Презентация Школьная библиотека как центр формирования читательских компетенций у школьников


Школьная библиотека как центр формирования читательских компетенций у школьников«Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать» Сесиль Лупан Причины спада интереса к чтению:1. Усиление влияния массовой информации.2. Возрастание числа неблагополучных семей.3. Нарушение общения родителей с детьми.4. Отсутствие системы формирования читательской деятельности школьников. Основные функции библиотеки1.Образовательная2.Информационная3.Культурная4.Досуговая Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г. Статья 27. Школьная библиотека – неотъемлемый компонент педагогической системы общеобразовательного учреждения. ФГОС определяет планируемые результаты освоения:I. 4-х междисциплинарных программ:1. «Формирование УУД».2. «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».3. «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности».4. «Основы смыслового чтения и работы с текстом».II. Учебных программ по всем предметам Система планируемых результатов освоения образовательной программы:1. личностные2. метапредметные3. предметные Оценка личностных результатов основным объектом личностных результатов служит сформированность УУД: 1. сформированность гражданской идентичности. 2. готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации. 3. сформированность социальных компетенций. Метапредметные универсальные учебные действия:1. Регулятивные – умение ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, формирование способности к проектированию.2. Коммуникативные – уметь сотрудничать с учителем и сверстниками, уметь работать в группе, владеть техникой общения, развитие речевой деятельности.3. Познавательные – практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности, развитие смыслового чтения и работа с информацией. Формирование ИКТ-компетентности учащихсяОбращение с устройствами ИКТ.Фиксация изображений и звуков.Создание письменных сообщений.Создание графических объектов.Создание музыкальных и звуковых сообщений.Создание, восприятие и использование гипер-медиа сообщений.Поиск и организация хранения информации.Анализ информации, математическая обработка данных в исследовании.Моделирование и проектирование, управление. Основы учебно-исследовательской и проектной деятельностиВыпускник научится:самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный учебный проект;использовать догадку, озарение, интуицию;использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: целостное отображение мира, абстрагирование, художественный вымысел;осознанно развивать свои коммуникативные способности;осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта. Основы смыслового чтения и работы с текстомПоиск информации и понимание прочитанного.Преобразование и интерпретация информации.Оценка информации. Направления деятельности школьного библиотекаря по ФГОСI. Содействие формированию информационной компетентности учащихся и развитию их навыков самообразования и самостоятельной работы с информацией в разных форматах.II. Содействие формированию читательской компетентности, которая включает навыки чтения и работы с текстом, формирование потребности в чтении путем реализации программ поощрения чтения для удовольствия и личностного роста.III. Работа по учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основных образовательных программ общегообразования. I. Содействие формированию информационной компетентности учащихся и развитию их навыков самообразования и самостоятельной работы с информацией в разных форматах.Органическое соединение информативности и занимательности, серьезных размышлений - с игрой, рассказ и показ с практическими действиями в библиотеке и сети Интернет, использование красочных презентаций, элементов проектной и исследовательской деятельности, подготовка наглядных и методических материалов, консультирование учащихся, индивидуальная работа с ними обеспечит эффективность и результативность библиотечных уроков. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход. Требования к библиотечному уроку Содержание библиотечных уроков должно формировать умение работать с информацией, расширять первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях и в сети Интернет. На занятиях необходимо создавать условия для формирования у обучающихся умения организовывать свою деятельность - определять её цель и задачи, выбирать средства их реализации, применять на практике, оценивать достигнутые результаты. Презентации к уроку направлены на визуализацию информации посредством наглядных образов. При составлении библиотечного урока должны быть включены ролевые и дидактические игры, позволяющие активизировать занятия, усилить деятельностную сторону урока. II. Содействие формированию читательской компетентностиСодействие формированию читательской компетентности включает:навыки чтения и работы с текстом.формирование потребности в чтении путем реализации программ поощрения чтения для удовольствия, личностного роста. II. Содействие формированию читательской компетентности В ФГОС ОО особое внимание уделяется формированию читательской компетентности учащихся. Для начального образования это:овладение навыками смыслового чтения текстов;осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам;умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных и научно-популярных текстов.Для основного образования это:воспитание квалифицированного читателя с сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его письменно и устно. формы и направления развития личностных результатов при организации внеурочной деятельности:1. экскурсии2. кружки3. секции 4. «круглые столы» 5. конференции 6. диспуты и т. д. Проектная деятельность библиотеки – один из путей формирования у обучающихся УУД согласно ФГОС. Цели и задачи проекта решаются через поиск ответа на проблемные вопросы. Проект – образовательная, исследовательская, творческая деятельность школьников, в процессе которой приобретают новые знания. Дети в ходе составления проекта не соревнуются, а обучаются коммуникации и сотрудничеству. Структура работы над проектомПервый этап – мотивация, целеполагание, планирование.Второй этап – построение оригинальной схемы действий. Стадии работы над проектом – самообразование, продумывание хода деятельности, распределение обязанностей, отбор материала для проекта(организационная часть дается как домашняя работа).Третий этап – исследовательская деятельность. Организация - практическая работа с учащимися(анализ текстов, комментарии, комментированное чтение, беседа по вопросам и т.д.)Четвертый этап – рефлексия. Стадии работы над проектом: обобщение и выводы, анализ положительных сторон в работах.Пятый этап – оценка. Защита проекта. Участники представляют свои работы в виде рефератов, презентаций, макетов, литературных произведений и т.д. Достижение метапредметных и предметных результатов учащихся с книгами. Формы работы :ОбсуждениеДиспутВикториныДискуссии«Круглые столы» Этапы подготовки и проведения викторины с использованием Интернет- ресурсов Устная подготовка информации о викторине (в классах).Письменная подготовка информации (на сайтах).Подведение итога работы.Поощрения. Реклама книги через блоги и социальные сети Печатные плакаты в библиотеке используются для того, чтобы лучше передать текст, графику, изображения и другую вспомогательную информацию, но сегодня они не соответствуют современным требованиям учебного процесса. Современные способы рекламы книги это :популяризация книги через создание рекламных материалов с помощью интернет-сервисов; современные плакаты – это электронное средство представления информации, где используется тот же текст и графика, но к ним добавляются и ссылки на веб-ресурсы и Интернет-документы. Назначение плаката в библиотекеБиблиотечная агитация (реклама, привлечение читателя в библиотеку).Библиотечная информация (ориентация читателя в библиотечной среде).Пропаганда (рекомендация)  книг (руководство чтением).Организация (рационализация) чтения (методика и гигиена чтения, борьба с вредителями книг).Популяризация знаний (передача через плакат конкретных знаний из газет, журналов, книг). Назначение «буктрейлеров» Среди новых форм поддержки чтения все активнее заявляет о себе буктрейлер – форма книжной рекламы, в виде короткого видеоролика, рассказывающего в произвольной форме о какой-либо книге.Этапы работы:1. Создание сценария (продумывание сюжета и написание текста). Важно внести интригу и выстроить сюжет таким образом, что читателю непременно захотелось бы узнать, что же будет дальше. 2. Необходимо подобрать рисунки, отсканировать иллюстрации книги, снять своё видео или найти видео по данной тематике в сети Интернет. III. Работа по учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования.ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 г.Ст. 18 указывает, что норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающего по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими ФГОС.Приказ Министерства культуры РФ от 8.10.2012г. №1077 «Об утверждении Порядка учёта документов, входящих в состав библиотечного фонда»