Презентация на тему Особенности логопедической работы с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения


Особенности логопедической работы с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения Учитель-логопедМАОУ «Начальная школа-детский сад №152 для слабовидящих обучающихся » г. Перми Черепанова С.П. Особенности общего и речевого развития детей с нарушениями зрения Изучение медицинской документации и анализ анамнестических данных детей с функциональными нарушениями зрения В анамнезе Дети 2005 г.р.10 человек Дети 2006 г.р.10 человек Дети 2007 г.р.12 человек Дети 2008 г.р.12 человек Норма 2 (20%) 2 (20%) 3 (25%) 1 (8%) ПНЭП 8 (80%) 9 (90%) 9 (75%) 10 (83%) ЗРР 6 (60%) 5 (50%) 4 (34%) 4 (33%) ЗПР 4 (40%) 2 (20%) 3 (24%) 3 (25%) Анализ общего состояния здоровья детей с функциональными нарушениями зрения У дошкольников имеются сопутствующие заболевания и отклонения в физическом развитии:заболевания сердечно-сосудистой системы наблюдаются у 90,9%, что составляет 10 детей;пиелонефрит имеется у 9,1% детей, 1 ребенок;гипертрофия небных миндалин 1 и 2 степени наблюдается у 45,4 %, что составляет 5 дошкольников;ринофарингитимеется у 9,1% детей, 1 ребенок;аденоидитимеются у 9,1%, один ребенок;нарушения осанки, нарушения стоп имеются у 18,2%, двое детей. Анализ группы здоровья детей старшей и подготовительной к школе группы Группа здоровья Старшая группа13 детей Подготовительная группа9 детей 1 группа 0 0 2 группа 3 человека – 23% 3 человека – 33% 3 группа 7 человек – 54% 4 человека – 44% 4 группа 2 человека – 15% 1 человек – 11% 5 группа 1 человек – 7% 1 человек – 11% Анализ видов зрительных расстройств у детей старшего дошкольного возраста Группа Виды нарушений % Количество детей Первая группа Функциональные нарушения зрения, связанные с нарушением бинокулярного зрения 100% 11 детей Вторая группа Функциональные нарушения зрения, связанные с аномалиями рефракции:астигматизмамблиопиягиперметропия    5 детей9 детей11 детей Третья группа Сложные заболевания органов зрения:птоз 1 степенимикрофтальм ОД   1 ребенок1 ребенок Состояние остроты зрения зрения Группа детей Острота зрения (VIS), без коррекции на лучше видящем глазу Процентное соотношение Количество детей Первая группа Дети с VIS от 0,3 до 0,5 18,2% 3 ребенка Вторая группа Дети с VIS от 0,6 до 1,0 81,8 % 8 детей Анализ результатов логопедического обследования детей подготовительной группы с функциональными нарушениями зрения Логопедический диагноз Начало года Конец года ФНР 3 – 33,3% 0 ФФНР 1 – 11,1% 0 Фонематическое недоразвитие 2 – 22,2% 0 ОНР 3 – 33,3% 1 – 11,1% Чистая речь 0 7 – 77,8% Выбыл 1 – 11,1% Нарушения звукопроизношения Нарушениязвукопроизношения 2010 – 2011учебный год12 детей 2011 – 2012учебный год13 детей 2012 – 2013учебный год11 детей Звукопроизношение в норме Нарушение звукопроизношения 2 групп звуков Нарушение звукопроизношения 3 и более групп звуков Уровень речевой готовности к школе детей подготовительной к школе группы 2012 – 2013 учебный год Уровень речевой готовности к школе  Начало годаНабранная сумма баллов/ Процентное соотношение  Конец годаНабранная сумма баллов/ Процентное соотношение  Высокий 1 ребенок – 9% 3 – 33,3% Выше среднего 2 ребенка – 18% 5 – 55,6% Средний 4 ребенка – 36% 1 – 11,1% Ниже среднего 1 ребенок – 9% 0 Очень низкий 3 ребенка – 27% 0 Особенности логопедической работы Тематическое планирование осуществляется на основе лексических тем предложенных тифлопедагогом.В конспект занятия включаются задачи по развитию зрительно-пространственных представлений, зрительного восприятия, сенсорного восприятия, развитие познавательной активности и активизацию двигательной сферы. Проведение зрительной гимнастики и динамических пауз.Требования к оборудованию логопедического кабинета и дидактическим пособиям. Рассматривание и называние реальных предметов, выделение в них главных и второстепенных деталей, формирование умения различать предметы по цвету Игры и упражнения для рассматривания, сравнения, анализа и синтеза представленных изображений предметов, фигур Узнавание контурных, силуэтных, точечных изображений предметов; узнавание и называние стилизованных предметов Преобразование фигур, буквОпределение пространственных соотношений элементов букв Найди и обведи синим цветом букву Р Найди каждой букве пару,соедини большие буквы с маленькими Найди и назови все буквы Рекомендуемая литература Бабошина Е.Н., Левина Е.В. Научите меня читать и писать. Занимательное пособие для дошкольников. – Чернушка, 2010.Комарова Т.П. Логопедические игры и упражнения для детей с нарушением зрения.Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. «Вправо-влево, вверх-вниз». Развитие пространственного восприятия у детей 6-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2004.Лапп Е.А. Развитие связной речи детей 5-7 лет с нарушениями зрения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.Павлова Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М.: Школьная Пресса, 2004.Павлова Т.А. Альбом по развитию пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников. – М.: Школьная Пресса, 2004.Интернет-сайт – www.twirpx.com. Спасибо за внимание!