Приёмы педагогической техники, как инструментарий мастерства учителя. Обмен опытом.
Филиал КОУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Специальная школа №1» в ИК-15 г. Нижневартовска Тема педсовета:« Приёмы педагогической техники, как инструментарий мастерства учителя»(практическая часть) Габитова Зиля Фаритовна учитель I квалификационной категории. 2016 год Научно - методическая деятельность учителя Габитовой Зили Фаритовны(Работа над методической темой –обобщение опыта 28.03.02016г) Педагогическая техника – совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. Теперь задача современной общеобразовательной школы состоит не в том, чтобы сообщить учителю готовую необходимую информацию учащимся, а в том, чтобы стать организатором познавательной деятельности, где главное действующее лицо учащийся. Учитель при этом организовывает и управляет учебной деятельностью. У многих наших уч-ся отмечается равнодушие к знаниям, нежелание учиться, низкий уровень развития познавательных интересов. Все это побуждает меня к поиску педагогических технологий и использование их в своей практике, направленных на формирование познавательного интереса. Считаю, что главная задача педагога в этих условиях заключается в поиске более эффективных форм, моделей, способов и условий обучения. Таким образом, на первый план выходит проблема активизации деятельности учащихся в процессе обучения. И я решила работать над этой темой самообразования: «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики». Методическая темасамообразования«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики» Актуальность выбранной темыРаботая по теме самообразования «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики», убедилась, что можно так оптимизировать образовательный процecc, чтобы он стал стартовой базой для развития положительных, социально-значимых качеств учащихся, а также толчком к организации их мыслительной деятельности.Актуальность обращения к проблеме обусловлена так же важностью применения новых подходов в обучении математике, способствующих развитию познавательного интереса к предмету, а следовательно и приобретения прочных знаний. Реализация оптимальных методов и приемов, позволяющих активизировать познавательную активность обучающихся, способствующих развитию творческой личности на основе изучения и учета индивидуальных способностей Цели: Задачи Работать над привитием интереса к изучению предмета Использование в работе новых педагогических технологий Овладение различными способами организации учебно-познавательной деятельности В своей педагогической деятельности при подготовке к урокам учитываю основные программные требования образовательного стандарта: сделать урок более эффективным, добиться высокого результата в обучении. Этому способствует приобщение учащихся к разным видам познавательной деятельности, формирование личностных качеств учащихся. С целью активизации познавательной деятельности:Осуществляю индивидуальный подход к учащимся на уроке.Включаю материал занимательной направленности с расчетом на любознательность учеников.Подбираю систему самостоятельных работ.Побуждаю учащихся к постановке познавательных вопросов.Обучаю рациональным приемам решения мыслительных задач.Применяю дифференцированные задания слабоуспевающим ученикам.Использую формы поощрения.Предусматриваю задания творческого характера. избегать в работе будничности, монотонности, бедности информации;использовать содержание обучения как источник стимулирования познавательных интересов;стимулировать познавательные интересы приемами занимательности: иллюстрацией, игрой, кроссвордами, задачами – шутками, занимательными упражнениями;обучать приемам умственной деятельности. Условия развития познавательного интереса учащихся: Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать качественным учебно-воспитательный процесс на уроках активно использую информационныетехнологии. Применение ИКТ на уроках позволяет учителю более доступно и зрелищно представить ученикам сложные темы по геометрии и алгебре, позволяет мотивировать интерес к изучаемому предмету. Пример. Длина окружности. 9 кл. 7 5 р а з ! 2дм ? диаметр 4дм С=2πr С=πd 12,4дм Урок с компьютерным сопровождением является эффективным при изучении темы «Построение сечений многогранников» в 10 кл. Тема сложная. С помощью использования компьютерной анимации можно доступно, зрелищно представить данную тему ученикам, последовательно демонстрируя каждый шаг построения сечения. Применение ИКТ на уроках позволяет повысить мотивацию учащихся в изучении математики, также позволяет активизировать их познавательную деятельность, легко воспринимать большие объемы информации. Решение задач на построение сечений многогранников. №69. N M P R Найдите периметр сечения, если SВ=8 см, АС=6 см. Решение.1.NRPM-параллелограмм, т.к.RN ІІ PM, RN = PM = 4 cм -как средние линии треугольников ABC, ABS.2.RP = NM – как противолежа-щие стороны параллелограмма,т.е. RP = NM =3см,как средние линии треугольников ABS, ASC.3. P = NM +MP + PR + NR= 4+3 ++ 4 +3 = 14(см).Ответ: P = 14см. №70. К N М Доказательство:1.КМ – средняя линия ΔАВD,2.КМ ІІ ВD- средняя линия Δ параллельна основанию.3. MN- средняя линия ΔАCD,4.Аналогично MN ІІ DC 5. (KMN) ІІ (BCD).-по признаку параллельности двух пл-стей (2 пересекающиеся прямые одной плоскости соответ-но параллельны 2 пересекающ-имся прямым другой плос-сти) Ч.т.д. №71. М К N Р R №79(а). А С В D №81 в) построить сечение через точки А, М, N. M R K N K R H в) Сечение АMNН Применение компьютерных программных средств на уроках математики позволяет не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний учащихся, повысить интерес к предмету и их познавательную активность.В своей работе я использую презентации, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала, справочные материалы, образцы решенных примеров и задач, ход решения которых разбирается подробно, затем предлагается по алгоритму решать самостоятельно аналогичные задания; задачи с планом решения или алгоритмом решения, где в решении задания пропущены объяснения или вычисления. Учащиеся должны восстановить решения задания полностью. При выполнении такой работы формируется объем активных знаний, умение обосновывать решение, применять изученные теоретические положения на практике. №580 Решение. d < R, значит, сечением шара плоскостью является круг. ОАК – прямоугольный, по теореме Пифагора: Дано: шар(О; R), R=41 дм, d=9дмНайти: Sсеч. Шар радиусом 41 дм пересечен плоскостью, находящейся на расстоянии 9 дм от центра. Найти радиус сечения. №523 Осевое сечение цилиндра – квадрат, диагональ которого равна 20 см. Найдите: а) высоту цилиндра; б) So цилиндра Решение. 1. Проведем диагональ АС сечения АВСD. A B C D 2. ADC – равнобедренный, прямоугольный, АD=DC, h = 2r, CAD = ACD=45, тогда 45 45 20 3. Найдем радиус основания 4. Найдем площадь основания Ответ: На мой взгляд, одно из важнейших средств активизации познавательной деятельности учащихся на уроке - умелая организация самостоятельной работы.Например, после обзора теоретического материала и фронтальных упражнений при проведении самостоятельных работ на уроках учащимся можно предложить карточки - информаторы. В карточках содержится краткое, доступное изложение теоретического материала по данному вопросу, образцы решений одного или нескольких примеров и задание для самостоятельной работы в классе, образцы решений помогут и при выполнении контрольной работы. На уроках карточки - информаторы позволяют вовлечь в активную познавательную деятельность всех учащихся, но и помочь каждому учащемуся. На уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся (тестирование, срез знаний, самостоятельная работа, контрольная работа). Тема «Показательные функции, уравнения, неравенства» Выберите номер колонки правильного ответа:Ответы занести в таблицу. Ваш выбор: Вариант а) б) в) г) д) е) ж) з) Ответ (№ колонки) Учащиеся осуществляют самопроверку Ответы на экране 1 вариант а) б) в) г) д) е) ж) з) Ответ(№ колонки) 1 2 3 4 3 1 2 1 2 вариант а) б) в) г) д) е) ж) з) Ответ(№ колонки) 1 2 2 2 4 1 2 2 Тесты, в которых предполагают верное заполнение пропусков в утверждениях, формулировках определений, теорем, свойств здесь же, в тексте. Тесты Тесты по теме : Предмет стереометрии. Аксиомы стереометрии. 10 классОсновные понятия стереометрии:Обозначения основных понятий:Через три точки, не лежащие на одной прямой …Если две точки прямой лежат в плоскости, то…Если две плоскости имеют общую точку, то… Закончите фразу:Сфера и плоскость имеют одну общую точку, если…А. расстояние от центра сфера до плоскости меньше радиуса сферы;Б. расстояние от центра сфера до плоскости равно радиусу сферы;В. расстояние от центра сфера до плоскости больше радиуса сферы. Тесты по теме : Сфера. Уравнение сферы. 12 класс Обязательным этапом любого урока является актуализация ранее изученного.Главная задача – установить связь между деятельностью учителя и учащихся, обеспечить готовность к очередному этапу работы, включить в продуктивную обучающую деятельность. На этом этапе просматривается, как учащиеся включаются в работу, насколько удалось сформировать внутреннюю готовность к освоению нового материала; каков общий уровень мотивированности класса? Можно ли приступать к изучению нового материала? При этом разбираю несколько вопросов на повторение, организую живой диалог, с целью уточнения общего уровня усвоения знаний, создаю проблемную ситуацию перед изучением нового материала. Такое начало урока способствует готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, создает позитивный, доброжелательный, благоприятный эмоциональный фон. Определение уровня готовности учащихся к изучению новых знаний по теме: «Логарифмические уравнения». Актуализация опорных знаний Блиц - опрос. Отвечать только «да» или «нет» 1. Логарифмическая функция имеет экстремумы?2. Логарифмическая функция при а>1 возрастает?3. Область определения логарифмической функции – вся числовая прямая?4. Логарифмическая функция принимает значение равное нулю ?5. Логарифмическая функция не является ни чётной, ни нечётной?6. Логарифмическая функция монотонна?7. Множество значений логарифмической функции -множество8. График любой логарифмической функции проходит через точку с координатами (1;0)?
нет да нет нет да да да да Упражнения на готовых чертежах позволяют увеличить темп работы, обучать учащихся рассуждать, сопоставлять и противопоставлять, находить в них общее и различное, делать правильные yмoзаключения. При выполнении упражнений на готовых чертежах происходит активная мыслительная деятельность учащихся, которая приводит к непроизвольному запоминанию определений, свойств и признаков изучаемых фигур. Важно и то, что учащиеся с гораздо большим интересом выполняют такие упражнения. Упражнения на готовых чертежах Цилиндр и конус имеют общее основание и высоту. Вычислите объем цилиндра, если объем конуса равен 40 π см3Ответ: 120 см3 Конус. Цилиндр. Расстояние от центра шара радиуса 7см до секущей плоскости равно 3см. Найдите площадь сечения. 7см 3см S-? о о1 А Секущая плоскость проходит через конец диаметра сферы, равного 8см так, что угол между диаметром и плоскостью равен 30°. Найдите длину окружности, получившейся в сечении. 8см С-? А В о о1 Площадь сечения сферы, проходящего через ее центр, равна 36м2.Найдите площадь сферы. S-? о А Познавательную активность стимулируют решение занимательных задач и вплетение в канву урока игровых элементов. Игра, проведённая в дидактических целях, приносит не только хорошие результаты, но и много положительных эмоций учащимся и учителю. Стараюсь помнить, что интеллектуальная игра – одна из эффективных форм проведения уроков математики, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретаются с заинтересованностью. В проведении предметных недель мы учителя математики внедряем нестандартные формы проведения уроков, применяя информационные технологии. Ежегодно в школе проводятся недели математики. В этом учебном году провела интересные мероприятия: интеллектуальные игры «Математик с ШОУ», «Колесо математики», математический квест «В поисках истины», «Турнир знатоков компьютера». Интеллектуальная игра «Математика настолько серьезный предмет, что нельзя упускать возможности сделать его немного занимательным» Блез Паскаль(1623–1662) (Франц. математик, физик, религиозный философ и писатель) Поехали!!! В равенстве передвинуть одну цифру так, чтобы оно стало верным 101-102 = 1 В каком случае смотря на цифру 2, мы говорим “десять”? Ответ (2) Число, изображаемое единицей с 15 нулями Квадриллион 1015 № 1 Он очень толстый. Мы на нём живём. Похож на арбуз. ШАР № 2 Их платят в банке.Говорят, что 13… – это грабёж, но все же с каждого удерживают! Пишется как будто ноль делят на ноль % № 3 За это снижают отметки.Отличники их делают редко.На них учатся. ОШИБКИ Думай голова-картуз куплю! (Народная поговорка) Что это? уМи нос = минус ОДИН А МЕТР = ДИАМЕТР
ПАРАДОКС!!! В течение целого года почти некогда учиться в школе С ч и т а й т е с а м и:
52+10= 62 (дня) В году 365 дней из них 52 – воскресных по крайней мере, 10 других дней отдыха, поэтому отпадает Летние и зимние каникулы продолжаются не менее 100 дней Считайте сами: Следовательно,62+100=162 дня мы не учимся!!! Считайте сами: Ночью в школу не ходят, а ночи составляют половину года, следовательно, еще 183 дня отпадают. Считайте сами: 5 учебных дней Поэтому останется всего значит еще 15 дней отпадают Остается 20 дней, но ведь не весь день продолжаются занятия, а не более четверти дня, Многому ли тут можно научиться? Спасибо за внимание!Спасибо за игру !До новых встреч ! Наблюдая за учащимися на уроках, отмечаю, что их продуктивная активность возрастает, если они чувствуют заинтересованность , доброжелательность учителя. Поэтому каждый урок должен быть уроком сотрудничества учителя и ученика. Взаимопонимание, уважение, доверие, использование приемов поощрения и похвалы, справедливая оценка знаний учителем – все это и создает психологический комфорт, желание идти на урок. 2016год Используемая литература. А.А.Гин «Приемы педагогической техники»В.В.Гузеев «Педагогическая техника в контексте образовательной технологии» Вечерняя школа . Под редакцией профессора А.В. Даринского.Из опыта преподавания математики в школе. А.Д.Семушин, С.Б.Суворова. М., «Просвещение». Интернет РесурсыПедагогическая техника – совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать. Педагогическая технология — совокупность способов организации учебно- воспитательного процесса, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей