами»;использовать метод совместных оценок собственных достижений школьника, возможностей и перспектив его развития (учитель – ученик; ученик – другие ученики);предоставление учащимся возможности свободного выбора способов и источников информации, обучение умению работать с ними, использование их для решения самостоятельно поставленных, личностно значимых учебных задач;использовать разнообразные формы обучения.