Презентация ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ПРЕОДОЛЕНИЕ НАРУШЕНИЙ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» Тот, кто рисует, получает в течении одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит И. Дистервег Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у старших дошкольников. Предмет исследования: особенности связной монологической речи старших дошкольников.
Задачи исследования: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.2. Изучить особенности связной монологической речи старших дошкольников .3. Разработать конспекты занятий по изобразительной деятельности, способствующих развитию связной (монологической) речи старших дошкольников. Задачи Принципы построения и проведения занятий. Принцип систематичности и последовательности;От простого к сложному ;Оптимальное соотношение известного и неизвестного;Принцип интереса (построение работы с опорой на интересы отдельных детей и группы детей в целом );Использование музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств ;Не применять негативных оценочных суждений ;Принцип доступности, опирающийся на психологические особенности детей с ОНР(недостаточные объем сведений об окружающем и концентрации внимания; эмоциональная незрелость ;замкнутость ,тревожность) и психофизиологические недостатки (ограниченный объем движений общей моторики ,ослабленный мышечный тонус мелкой моторики , дефицит или задержка в развитии зрительного и слухового внимания , восприятия и памяти );Принцип индивидуализации ,построенный на учете индивидуально –личностных особенностей детей с ОНР: темперамент ,характер ,интересы и др. Данный принцип реализуется через рисование по замыслу , свободный выбор изобразительных материалов и техники изображения .;Принцип связи речи с психологическими процессами. Структура проведения занятия приветствие психогимнастика Дыхательная гимнастика Мотивация, использование персонажа Объяснение, показ Коллективная работа Активное экспериментирование Динамические упражнения для расслабления различных групп мышц Пальчиковая гимнастика Музыкальное сопровождение Индивидуальная работа Анализ детской работы эмоциональная поддержка продукта детской деятельности Психофизическая разгрузка(упражнения на релаксацию) приветствие приветствие приветствие Дыхательная гимнастика приветствие Дети Раяз Ками-ля Ками-ль Даяна Мак-сим Саша Ильзия Арслан-бек Да-нил Вале-рия Передача формы 2 2 3 2 3 3 2 3 2 3 Пропорции предмета 2 3 2 2 2 2 2 3 3 3 Композиция 2 2 2 2 3 2 3 3 2 3 Передача движений 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Цвет 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 Проявления творчества 2 3 2 3 2 3 2 3 2 3 Проявление самостоятельности 3 2 3 2 2 3 2 3 2 3 Сост-е рассказа по кар-тинкам с предва-рит. рас-полож. их в пос-ледоват. сюжета Рассказ по серии сюжетных 2 3 3 2 2 3 3 3 3 3 Рассказ из личного опыта 3 2 2 3 3 3 3 2 3 3 Рассказ на тему и про-должение по данному началу 2 3 2 2 2 2 2 2 3 3 Пересказ прочитанного материала 3 2 3 2 3 3 2 3 3 3 Средний балл 2,4 2,5 2,5 2,3 2,2 2,2 2,5 2,7 2,5 2,9 Таблица 1. Уровень развития монологической речи и изобразительных навыков констатирующей группы Изобразительная деятельность «Серая шейка» Домашние птицы. Изобразительная деятельность «Петух и собака» Натюрморт Использование мнемосхем при заучивании стишков и загадок. Использование наглядной модели при заучивании стихотворения Г. Ладонщикова «Весна» Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. Тёплый ветер дует с юга, Капли падают звеня. Солнце землю нагревая, Гонит с нашей горки лёд. Тает баба снеговая И ручьями слёзы льёт Использование наглядной модели при заучивании стихотворения Г.Утробина «Пингвин»Там, где есть снега и льдины,Весело живут пингвины.В костюмах бело – чёрных,Неуклюжа, но проворно,Как смешные человечки.С льдины, на льду, как с крылечка,Скачут весело и живоВидеть это – просто диво:Их походочку в развалкуКто не видел – тех нам жалко.Развесёлая картина –Наблюдать на льду пингвина. Использование наглядной модели при пересказывании рассказа К.Д. Ушинского «Зимние гости»Опустели поля, леса, парки, сады.Словно пух, летит, порхает первый снег.Покинули родные места зяблики.Холодно им и голодно.Скоро появятся зимние гости –красногрудые снегири. Корова Начинается на звук«Ка»У нее острые рогаЕст травку на лугу онаДает много молокаКолокольчик на шее носит, так обратить вниманье просит…Гоняет стаи мух хвостомКопыта лижет шершавым языкомГоворит она «МУ-МУ», но непонятно - что к чему. Носит на голове рогаЕст травку на лугуДает молокоНосит на шее колокольчикНачинается на букву «К»Шлепает по спине хвостом, гоняет мухЕсть копытаБольшой шершавый языкГоворит «Му-Му» Лев На букву «Л»Длинный хвостик с кисточкой на концеЕго называют царь зверейУ него красивая прическа, называется гриваУ него есть усыСлед у него как у кошки, но большойЖивет в АфрикеС кошкой родственник (семейство кошачьих)Хищник Составления описательного рассказа по предложенной схеме. Работа с родителями Традиционные формы Нетрадиционные формы Индивидуальные рекомендации ;Родительские собрания ;Открытые занятия ; Домашние задания Помещение материала на информационный стенд для родителей Подбор материала (иллюстраций,книг,предметов ) по заданной теме дома ; Конкурсы : «Чудесные превращения овощей», «Очумелые ручки», «Рукоделия»;Совместные выставки работ «Сказка, прочитанная мамой», «Выходной день с папой», «Если был бы я взрослым»…;Художественно- творческие проекты : «Мир в твоём окне», « Дети - цветы жизни», «Земля, на которой мы живём» Дети Раяз Ками-ля Камиль Даяна Мак-сим Саша Иль-зия Арслан-бек Да-нил Вале-рия Передача формы 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 Пропорции предмета 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 Композиция 2 3 2 3 3 3 3 3 2 3 Передача движений 3 3 3 2 2 3 2 3 3 3 Цвет 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 Проявления творчества 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 Проявление самостоятельности 3 2 3 2 3 3 2 3 3 3 Сост-е рассказа по картинкам с предварит. рас-полож. их в пос-ледоват. сюжета Рассказ по серии сюжетных 4 3 4 4 3 3 3 4 4 4 Рассказ из личного опыта 3 4 3 3 3 4 3 3 3 3 Рассказ на тему и продолжение по данному началу 3 3 3 4 3 3 3 3 3 3 Пересказ прочитанного материала 3 3 3 3 3 3 2 3 3 4 Средний балл 2,8 3 3 3 2,9 3,1 2,7 3,1 3 3,2 Таблица 2. Уровень развития монологической речи и изобразительных навыков контрольной группы
Диаграммы констатирующего и контрольного эксперимента Проведенное исследование доказало необходимость работы по развитию связной монологической речи у старших дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности и возможность повышения уровня сформированности монологической речи у детей в ходе целенаправленного и систематического воздействия. Эффективность работы во многом зависит от индивидуально-типологических особенностей детей, от преемственности в деятельности всех специалистов ДОУ, от участия родителей в педагогическом процессе, от продолжительности специального обучения ребенка. К числу важнейших задач логопедической и коррекционной работы с дошкольниками, относится формирование у них связной монологической речи. Рисунки оказывают сильное стимулирующее влияние на развитие речевой деятельности детей.