Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами.
Коррекционно-развивающая работа для обучающихся с ОВЗ и детей- инвалидов Учитель-логопед КОУ «АШДС № 301» Пархоменко О К.Автор: Пархоменко О.К.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОСТ) начального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373, определяет систему новых требований к структуре, результатам, условиям реализации основной образовательной программы.Автор: Пархоменко О.К.
Рабочая программа определяет структуру и содержание работы по коррекции нарушений речи обучающихся КОУ «АШДС № 301. Рабочая программа направлена на оказание помощи обучающимся начальных классов с нарушениями устной и письменной речи в освоении ими общеобразовательных программ по родному русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И.Лалаевой.Автор: Пархоменко О.К.
Этиология и патогенез нарушений чтения и письма3 группы причин: 1. конституциональные предпосылки; 2. экзогенные повреждающие воздействия; 3. лингвистические особенности письменной речи русского языка.Автор: Пархоменко О.К.
Дисграфия. Дислексия.Проблема нарушений письменной речи у школьников — одна из самых актуальных, поскольку письмо и чтение становятся базой и средством дальнейшего обучения. СадовниковаАвтор: Пархоменко О.К.
Определение дислексии А.Н.КорневаДислексия - состояния, основным проявлением которых является стойкая избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные условия обучения. Автор: Пархоменко О.К.
Ошибки при чтении- замены при овладении буквой в процессе чтения:1. при объединении букв в слоги,2. при объединении слогов в слова,3. близкие по звуковому составу слоги, - побуквенное чтение ,Трудности в составлении словосочетаний,Трудности в группировке слов по лексическим, грамматическим закономерностям,Не понимание смысла текста,Членение предложения,Нет фразовой интонацииАвтор: Пархоменко О.К.
Дисграфия Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики, несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.Ошибки на письме можно разделить на 3 группы:ошибки звуко – буквенной символизации;ошибки графического моделирования;ошибки графического маркирования.Автор: Пархоменко О.К.
Сложность русского письманесоответствие звуков и букв в русском языке, сложность и разные способы обозначения мягкости согласных звуков , наличие йотированных гласных. наличие слабых позиций звуков.Автор: Пархоменко О.К.
На уровне буквы и слога.ошибки звукового анализаПропуск букв«снки» — санки; «кичат» — кричат, здоровье — «дорве»; брат — «бт»; девочка — «девча»; колокольчики — «калкочи».Перестановки букв и слоговчулан — «чунал»; плюшевого — «плюшегово»; ков-- «корвом»; на лугах — «нагалух»; взъерошился — «звелся»Вставки гласных букв при стечении согласных«шекола», «девочика», «душиный», «ноябарь», «дружено» Автор: Пархоменко О.К.
Ошибки фонематического восприятияСмешение буквЛабиализованные гласные: О – у «звенитрочей», «по хрупкуму льду», «сизый голобь», «дедошка»;Ё – ю "Клёква», «лёбит», «замюрзли», «тюплый», «салёт», «самолют», «перелютные птицы», «висело ружью».Звонкие и глухие парные согласныеД – т «тавно», «сыдый», «деди», «дрещат», «медёт вьюга», «втрук», «ситит», «блетный», «долстое бревно», «итут домой»;з — с: «кослик», «вазилёк», «привосит», «река узнула», «как в зказке», «звою сумку», «саснуть»;Смешение буке по кинетическому сходствуАвтор: Пархоменко О.К.
Персеверация, антиципацияПримеры персевераций в письме:а) в пределах слова: «магазим», «колхозниз», «за зашиной» (колхозник, машиной);б) в пределах словосочетания: «у деда Модоза»;в) в пределах предложения: «Девочка кормила петуха и Сурм»; «Отнеси книгу отварищу».Примеры антиципации в письме:а) в пределах слова: «на девевьях», «дод крышей», «с родными местами»;б) в пределах словосочетания, предложения: «Жукчат ручейки»; У нас дома есть = «У настъ дома есть...»; «Жалобко замяукал котенок» (жалобно)...Автор: Пархоменко О.К.
Ошибки на уровне словаРаздельное написание частей слова1. когда приставка (а в бесприставочных словах начальная буква или слог) напоминает предлог, союз, местоимение («и дут», «на чалось», «я сный», «с мотри», «с вой» и др.). По-видимому, здесь имеет место генерализация правила о раздельном написании служебных частей речи;2. при стечении согласных из-за их меньшей артикуляторной слитности происходит разрыв слова: «брат», «попросил», «для», «п челы» и др. (В приведенных примерах не имел места перенос слова с одной строки на другую.)Слитное написание словслужебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом: «ветки елии сосны», «кдому», «надерево». Нередки случаи слитного написания двух и более самостоятельных слов: «быличудные дни», «кругомтихо», «всядетвора», «идётработа», «светитлуна».Аграмматизмлёд — «лёдик»; мёд — «медик».Автор: Пархоменко О.К.
Ошибки на уровне предложенияГраницы предложения«Гуси вышли изадвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынету».Употребление предлоговАграмматизмы нарушении связи слов: согласования и управления, изменение слов по категориям числа, рода, падежа, времениАвтор: Пархоменко О.К.
6 основных форм нарушения зрительного гнозиса.1. предметная агнозия 2. оптико-пространственная3. буквенная4. симультанная 5. цветовая6. лицеваяАвтор: Пархоменко О.К.
Ошибки зрительного восприятиязеркальное письмозамены одних букв на другие; не дописывание,добавление лишних элементов. Автор: Пархоменко О.К.
Коррекционные задачи при оптической дисграфии- развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса);- уточнение и расширение объема зрительной памяти;- формирование пространственный восприятий и представлений;- развитие зрительного анализа и синтеза;- дифференциация смешиваемых букв.Автор: Пархоменко О.К.
Предупреждение нарушений ЧП у детей с недостатками произношенияЗадачи логопедической работы:1. Постановка звуков и уточнение их артикуляции.2. Развитие фонематического слуха.3. Развитие А и С звукового состава слова. (Опираясь на слуховые и кинестетические ощущения, можно способствовать сознательному овладению звуков речи).Автор: Пархоменко О.К.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫАвтор: Пархоменко О.К.
Агата Кристи (1890-1976) страдала дисграфией, то есть практически не могла писать от руки. Все ее знаменитые романы были надиктованы.Автор: Пархоменко О.К.
Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875)датский писатель,Андерсен сочинял свои дивные сказки по ночам и носил их в издательства. Но редакторы, потрясенные полной безграмотностью автора, возвращали их ему, иногда не дочитав до конца. Один редактор даже написал на рукописи «Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем». Автор: Пархоменко О.К.
Альберт Эйнштейн (1879 – 1955)физик-теоретик, основатель современной физики, создатель теории относительности, лауреат Нобелевской премии. Эйнштейн всю жизнь плохо писал и с трудом читал. Однако это не помешало ему написать письмо президенту США, в котором он указывал на опасность создания ядерного оружия в фашистской Германии.Автор: Пархоменко О.К.
Леонардо Да Винчи (1452-1519)писал и рисовал левой рукой и оставил 7 тысяч страниц дневников, написанных зеркально. Нормально их можно прочитать, если подставить зеркало или перевернуть бумагу на просвет. Автор: Пархоменко О.К.