Презентация по ОРКСЭ на тему Методика работы с иллюстративным материалом


МЕТОДИКА РАБОТЫ СИЛЛЮСТРАТИВНЫМ МАТЕРИАЛОМ В КУРСЕ ОРКСЭ Иллюстративный материал – одно изосновных средств духовно-нравственноговоспитания младших школьников врамках курса ОРКСЭ. Иллюстра́ция — рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст.Иллюстрации используются для передачи эмоциональной атмосферы художественного произведения, визуализации героев повествования, демонстрации объектов, описываемых в книге. Виды иллюстративного материала: рисунки гравюры фотоснимки репродукции карты схемы фотоколлажмультфильмытаблицы Функции иллюстративного материала учебного назначения Пояснение текста.Замена текста, т.е. самостоятельно раскрывает содержание учебного материала. Помощь в выражении мысли, т.е. компенсировать то, что трудно выразить словами. Позволяет ученикам получить визуальное представление о предмете повествования. Помощь в понимании неизвестных слов, обозначающих предметы и явления.Воспитание позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности. Учебные иллюстрации позволяют решать задачи: развивать у учащихся наглядно-образное мышление;понимать и запоминать теоретические сведения;раскрывать познавательные и воспитательные функции текста;помогать осваивать практические навыки. Книжные иллюстрации, являющиеся произведениями изобразительного искусства способствуют развитию коммуникативных умений, совершенствованию речи школьников;раскрывают (расширяют, уточняют) содержание текста;усиливают познавательные и воспитательные функции текста. Формы работы с иллюстративным материалом чтение учителем всего текста, т.к. дети лучше воспринимают выразительное чтение взрослого, а материал содержит много новых понятий, следовательно, возникнут трудности при понимании и произнесении слов; параллельно с чтением учитель обращает внимание детей на иллюстрации и дает им краткую характеристику;чтение детьми текста самостоятельно (с пометками), а затем анализ незнакомых слов; работа со справочным материалом, а также характеристика иллюстративного материала совместно с учителем;выборочное чтение с целью найти ответы на вопросы, поставленные учителем, в том числе – и с опорой на иллюстративный материал;повторное чтение детьми текста после прочтения текста учителем и более подробная характеристика иллюстративного материала;работа в трех или шести группах с материалом урока. Рассказ (краткий пересказ) групп о том, что они узнали, с опорой на иллюстративный материал;фронтальная или групповая работа по вопросам в конце параграфа с привлечением дополнительного иллюстративного материала. Выбор вида (типа) иллюстраций определяется: содержанием учебного материала;доминирующими образовательными целями и педагогическими функциями данной иллюстрации;необходимостью использования научно-обоснованной системы заданий, позволяющей обеспечить оптимальную реализацию педагогических возможностей иллюстраций;психологическими особенностями восприятия иллюстраций. Требования к иллюстрациям в учебнике информационная насыщенность;подписи к иллюстрациям должны выполнять информационную и дидактическую функции;иллюстрации должны быть объектом целенаправленного рассмотрения, анализа, что предполагает специальные вопросы и задания к ним (рядом с ними или в конце параграфа). Классификация ведущих иллюстративных материалов I иллюстративный модуль – ресурсы реалистического визуального ряда: фотоизображения экспонатов, объектов предметной области и др.;II иллюстративный модуль – ресурсы синтезированного визуального ряда: иллюстрации к текстам, репродукции произведений живописи, динамические модели и т.д.;III иллюстративный модуль – деловая графика: таблицы, графики, схемы, диаграммы, картографические материалы. Отличительные возможности каждого вида (типа) иллюстраций Таблицы дают педагогу возможность:- организовать как фронтальную работу с классом, так и индивидуальную деятельность обучающихся;обеспечить длительный показ информации;облегчить возвращение к ранее пройденному и продемонстрировать перспективу в изучении материала;систематизировать, обобщать ранее изученное. Фотоколлажи помогают создать определенные речевые ситуации.Фотографии позволяют:отражать характерные черты повседневности той или иной исторической эпохи;показывать важнейшие исторические события и исторических деятелей в наиболее ярких образах, действиях, ситуациях. Репродукции картин известных художников воспитывают эстетический вкус, расширяют кругозор учащихся.Рисунки-схемы развивают образное мышление, придают характер неравнодушного отношения к изучаемой теории. Механизмы восприятия Идентификация (способность понимать, отождествляя себя с объектом).Рефлексия (способность понимать через самопознание субъектом внутренних психических актов и состояний).Эмпатия (способность понимать путем эмоционального сопереживания и сочувствия).Стереотипизация (восприятие и оценка объекта путем распространения на него обобщенных характеристик). Параметры понимания Полнота понимания предполагает максимальное выявление содержания усваиваемого объема информации и определяется как отношение понятых человеком моментов, связей, отношений между ними ко всем имеющимся в объекте понимания таким элементам и связям.Полное непонимание, частичное понимание, полное понимание. Глубина понимания характеризуется степенью проникновения в сущность воспринимаемого.Обычно связывают с пониманием законов, принципов, правил, мыслей, афоризмов, т.е. с тем, что может иметь глубокий смысл.Отчетливость понимания – степень осмысления свойств, связей и отношений воспринимаемого объекта. Обоснованность понимания – осознание оснований, которые обусловливают уверенность в правильности понимания.Эти основания уверенности формируются комплексом аргументов, которые человек использует для доказательства собственных гипотез в ходе процесса понимания. Компоненты восприятия и оценки художественного произведения: первичное восприятие;эмоциональная окраска первичного восприятия;анализ сюжета и образ первичного понимания произведения;анализ изобразительно-выразительных средств, использованных автором произведения;восприятие и анализ символического ряда; позиционные переходы в пространстве произведения: «автор» – «зритель» – «герой произведения» – «герой эпохи» – «дополнительный персонаж» и т.д.;создание разнообразных вариаций зрительных конструктов по поводу различных элементов произведения;соотнесение воспринятого в пространстве произведения с собственным опытом, воспоминаниями;осознание личностного смысла произведения;выработка оценочного суждения. Три аспекта художественного восприятия обучающегося Познавательный – обеспечивается эрудицией ребенка и связан с усвоением информации об искусстве.Чувственный – определяется эмоциональной отзывчивостью, чувством формы и структуры произведения в их совокупности с содержанием.Нравственно-волевой (аффективный) – связан с сопереживанием явлению искусства в его целостности. Методы формирования личностного смысла произведения искусства Выявление ценностных приоритетов эпохи.Анализ духовно-нравственной позиции автора.Ассоциативное соотнесение художественного образа с жизненной ситуацией, позицией личности.Сопоставление художественных образов разных видов искусства по принципу сходства и различия ценностных установок. Личностный смысл формируется также при условиях: ассоциативности соотнесения воспринятого художественного образа с другими ценностями художественной культуры;ассоциативности соотнесения воспринятого художественного образа с теми установками, которые сложились у человека в жизни, с его духовно-нравственными идеалами; формирования умений оценивать не только художественный текст, но и свою внутреннюю позицию, свое отношение к его содержанию.То, что личностно значимо, не может быть отторгнуто. Репродукции картин как информационный источник.Художественный образ Художественный образ — это результат мыслительной, духовно-познавательной и творческой деятельности человека, в силу которой возникает художественное представление о мире, подводящее к художественному сознанию в целом. Выделяют три уровня существования художественного образа: 1. Психологический – уровень чувств и эмоций. Переживание образов в процессе восприятия. 2. Идеальный – уровень интеллектуальных операций. Осознание художественной идеи. 3. Материальный – уровень пластической формы. Условные формы художественного образа Язык искусства является своего рода кодированным сообщением, поэтому в творческой деятельности следует знать способы передачи и получения изобразительной информации и уметь применять их. Произведения изобразительного искусства выступают в качестве особых материальных кодов (как книги или ноты, имеющие чисто условный смысл), предназначенных для хранения и передачи художественной информации. Особый вид художественного образа - акроаматический образ (греч. akros – «верхний», amatos – «неизвестный, сокровенный») – зашифрованное повествование, темы, образы и сюжеты, содержание которых не может быть истолковано однозначно. Акроаматический характер присущ картинам Иеронима Босха и Питера Брейгеля. И.Босх Корабль дураков. 1490 - 1500-е годы. Музей Лувр, Париж. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани. У Босха на корабле беспутствуют монах и две монахини — явный намёк на упадок нравов. Игра на лютне обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Грех любострастия также символизируют блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. Грех чревоугодия представлен персонажами, один из которых тянется с ножом к жареному гусю, привязанному к мачте; другой в приступе рвоты перевесился за борт. Мачта в виде дерева соотносится с «майским деревом», вокруг которого происходили языческие празднества. «Глупость» была синонимом порока, греха и безбожия — фигура дурака в картине является знаковой. Художественное восприятие - это своего рода дешифровка, принимающая форму сопереживания зрителя. Но сопереживание не всегда прямо воспроизводит эмоции, испытываемые другим человеком. Для того чтобы художественная информация была передана и принята, необходим одинаковый код, понятный обоим - и художнику, и зрителю. Изобразительный текст, как и многие другие знаковые системы, подвержен законам неориторики. Приемы неориторики, применяемые в живописи : Метафора скрытое сравнение, основанное на употреблении одного предмета или явления вместо другого по сходству или контрасту. Применительно к изобразительному искусству можно выделить такие виды метафоры как олицетворение, овеществление и развернутая метафора. Картина «Постоянство памяти» С. Дали (известна также как «Мягкие часы», «Твердость памяти» или «Стойкость памяти») — это визуальная метафора. Анализ и интерпретацию ее давали разные авторы (Etherington-Smith, 1993; Zeri, 1999; Поперечный, 2005 и др.). Можно прийти к выводу, что эта картина является метафорой гибкости времени, относительности времени (металлические карманные часы, изображенные рядом с «мягкими», указывают на то, что время может двигаться по-разному: плавно течь или четко идти). Символ – предмет или явление, условно выражающие суть какого-либо понятия. Возможны многозначные толкования символа. Приемы неориторики, применяемые в живописи : Символика цвета Золотой - цвет, символизирующий сияние Божественной славы, в котором пребывают святые. Золотой фон иконы, нимбы святых, золотое сияние вокруг фигуры Христа, золотые одежды Спасителя и Богородицы - все это служит выражением святости и принадлежащих к миру вечных ценностей;Желтый или охра - цвет высшей власти ангелов, наиболее близкий по спектру к золотому, часто является просто его заменой;Белый - цвет символизирующий чистоту и непорочность, причастность к божественному миру. Белыми пишутся одежды Христа, например в композиции «Преображение», а также одежды праведников на иконах, изображающих Страшный Суд;Черный - цвет, символизирующий в одних случаях ад, максимальную удаленность от Бога, в других - знак печали и смирения; Символика цвета Голубой - цвет Богородицы, означал тоже чистоту и праведность;Синий - цвет величия, символизировал божественное, небесное, непостижимость тайны и глубину откровения;Красный - царский цвет, символ власти и могущества (плащ Михаила Архангела - предводителя небесного воинства и Святого Георгия - победителя змея); в других случаях мог быть символом искупительной крови, мученичества.Зеленый - символизировал вечную жизнь, вечное цветение, и цвет Духа Святого. Особый символический смысл имела и жестикуляция, так как жест в иконах передает определенный духовный импульс и несёт определенную духовную информацию: Рука, прижатая к груди - сердечное сопереживание;Рука, поднятая вверх - призыв к покаянию;Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью - знак повиновения и покорности;Две руки, поднятые вверх - моление о мире;Руки, поднятые вперёд - моление о помощи, жест просьбы;Руки, прижаты к щекам - знак печали, скорби. Рука, протянутая вперед с раскрытой ладонью - знак повиновения и покорности Рука, поднятая вверх – призыв к покаянию символ мученичества цвет символизирующий чистоту и непорочность Руки, поднятые вперёд - жест просьбы Большое значение имели также и предметы в руках изображенного святого как знаки его служения. Так, апостол Павел обычно изображался с книгой в руках - это Евангелие, реже с мечом - символизирующим Слово Божие. У Петра в руках обычно ключи - это ключи от царства Божия. Мученики изображаются с крестом в руках или пальмовой ветвью - символами принадлежности к Царству Небесному.Пророки обычно держат в руках свитки своих пророчеств. Апостол Павел обычно изображался с книгой в руках - это Евангелие У Петра в руках обычно ключи – это ключи от царства Божия. Пророки обычно держат в руках свитки своих пророчеств Пророк Илия Святой мученик Евгений Ян ван Эйк «Портрет четы Арнольфини»  1434г, дерево, масло, 82x60 см.Национальная Галерея, Лондон, Англия поднятая правая рука для клятвы - свидетельство происходящей брачной церемонии Клятва супружескойверности округлый живот не является признаком беременности, а обозначает плодовитость зажженная в люстре днём одна свеча - символически-мистическое присутствие Святого духа круглое зеркало - символ всевидящего Божьего ока четки — символ благочестия апельсины - плоды райского сада и намекают на райское блаженство собака обозначает верность пара башмаков на полу говорит о единстве брачующейся пары щетка - знак чистоты На полотне изображены купец Джованни Арнольфини из итальянского города Луки и его молодая жена. Оба одеты в нарядные праздничные костюмы, отвечающие сложной и причудливой моде того времени. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности. В глубине уютной комнаты висит круглое зеркало - символ всевидящего Божьего ока, отражающее фигуры еще двух людей, присутствующих в комнате, но не видных зрителю, очевидно, свидетели бракосочетания. В одном из них художник изобразил самого себя, о чем гласит надпись над зеркалом: "Ян ван Эйк здесь был", Новобрачных художник исполнил в рост. Живописец любовно изображает вещи, окружающие молодоженов. Эти предметы много сообщают об образе жизни своих хозяев, подчеркивая их бюргерские добродетели - бережливость, скромность, любовь к порядку. Обряд совершается в святая святых бюргерского дома - спальне, где все вещи имеют затаенный смысл, намекая на священность супружеского обета и семейного очага. Почти все изображенные на полотне предметы имеют символические значения: собака обозначает верность, пара башмаков на полу говорит о единстве брачующейся пары, щетка - знак чистоты, четки — символ благочестия, выпуклое зеркало - глаз мира, апельсины - плоды райского сада и намекают на райское блаженство, а яблоко намекает на грехопадение. Понятной становится и зажженная в люстре днём одна свеча - символически-мистическое присутствие Святого духа, освящающего таинство, ведь с незапамятных времен во время свадебных шествий носили факелы и зажженные фонари. Андреа Мантенья. Моление о чаше (1455г.) Лондон, Национальная галерея Иисус с учениками пришли в Гефсиманский сад. Взяв с собой Петра, Иакова и Иоанна, Иисус пошел помолиться. Отойдя немного, он упал на землю и воззвал: «Отче! Пронеси эту чашу мимо Меня, но пусть будет не как Я хочу, но как Ты хочешь!» С небес к Иисусу спустился ангел и ободрял Его. Окончив молитву, Иисус вернулся к ученикам и нашел их спящими. Еще дважды уходил молиться Иисус и дважды по возвращении находил своих учеников спящими. Возвратившись в третий раз, Иисус сказал: «Вы все спите и отдыхаете? Хватит! Время настало, и Сын Человеческий предается в руки грешников. Вставайте, пойдем. Вот уже приближается мой предатель» (по Евангелию от Марка).  Сюжет этой картины достаточно традиционен, но решён он совершенно необычно, особенно в сравнении с художниками Средневековья. Христос помещён на заднем плане, да ещё спиной к зрителям. На первом же плане - спящие ученики Пётр, Иоанн и Иаков. У них ещё много человеческих слабостей. Мантенья показывал, что для него самое главное – это духовное совершенствование учеников. В картине много символов. Так, скала, на которой молится Христос, означает твёрдость в вере, сон - символ духовной смерти. На заднем плане - ангелы, один из них держит крест, показывая, что именно на кресте умрёт Христос. Сухое дерево со стервятником предвещает смерть, а ветка с зазеленевшим побегом указывает на скорое воскрешение; смиренные кролики, сидящие на дороге, по которой пройдет отряд римских воинов, чтобы взять Христа под стражу - говорят о кротости человека перед лицом неминуемой смерти. Три пня, оставшиеся от только что срубленных и уже унесенных деревьев, напоминают о готовящемся распятии. На первом плане из бесплодной скалы пробиваются ростки травы, за учениками - молодое деревце - это символы новой жизни. Фигуры нарисованы в обычной для художника манере и кажутся вырезанными из камня, в их одеждах резко очерчена каждая складка. Фоном служит изображение сада с темной листвой. По своему тону, эта зелень контрастирует с нежно-зеленым светлым небом, что вызывает ощущение глубокой печали и некой обреченности. Приемы неориторики, применяемые в живописи : Аллегория - изображение отвлеченных понятий в виде существ и предметов. Аллегорические изображения наделяются атрибутами – предметами, поясняющими их содержание и являющихся их устойчивым признаком. Венецианов Алексей Гаврилович На пашне. ВеснаПервая половина 1820-хХолст, масло51,2 х 65,5 (ГТГ) В "Весне" Венецианова аллегория очень естественно завуалирована в бытовой сцене. Крестьянская девушка, ведущая под уздцы лошадок, — это аллегория весны. Она выше коней. Ступает она очень легко, едва касаясь земли. Она почти парит над землёй, обе руки немного расставлены, как будто в лёгком полёте. И дитя на полянке, и молодые деревца — это символы рождения, обновления, прихода новой жизни. Всё это говорит нам, что с весною пришла новая жизнь, новые заботы и радости — и это прекрасно! А весна для крестьянина связана с посевной, с работой на пашне, и Венецианов очень умно, тактично связал пору весенней трудовой деятельности человека на земле с идеей вечного обновления жизни. Прекрасная картина, вся пронизанная солнцем, ощущением счастья, радости бытия и труда. Анализ художественного произведения Анализ художественного произведения – метод научного исследования, основанный на раздельном описании и изучении элементов и качеств художественного образа. Анализ выстраивается в определенной последовательности и помимо анализа в узком смысле содержит элементы синтеза. Синтез – сведение в единое целое данных, добытых анализом, венчает исследование. 1. Иконографический анализ. Иконография (от греч. eikon – «изображение», grapho – «пишу») имеет ряд значений. Система вариантов изображения определенного персонажа или сюжета. В древности и средние века сложились иконографические каноны, предписывающие строгие нормативные схемы изображения действующих лиц и событий сакральных сюжетов. Иконография присутствует и в современном искусстве, но в менее строгом виде. Раздел искусствознания, специализирующийся на изучении тем, сюжетов и символов искусства, рассматриваемых отдельно от средств художественного выражения и истории стиля. 2. Формальный анализ Генрих Вёльфлин (Швейцария) – основатель формального метода. Вёльфлин разработал теорию стиля в искусстве. Он рассматривал стиль как чисто формальную структуру, как комплекс «основных понятий» (то есть тех главных категорий художественной формы, сочетание которых делает стиль узнаваемым). Разработал методику, выявляющую взаимодействие формальных категорий в конкретном произведении, которая позволяла перейти от чисто чувственных впечатлений к интеллектуальному изучению. Вёльфлин утверждал, что следует разложить изображение на составляющие элементы и раздельно анализировать пространство, ритм, цвет, фактуру и другие категории формы, но не содержание. 3. Стилистический анализ. Стиль (от греч. Stylos – «острая палочка для письма») – сумма устойчивых признаков, характеризующих формальную и образную структуру, свойственную искусству определенной эпохи (романский, готический, барокко, классицизм и т.д.).Цель стилистического анализа – выявить в структуре произведения признаки, позволяющие отнести его к тому или иному стилю. В противовес адептам формального анализа таким как Г. Вёльфлин, венские искусствоведы в качестве основы стиля утверждали образные, а не формальные принципы. 4. Иконологический анализ Цель иконологического анализа – раскрыть исторически-обусловленное образно-символическое содержание произведения искусства, открыть в нем существенные мировоззренческие установки, «культурные симптомы» эпохи. 3 уровня в изучении художественного произведения: зрительное восприятие (определение композиции, анализ формальных элементов) условное значение (исследование иконографии сюжета, его литературных источников) внутренний уровень (интерпретация символического значения) 5. Структурализм Цель стуктурализма – изучение взаимодействия знаков и символов внутри малых знаковых систем (отдельных произведений) и внутри больших знаковых систем (стили, художественные эпохи и направления). Исследует любое произведение как текст, совокупность знаков, определяющих и саму структуру произведения, и его историко-социальную обусловленность. При этом важнейшую познавательную роль обретают не столько сами знаки и символы (как в иконологии), сколько системы их отношений, структурные оппозиции, стимулирующие тот или иной художественный прием, стилистический ход, форму как таковую. Практическое задание Выполните анализ одного из представленных произведений живописи. Васнецов В. М. Единородный Сын Слово Божие. 1885 г. Холст, масло 70 х 138(ГТГ, г. Москва) Васнецов В. М.Крещение Князя Владимира 1890 г. Холст, масло (Государственный музей русского искусства,г. Киев) Васнецов В. М. Единородный Сын Слово Божие. 1885 г. Холст, масло 70 х 138 (ГТГ, г. Москва) Ангел – символ евангелиста Матфея Евангелист Матфей, имевший также имя Левия — автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Лев – символ евангелиста Марка Евангелист Марк —автор второго Евангелия, написанного со слов и под руководством апостола Петра. Сам св. Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу Телец – символ евангелиста Луки Лука — автор третьего Евангелия, по роду занятий врач и, как следует из предания, живописец, создавший первые изображения Богоматери. Орёл – символ евангелиста Иоанна Иоанн Богослов — автор четвертого Евангелия, возлюбленный ученик Христа, бывший с ним в самые важные минуты земной жизни. Иванов А.А. Явление Христа народу (Явление Мессии) 1837–1857 г.г. Холст, масло 540 х 750 (ГТГ, г. Москва) Крамской И. Н. Христос в пустыне. 1872 г. Холст, масло 180 х 210 (ГТГ, г. Москва) Компоненты базовой стратегии восприятия и оценки художественного произведения: Первичное восприятиеОщущение эмоций от увиденногоАнализ сюжета и создание первичного понимания проектаАнализ изобразительных средств, использованных автором проектаВосприятие и анализ символического ряда проектаПозиционные переходы в пространстве произведения: «автор» - «зритель» - «герой произведения» - «герой эпохи» - «какой-либо дополнительный персонаж» и т.д. Компоненты базовой стратегии восприятия и оценки художественного произведения: Создание разнообразных вариаций зрительных конструктов по поводу различных элементов картины: представление картины в иных формах, красках, изменение композиции и т.д.Ощущение редких эмоцийСоотношение увиденного с собственным опытом воспоминаниямиСоздание своего понимания проекта, личностного смыслаФормулирование суждений для выражения собственного мнения[Плигин А.А. Познавательные стратегии школьников (Монография). – М.: Профит Стайл, 2007 г. – 528 с. (С.469)] Характеристика иллюстраций по плану 1. Какое место занимает выбранный художником эпизод в Священной книге?2. На чем акцентирует внимание, что подчеркивает художник в выбранной сцене?3. Какие цвета, технику рисунка, игру светотени, композиционные приемы использует художник и почему?4. Охарактеризуйте эмоциональный настрой иллюстрации и впечатление, которое она производит.5. Уделяет ли художник особое внимание каким-либо деталям? Какую роль они играют?6. Как вы думаете, легко ли иллюстрировать религиозные сюжеты?7. Какие религиозные сюжеты проиллюстрировали бы вы, если бы были художником? Почему? Работа с кинофрагментом, мультипликационным фильмом Движущаяся озвученная картинка — кинокадр — непосредственно создает готовые зрительно-словесные образы, передает события в экранном действии. Просмотр фрагмента фильма (на уроке или дома) в учебных целях предполагает решение комплекса задач: обогащение впечатлений о явлении;развитие образного мышления;формирование и развитие восприятия образа в сопоставлении с кинообразом;соотнесение своего опыта с режиссерской точкой зрения;формирование умения интерпретировать режиссерский замысел и оценивать его воплощение, анализировать образ, созданный актером;развитие речи обучающихся;формирование эстетического вкуса. В основе сопоставительного анализа кинотекста и литературного источника лежат: приемы монтажа, свойственные природе обоих видов искусства;знакомство с художественными принципами кинематографа;умение использовать приемы анализа и синтеза с целью интерпретации обоих источников (литературный текст и экранизация);опора на принципы «медленного чтения»;использование знаний и умений, полученных при изучении литературы для самостоятельной оценки произведений кинематографического искусства. Наиболее актуальными можно назвать следующие ракурсы анализа экранизации: символические детали, выделенные режиссером;логика подбора типажей на ту или иную роль;актерская интерпретация характера (манера произнесения реплик и монологов, мимика, жест, паузы и др.)разработка мизансцен; работа режиссера по созданию у зрителя определенного настроения (звуковой фон, световое и цветовое решение и другие приемы).особенности отражения времени и пространства.костюмы модуль «Основы светской этики» м/ф «Справедливость» Типы вопросов Открытые вопросы – подразумевающие собственный развернутый ответЗакрытые вопросы – односложный ответ или выбор из предлагаемых ответовСитуационные вопросы – для выяснения сложившейся ситуации Проблемные вопросы – обнаруживают конкретные трудности, противоречия, препятствия Направленные вопросы – позволяют извлечь конкретную информацию Направляющие вопросы – вопросы, содержащие предложения Проясняющие вопросы Открытые вопросы На них нельзя ответить односложно, «да» или «нет». Как правило, они начинаются с вопросов: Что? Кто? Как? Где? Сколько? Почему? Какой? Закрытые  вопросы должны быть построены таким образом, что выбор возможных ответов обучающихся ограничен двумя словами «да» или «нет». Проясняющие вопросы включают в свой состав слова: «Правильно ли я понимаю, что…», «Почему?»«То есть, ….», «Вы хотите сказать…», «Вы имеете в виду …». Направляющие вопросы отличаются особой вопросительной интонацией и обычно включают в свой состав слова:конечно, разве, тоже, ведь, не правда ли. Работа с рисунками-схемами Работа в группах Выполните рисунок-схему понятия Диалог –разговор, обмен мнениями двух или более реальных, собирательных, условных или вымышленных лиц. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. СПб. Питер. 2004(греч. dialogos – разговор) разговор, способ поиска истины в ходе беседы, спора или дискуссии, сложившийся как традиция в античном мире Современный словарь по общественным наукам. Под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. М. Эксмо. 2005 Толерантность -от англ., фр. tolerance-терпимость, лат. tolerantia-терпение - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, обычаям, культуре, чувствам, идеям, один из основных демократических принципов, неразрывно связанный с концепциями плюрализма, свободы и прав человека. К.М. Хоруженко Культурология. Энциклопедический словарь. Феникс. Р-н-Д.1997 -терпимость по отношению к иному мнению, поступку, позиции. Одна из базовых ценностей демократии. В то же время не тождественна безразличию, не распространяется на понятия, отрицающие исходные демократические представления и ценности (идеи равноправия и справедливости, отказа от нелегитимного насилия и террора и др.). Отрицает наиболее экстремистские и радикалистские воззрения и формы политической активности граждан Введение в политологию. Словарь-справочник под ред. Пугачева В.П. Аспект-Пресс. М. 1996 Милосердие -готовность проявить снисхождение к кому-нибудь из сострадания, человеколюбия, бескорыстно помочь кому-либо, обусловленная этическими мотивами Современный словарь по общественным наукам. Под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. М. Эксмо. 2005. -сострадание, проявляющееся в деятельной готовности помогать нуждающимся; духовно-эмоциональная способность сопереживать страданиям других людей и предпринимать конкретные действия по оказанию необходимой помощи; высшее проявление нравственности человека Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2006. Традиция –от лат. traditio – передача - элементы социального или культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в социальных группах в течение длительного времени. Этнопсихологический словарь. Под ред. В.Г. Крысько. М. Московский психолого-социальный институт. 1999 -исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров Педагогический словарь. Академия. 2001 Уважение -одно из важнейших требований нравственности, предусматривающее такое отношение к людям, при котором практически (в соответствующих действиях, мотивах и т.п.) признается достоинство личности Современный словарь по общественным наукам. Под ред. Данильяна О.Г., Панова Н.И. М. Эксмо. 2005 -почтительно отношение к определенному человеку на основе признания его достоинств, высокая его оценка вне зависимости от социального статуса и социальной роли Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь М. Проспект. 2006 Мультимедийные презентации Приём анимированная сорбонка(по материалам Г.О.Аствацатурова, г.Армавир) Данный прием педагогической техники предназначен для заучивания определений, дат, иностранных слов, теорем и т.д. На одной стороне карточки записывается понятие, слово, дата, а на другой - ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя.Анимированный вариант сорбонки поможет сделать этот процесс более запоминания привлекательным и разнообразным. Крещение Руси 988 Предложенные далее варианты могут использоваться в качестве шаблонов. Достаточно ввести свой текст или залить другими рисунками. Итак, каждая из анимированных карточек состоит из трёх объектов. Два – видимых, предназначенных для запоминания. Третий объект – невидимый триггер, благодаря которому карточка может многократно «переворачиваться». Невидимый объект 100% прозрачность фона, без линий Видимые объекты. Эффекты анимации на Входе и Выходе - Вращение Крещение Руси 988 Основа-ние Москвы 1147 Невская битва 1240 Ледовое побо-ище 1242 Куликовская битва 1380 Полтав-ская битва 1709 Фрагмент анимированной сорбонки по истории Сорбонка Иконы праздников Презентацию выполнила Рябчук С.М. для сайта:«Светочъ. Основы православной веры в презентациях»http://svetoch-opk.ru Анимированная сорбонка Предлагаем вам запомнить иконы и даты главных церковных праздников с помощью мультимедийного варианта приёма педагогической техники «Сорбонка». На начальном слайде игры выбираете икону праздника, щелком мышки по ней переходите к слайду с карточкой. Рассматриваете икону, определяете какому празднику она посвящена и щелчком мышки «переворачиваете» карточку. На обратной стороне карточки указано полное название праздника и дата его по старому (первая дата) и новому стилям. По щелчку карточка вновь «перевернется». «Переворачивать» карточку можно многократно. По стрелке возвращаемся на начальный слайд игры. Работа с web-квестом Образовательный Web - квест –это проблемное задание с элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета.Web-квест - самостоятельная структурная единица учебно-воспитательного процесса, целенаправленное путешествие по веб-сайтам.Quest - в  переводе с английского языка - продолжительный целенаправленный поиск, который может быть связан с определенной задачей, приключениями или игрой; также служит для обозначения одной из разновидностей компьютерных работ и игр. Использование Web - квестов в учебно-воспитательном процессе дает возможность: повысить заинтересованность обучающихся в изучении учебной дисциплины;повысить мотивацию обучения; использовать различные виды информации для восприятия (текстовая, графическая, видео и звуковая);наглядно представлять разнообразные ситуационные задачи и т.д.;воспитывать информационную культуру обучающихся. Структура Web-квеста ВведениеЦентральное заданиеФормулировка заданияОцениваниеЗаключениеКомментарии для преподавателя Во введении указывается: название веб-квестапроблема веб-квестаописание ролей специалистов, принимающих участие в решении данной проблемной ситуации. Центральное задание должно быть четко сформулировано, понятно, интересно и выполнимо. Четко определен итоговый результат самостоятельной и/или групповой работы Формулировки заданий по ролям для каждой из них определяется задание, параметры для выполнения, ссылки на Интернет - ресурсы с аннотацией,даётся план работы с пошаговым описанием действий, рекомендации, которые содержат информацию о порядке работы, оптимизации, трудностях и вариантах их решений. Ссылки на Интернет-ресурсы должны быть логически включены в задание. Самое главное в квесте - это путешествие обучающихся по Всемирной паутине в поисках ответов на вопросы квеста. На странице Оценивания определены критерии оценивания веб-квеста, шкала для самооценки могут публиковаться результаты выполненных заданий На странице Заключение суммируется опыт, который будет получен участниками при выполнении самостоятельной работы над веб-квестом На странице Комментарии для преподавателей даётся информация, для кого предназначен веб-квест, название, класс, а также содержится информация для помощи другим педагогам, которые будут использовать веб-квест. Сервисы Web 2.0: youtube.com  - cоциальный сервис, предназначенный для публикации, хранения, просмотра и комментирования видео.slideboom.com   - cоциальный сервис для публикации, хранения, просмотра и комментирования презентаций.Prezi.com- cоциальный сервис для публикации, хранения, просмотра и комментирования презентаций.DocMe - документ сервис - социальный сервис, предназначенный для хранения и распространения различных  документов.Google Документы - сервис, предназначенный для создания, хранения документов, совместного пользования этими документами. Zoho.com - сервис для создания, редактирования , совместно использования и публикации документов, электронных таблиц, презентаций  в режиме онлайн.LIno it - универсальный онлайн сервис  для работы с заметками, стикерами, фото, видео, организованными в один виртуальный стол. Для начала работы необходимо зарегистрироваться. Для остальных участников - работающих с доской регистрация не нужна  LearningApps - предназначен для создания интерактивных учебно-методических пособий по разным предметам. Сервис основан на работе с шаблонами(заготовками) для создания работы.Examtime.com - сервис для совместного построения и использования флэшкарт, викторин,  интеллект-карт. Живые квесты - это новый вид досуга, напр.:сюжетные детективные игры на 10-30 человек с интригующим сюжетом и простыми правиламиИли же живой квест может быть разновидностью активной игры в городе или в помещении, направленной на выполнение различных задач в виде поисков места, предмета, кода/ключа и т.п. Подготовка Участникиорганизаторымастера /агенты/ хранители/ свое название (те, кто выдает и проверяет исполнение заданий)команды (организованные или спонтанно созданные) или индивидуальные игрокиОпознавательные знакидля организаторов – бейджидля игроков – название команды, отличительный знак (повязка, значок, наклейки и т.д.)Возможные призы:спецппризы (от спонсоров)книги, диски (по теме квеста)магниты, брелки, ручки, блокноты и т.п. (желательно отражающие тематику квеста или фирменные от библиотеки)может быть один большой приз на команду-победительницу, Бонусы:новая книга вне очереди, книга из читального залафотографирование в костюмах, с героем и т.п. Сценарий объединяет сюжетными линиями точки, в которых выполняются задания, учитывая штрафы или бонусы для команд или отдельных игроков. Сценарий Выбирается образ/ тип прохождения игры: театрализацияэкскурсиястрого по маршруту / свобода выбора маршрутакомбинированный, объединяющий несколько вариантовОпределяется сюжет игры, который может быть сквозным и/или объединен и/или героем, автором, событиями, хронологией времени, а также местомВариант: каждая точка может быть с локальным (отдельным) заданием/уровнем, объединенным лишь конечной целью (найти артефакты, получить бонус / баллы, собрать часть пазла и т.п.). Готовятся задания: интеллектуальные (вопросы на знание текста в виде ребуса, кроссворда, головоломки, разгадки закодированного буквенного или числового текста и т.д.)ориентировочные (пройти по чему-либо, найти выход по карте, найти подсказку, напр.: в определенной книге, или место /здание /предмет на карте или в реале и т.п.)технические (собрать что-либо, напр., в технике оригами) спортивные (попасть в цель, добежать и т.п.)творческие (нарисовать, напр., персонаж)комбинированные (из разных предыдущих) Бонусное задание – необязательное, но дает дополнительные очки или время.Подсказки – помощь в прохождении заданий могут быть: в наводящих вопросахв ответе на дополнительные вопросы в ответе на загадки в специально сделанных файлах/презентациях на компьютере, в Интернете Проведение игры Условия игрыигра начинается одновременно для всех участниковвсе имеют равные шансы на победу Перед началом игры обязательно напомнить о правилах техники безопасности (не бегать по лестницам, напр.) для усиления эффекта от прохождения игры по приключенческим квестам возможен приём, где каждый игрок перед началом игры ставит подпись, подтверждая тем самым, что он с регламентом ознакомлен и в ходе игры он сам несёт ответственность за себя, своё здоровье и благополучие. Старт игры начинается с озвучивания легенды, где уже могут быть подсказки особенно это важно для исторических, литературных, географических и т.п. квестов.Далее следует объяснение условий игры.Объяснение движения по маршрутам или раздача маршрутных листов возможны различные варианты: зачетная книжка, карта, картинка для сбора пазла и т.п.Маршрут должен соответствовать определенной теме: исторический материал литературныймаршрут по малоизвестным достопримечательностям города и т.д. возможен выбор участниками из разных предложенных маршрутов, но старт и финиш должен быть единым Контроль прохождения заданий/ уровней участникамина каждой точке - отметка в карте, путевом листе, карточке участника и т.п. – ставится время, балл и т.д.Возможно применение штрафных санкций за нарушение маршрута, нарушение временного регламента во время прохождения точек и т.п.Штрафы могут быть в виде дополнительных вопросов, исполнения заданий, начисление/отнимание очков и т.д.Финиш возможен вариативный:появление последней команды на конечном пункте и дальнейший подсчет баллов, очков или временидо окончания установленного временипоявление первой команды, прошедшей весь маршрут и выполнившей все задания правильноНаграждение победителей и участников, выполнивших все условия и пришедших первыми или заработавших большее количество баллов и т.д. Литературный квест(телеканал «Просвещение») Работа в группах Предложите 2-3 темы для проведения квеста по ОРКСЭ.Какой иллюстративный материал Вы планируете использовать?Определите итоговый результат прохождения квеста Рефлексия. «Ладошка» на листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его.большой – для меня это важно … / неважно … указательный - я получил конкретные рекомендации… / я не узнал для себя ничего нового… средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно (не понравилось)… безымянный – моя оценка психологической атмосферы… мизинец – хочу для себя выяснить … Спасибо за внимание и сотрудничество!