Урок Имя существительное Презентация к уроку Имя существительное
Имя существительное Открытый урок по русскому языку в 4 классеТема: «Имя существительное».Учитель русского языка и литературы: Саркенова Н.О.
Оборудование: компьютер, слайды, карточки с заданиями, листки для индивидуальной работы,лепестки из бумаги, клей, медали «Знатоки имени существительного» кроссворд «Имя существительное» Описание работы: класс делится на две группы.
Цель: Обобщить систему знаний по данной теме, закрепить и углубить знания, умение применять данные знания на практике. ⃰ активизировать познавательную деятельность учеников через групповую форму работы, развивать коммуникативные, творческие способности учащихся. ⃰ воспитывать чувство коллективизма, прививать интерес к русскому языку, воспитывать любви к природе.
Ход урока.I Организационный момент. Слово учителя: Ребята, мы заканчиваем путешествие по большой стране Морфологии «Имя существительное». Сегодня на уроке мы обобщим и проверим знания по данной теме. Урок наш не совсем обычный. Мы проведем игру на звание «Знатоки имени существительного».
II Проверка домашнего задания. Работа по карточкам. Игра «Кто быстрей ответит».Задание 1-ой группе Что обозначает имя существительное?На какие виды делится имя существительное?Привести примеры.Задание 2-ой группе.На какие вопросы отвечает имя существительное?Изменяется ли существительное по родам?Привести примеры.- Вы правильно ответили на все вопросы. Эти знания пригодятся на уроке.
Сценка Кот. Дрова надо заготавливать – зима на носу. Дядя Федор! - Дядя Федор, в лес надо ехать - березу пилить. Березовые дрова самые лучшие.Дядя Федор. А мне березы жалко. Вот они какие красивые.Кот. Ты, Дядя Федор, не о красоте думай, а о морозах. Как ударит сорок градусов, что ты будешь делать?Дядя Федор. Не знаю. Только если все начнут березы на дрова пилить, у нас вместо леса одни пеньки останутся. Пес. (высовывается из будки). Верно. Это только для старушек хорошо, когда в лесу одни пеньки. Ты о них подумал? Кот (кричит). Буду я еще о зайцах думать! А обо мне кто подумает?. Хворост надо заготовлять!Дядя Федор. Молодец! Шарик! Так мы и сделаем.Кот (рассердился). Вы что?! От этого хвороста не тепло будет, а треск один. Я лучше по-другому сделаю. Дядя Федор дай мне бумагу и карандаш.Дядя Федор (протягивает ему бумагу из окна) ты что придумал?
Кот. Письмо напишу ученым. Чтобы солнце маленькое прислали. Домашнее.Дядя Федор. Бывают такие солнца?Кот. Вот увидишь. (Пишет). «Москва, институт Солнца, отдел «Восходов и Заходов», Ученому у окна, в халате без пуговиц. У которого разные шнурки». Мы с ним близко знакомы. Он меня колбасой угощал. (Пишет) «Дорогой ученый! Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то Дядя Федор не велит природу на дрова пилить. Пришлите - не то замерзнем. Уважающий вас Матроскин – «Кот по хозяйственной части». (Встал.) Пойду на почту отнесу. (Уходит.)Пес. Это он хорошо придумал про солнце. Мне бы в будку такое!Слово учителя: Ребята, а почему нельзя березу пилить, деревья вырубать?Ученики: Деревья поглощают углекислый газ и выдыхают кислород, деревья - это природа. Природу нужно беречь, защищать, без природы нет жизни на земле. А теперь давайте поиграем в игру «Кто больше?». Назовите имена существительные, которые вы услышали в сценке.
(вызываются два ученика и по очереди называют имена существительные.) Шарик, кот, береза, карандаш, дядя Федор, дрова, Матроскин, зима, ученый, Москва, деревья, хворост, Шарик, пеньки, лес, институт, шнурки, письмо, пес. Как называются существительные, которые отвечают на вопрос «кто?» Как называются существительные, которые отвечают на вопрос «что?»
Одушевленные Неодушевленные Дядя Фёдор Берёза карандаш Кот Матроскин Лес деревьяШарик Зима хворостУчёный Солнце пенькиПёс Дрова письмоМолодец Москва шнурки
Вывод: имена существительные, отвечающие на вопрос «кто?» называются «одушевленными». Имена существительные, отвечающие на вопрос «что?» называются «неодушевленными».
Работа с учебником. Упр.2, стр.56. Игра «Эстафета»Выпишите существительные в три столбика по родам. Вставьте пропущенные буквы.Ло…ка, л…пата, гор…д, ул…ца, …кно, плат…е, пал…то, зага…ка, пис…мо, дру…, помо…ник.
Женский род Мужской род Средний родЛодка Город ОкноЛопата Друг ПальтоУлица Помощник ПисьмоЗагадка
IV Игра «Переведи». Работа с карточками В каждом языке есть имена существительные. На карточке даны слова на казахском языке, все они имена существительные.Переведите их на русский язык.
Карточка №1. Задание 1-ой группе Карточка № 2 задание 2-ой группе Табиғат - Природа Жер - земля Ағаш - дерево Тырна – журавль Қайын – береза Бұлақ - ручей Өзен - река Жүзім - виноград Тау - гора Көбелек - бабочка Теніз - море Раушангүл - роза Күз - осень Орман - лес Жұлдыз - звезда Бақ - сад Жол - дорога Құс - птица
ФизминуткаИмя существительное, мы с тобой дружныРазные предметы называешь ты.Очень удивительное Имя СуществительноеТрудно будет без него, если пропадет оноЧтобы все отличным стало, существительных немало.Всюду будем замечать и к месту в речи их вставлять.
Игра «Третий - лишний»Задание 1-ой группеКакое слово лишнее в каждом ряду?1.Тополь, сад, река. 2. Поле, утро, лес. 3. Вишня, небо, земля.4. Гора, солнце ,море.
Небо. Лес. Река. Гора.
Задание 2-ой группе Какое слово лишнее в каждом ряду?1.Виноград, лист, вишня 2.Гриб, дерево, картофель 3.Роза, помидор, дуб 4.Морковь, арбуз, слива
Игра «Кто быстрей»Творческий диктантДописать предложения именами существительными. Указать род существительных.Лесник охраняет… Садовник ухаживает за …В столовой стоит круглый…Из конюшни вышел…
Кроссворд «Природа»{F5AB1C69-6EDB-4FF4-983F-18BD219EF322}ОЙРНКРАГДДБС
Кроссворд1.Птица разноцветная, которая повторяет слова.2.Вода течет как большой ручей.3.Птица домашняя с клювом.4. В воде плавает ….5.Где растут овощи?6.Сладкая, круглая, вкусная …7.Растет в саду сладкий…
Слово учителя: Разгадали кроссворд, получилось слово «Природа». Ребята, а что мы называем природой? Ученики: Природа – это растения, деревья, вода, небо, земля, животные - все что нас окружает,без которой нет жизни на земле все - это природа. Природу нужно беречь.
V Домашнее задание. Упр.4 пункт 2, стр.67. Игра «Забросьте мяч в нужную корзину» Напишите существительные мужского, женского и среднего рода.
VI Подведение итогов Группа, которая набрала больше баллов, стали «Знатоками имени существительного».Что мы на уроке повторили и обобщили?Сегодня на уроке мы повторили имя существительное.
Сколько знаний мы получили!