Итоговая аттестационная (проектная) работа Системный подход к обучению русскому (родному) языку и методическая система речевого развития
Системный подход к обучению русскому (родному) языку и методическая система речевого развитияРабота выполнена:Прониной Н. А., учителями русского языка и литературы, г. Елабуга, МБОУ «СОШ №9».
Проблематика нашей работы находится в русле поиска новых методологических решений эффективного обучения русскому языку. Новые образовательные условия обусловливают поиск обновлённых методик и максимально эффективных технологий, позволяющих не только обеспечить положительные результаты, но и единые социальные условия успешности в дальнейшем обученииВведение
В работе мы использовали учебную литературу, интернет-ресурсы, СМИ а так же собственный опыт наблюдения на уроках развития речи.
-положения о языке как уровневом системно-структурном образовании (И.А. Бодуэн де Куртенэ, P.A. JI.B. Щерба и др.); - концепция логико-смыслового структурирования письменного текста (В.Г. Ананьев, Т.А. Дегтярева, Т.А.Ладыженская и др.); - теория личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, и др.); теория методов обучения (И.Я.Лернер; М'.С. Скаткин и др:); Теоретическую основу работы составили:
Поиск и изучение новых методологических решений эффективного обучения русскому языку в рамках системного развития русской связной речи учащихся, направленных на формирование коммуникативных УУД.Процесс развития русской, связной речи учащихся. Закономерности, условия и методы системного развития русской связной речи учащихся. Цель исследованияОбъект исследованияПредмет исследования
Определить лингвистические основы системного развития русской связной речи учащихся 5-9 классов.Для реализаций поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:Выявить и обосновать основные подходы к системному развитию русской связной речи учащихся.Изучить научную литературу в теме исследования.
Работа проведена в три этапаНа первом этапе - поисково-теоретическом (постановочном) изучалась педагогическая, лингвистическая и методическая литература по проблеме исследования;определялся круг вопросов в методике развития речи, требующих дальнейшего изучения. На втором этапе – практическомНа этом этапе была сформулирована проблема, цель и задачи, методы исследования, разработаны экспериментальные материалы, осуществлена корректировка исходных положений.На третьем этапе — обобщающем (оформление и внедрение) был проведен анализ полученных результатов .
Система творческих упражнений по развитию речи как в средних, так и старших классах составляется в соответствии с теми коммуникативными умениями, которые необходимо сформировать у учащихся: умения, связанные с усвоением норм литературного языка, с обогащением словарного запаса и грамматического строя, с работой над готовым текстом, с работой по созданию собственного текста.В практической части особое внимание уделено системе творческих упражнений по развитию речи и предложен комплекс упражнений, направленных на реализацию задач проекта
1) аналитические (чтение и понимание текста; восстановление коммуникативной задачи автора, его замысла; выделение текста из ряда предложений; определение; границ текста; темы текста и основной, мысли; определение типа (стиля) текста и др;);2) аналитико-синтетические (редактирование деформированного текста; вставка пропущенных в тексте слов и определение роли, которую они выполняют в тексте, различные виды разборов и др.);3) синтетические (создание речевых произведений, адекватных ситуации).В связи с этим типология упражнений, формирующих и закрепляющих определенные коммуникативные умения, предложенные учеными М.Т.Барановым, А.Ю.Купаловой,Н. А.Купиной, Т. А. Ладыженской, и др. связана с типом применяемых в них умственных операций;
Типы творческих речевых заданийСочинения-миниатюры «Фантастические явления»«Полет фантазии»Сочинение-исследованиеМетод «ПИЛЫ»«Предположение».«Неожиданные свойства предметов, героев»«В эфире - новости» «Спаси своего героя»Погружение в образСочинение-восхищение«Толстые и тонкие вопросы»
Каждое путешествие предпосылка для сказочного сюжета. Ребенок со своим героем отправляется в сказочное путешествие.Здесь можно выделить приемы:- знакомые герои в новых обстоятельствах; -коллаж из сказок и переплетенных ситуаций;- изменение ситуаций в знакомых сказках; -сказки по-новомуТип творческой работы «Неожиданные свойства предметов, героев»Тип творческой работы «Полет фантазии»
Сочинение «Как я была цветком…»Задание: чтобы вы делали? Что могло произойти, встреча с кем-то? Захотелось ли вновь стать человеком? Почему?Сочинение на тему: «Если бы у меня была волшебная палочка».(Можно на время стать взрослыми, руководителем, работником и т д.)Задача: сначала хорошо подумать; потом ответить по формуле:*что случилось бы, если бы;*и предложения с основным содержанием;Тип творческой работы «Фантастические явления»Тип творческой работы «Предположение»
В работах такого типа раскрывается представление ребенка о мире, природе, обществе и человеке. Например: « Для чего нужны книги?» Учитель дает начало:«Каждая вещь по-своему полезна и интересна. Ручка нужна, чтобы писать. Линейка нужна, чтобы чертить. А для чего нужна книга?»Далее ученик раскрывает тему своей точки зрения. Например: «Книга - источник знаний» Сочинение-исследованиеТип творческой работы «Сочинение «Сказки о книге»
Ребенок становится при описании картины например, частью природы, интерьера, экстерьера, героем картины или знакомым героев картины, или автором. Вся работа уже строится с этой точки зрения. Например: Сочинение по картине Пластова «Летом» ребята становились березками на поляне (две девочки подружки), собакой, цветами, солнечным светом. Это очень интересно и увлекательно.А в последней работе по произведению Решетникова «Опять двойка!» один ученик стал на время отцом главного героя и от его имени велся рассказ.Погружение в образ
Учитель придумывает экстрим, требующий различных вариантов «спасательных решений кого угодно (живых людей, сказочных героев и т д.)Например: Сочинение «Спасение лисички»«Однажды лисичка решила поплавать. Плавала она плохо и к тому же боялась воды».Далее учащиеся продолжают сами. Здесь применяется проблемная технология обучения.Тип творческой работы «Спаси своего героя»
Сочинения такого типа можно проводить часто (можно мини-сочинение),задавать на дом, привлекать их к созданию фантазию и родителей. Их выполнение займет много времени, а польза от них огромна.Например: Так как проходил год экологии «Сказка про ёлочку и сосну»Начало: «Я увидел (а) ёлочку, она была очень веселая, на ней красовалась снежная шапка. А рядом стояла гордая и грустная сосна…»Интересно, почему?Сочинение-восхищение
-Дают возможность развивать творческие силы учащихся, учат их самостоятельному использованию полученных сведений о языке, создают эмоциональный заряд. Для развития способности писать миниатюры и этюды можно применять следующие упражнения:Представьте себе, что вы дерево, у которого сломана ветка. Сочините рассказ – обращение к людям…Изобразите в рисунках пословицы: «весна красна цветами, а осень снопами», «любишь кататься, люби и саночки возить»…Прослушайте текст. По впечатлениям от услышанного нарисуйте свои картины природы. Если вам захочется записать стихотворение, о каких явлениях природы вы бы написали?Сочинения-миниатюры
Задание развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например: Кто...? Что...? Когда...? Как звать...? Объясните, почему...? Было ли...? Дайте три объяснения, почему...? Почему, вы думаете...? В чём различие ...? Предположите, что будет, если ...? Согласны ли вы ...? Верно ли ...? Тип творческой работы «Толстые и тонкие вопросы»
Учащимся предлагается составить текст. Тематика текста: события, происходящие в мире, стране, городе. Подобные задания позволяют не только отрабатывать произносительные нормы, но и стимулировать интерес учащихся к событиям, происходящим в мире, а значит, обеспечивают расширение кругозора. Подобные задания использую на уроках не только с учащимися среднего звена, но и в старших классах, когда готовимся к ЕГЭ по русскому языку.Тип творческой работы «В эфире - новости»
Проводится в начале учебного года, повторяя тему «Глагол». На дом дается задание придумать небольшой рассказ на одну из тем: « Знать и выполнять правила дорожного движения должны взрослые и дети». «Когда переходишь улицу, следи за сигналами светофора».Сложной для учеников 6–7-х классов является работа по составлению характеристики литературного героя, поэтому работу следует начинать с 5-го класса. Предлагается составить сначала цитатную характеристику (например, при изучении рассказа В.Г. Короленко “Дети подземелья”) пятиклассники учатся отбирать из текста самое главное для характеристики персонажа. Это поможет им в старших классах характеризовать героя, а не пересказывать историю его жизни, что часто делают ученики.Урок – игра по правилам дорожного движения Урок – исследование «Литературный герой»
На уроке дети получают письмо: «Здравствуйте, ребята! Пишут вам две сестрички-капельки. Мы слышали, что вы много знаете и умеете. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды нагрянул страшный мороз. Одна из нас съежилась от холода и превратилась в льдинку. Вторая в эту минуту расчесывала косу, да так и застыла, превратившись в красивую снежинку, и очень заважничала. Стала собой любоваться. Снежинка не захотела признавать в льдинке родную сестричку. Она сказала: «Я вся из серебра и солнца — красавица, а ты из мутной воды — замарашка. И ты думаешь, что мы сестрички? Ребята, помогите, докажите, что мы, льдинка и снежинка, — родные сестры!» В качестве задания предлагается продолжить историю снежинки и льдинки и закончить словами: «Обе капельки влились в ручеек и, весело переговариваясь, поплыли». Таким образом, урок начинается с формирования мотивации и заканчивается мотивом для будущей самостоятельной учебной деятельности. Прием «проблемная ситуация»
(задание выполняется по частям, каждый ученик занят своей частью). Мы - зубчики одной пилы. Каждый ученик занят выполнением своего варианта задания.Каждой группе предлагается одна (своя проблема), один текст и серия вопросов/заданий к ним, на которые должна ответить эта группа. Каждый ученик группы должен понять весь материал и быть готовым ответить на любой вопрос. Примером такого подхода к организации может служить задание оперативно написать небольшой доклад или сочинение на изучаемую тему. В этом случае учащиеся группы вместе составляют план работы, распределяют, кто какую часть будет писать, чтобы быстро выполнить все задание, например, рефлексивное сочинение по теме (ЧАСТИ РЕЧИ).Метод «ПИЛЫ»
Наиболее актуальными из них нам представляются:1) развитие устной диалогической речи;2) развитие письменной связной речи в разных ее формах;3) разработка вопросов, связанных с проблемой культуры речи учащихся;4) изучение проблемы, связанной с анализом единиц языка в стилистическом аспекте;5) исследование речевых ошибок и их разновидностей на этапе порождения текста в устной и письменной формах Полученные результаты позволяют наметить нам некоторые перспективы дальнейшего изучения проблем развития речи, формирования умений и навыков учащихся
Татьяна Ивановна Бабурова постоянно повторяет знаменитую фразу: «Если пишет учитель, пишет и ученик!»Желаю всем творческого задора, «огонька», оптимизма!Пусть общение с детьми приносит радость, пусть глаза всегда сияют, пусть сердце вечно будет молодым!Послесловие…
Спасибо за внимание!
ppt_xppt_y