Презентация на тему Использование интерактивных и игровых технологий в дополнительном образовании
«Использование интерактивных и игровых технологий в дополнительном образовании»Составила: МОУДОД центр детского творчества г. Донецк педагог дополнительного образования Белова Леонора Павловна
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль интерактивных технологий, не только в системе школьного, дополнительного и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.
Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри ее атмосферу сотрудничества. Взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи педагог дополнительного образования может использовать интерактивные технологии.
Интерактивный – означает способность взаимодействовать, или находиться в режиме беседы, диалога с чем -либо (например, компьютером), или кем-либо (человеком). Следовательно интерактивное обучение – это прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.
Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач совместными способами.
Форма организации интерактивного обученияОрганизация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения задачи в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная. При таком многообразии форм интерактивного обучения, можно выделить три метода: пассивный, активный, интерактивный.
Методы интерактивного обучения* При пассивном методе педагог главный на занятии, а дети не проявляют творческой деятельности, не взаимодействуют друг с другом, а только играют роль слушателей.* При активном методе, роль педагога как бы уходит на второй план. Педагог только побуждает детей к общению друг с другом, совместному выполнению задании. Дети при таком методе являются субъектами выполняемой деятельности.* Интерактивный метод подразумевает активное участие всех участников процесса. Педагог организовывает процесс усвоения знаний детьми. В ходе этого процесса они должны взаимодействовать друг с другом, общаться, создавать и применять имеющийся у них опыт.
Ролевая форма игры* Интерактивное обучение может проходить в форме ролевой игры, когда знания и опыт ребенок получает через проживание той или иной жизненной ситуации.* Под интерактивной игрой понимается не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную познавательную деятельность социальной направленности. В такой игре дети не только узнают новое, но и учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
Результат использования технологии Сущность интерактивных технологий заключается в организации специальных условий, направленных на достижении каждым участником публичного успеха в ходе каждого занятия. Этот процесс способствует переходу полеченной информации из краткосрочной в долгосрочную память.
Игровые технологии*Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.*Игровая технология - это уникальная форма обучения, которая позволяет сделать занятие интересным и увлекательным, позволяет эмоционально окрасить монотонность деятельности.
Концептуальные основы игровых технологийПсихологические механизмы игровой деятельности опираются на функциональные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самореализации.Игра – форма психогенного поведения т.е. внутренне присущего личности. (Д.Н.Узнадзе) Игра – пространство «внутренней социализации» ребенка, средство усвоения социальных установок. (Л.С. Выгожский)Игра – свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов». (А.Н. Леонтьев)Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Игровая деятельность выполняет функции*развлекательную: (основная функция игры, развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);*коммуникативную: освоение диалектики общения;*самореализации в игре: как полигоне человеческой практики;*игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;*диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;*функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; *социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Классификация педагогических игр*по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические);*по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.);*по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.);* по игровой среде (с предметом и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).
Цели образования игровых технологий*дидактические: расширение кругозора, применение на практике, развитие определенных умений и навыков;*воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуниактивности;*развивающие: развитие качеств и структур личности;*социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Преимущества игровых технологий*Позволяют активизировать и интенсифицировать учебный процесс. Осуществляются межпредметные связи. Меняется мотивация обучения (знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).* Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
Недостатки игровых технологийАкцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.Результат использования игровых технологийАктивная двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливает все физиологические процессы в организме, улучшают работу всех органов и систем.
Список литературы:1.Л.А. Попова. «Интерактивные формы работы с детьми дошкольного возраста». Учебно-методический комплекс. Ставрополь. 2012г.2. Г.Г. Халимова Внедрение интерактивных технологий в дошкольное образование (Текст) 3. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы междунар.науч. конф. (г. Уфа, май 2014г.). – Уфа: Лето, 20144. И.В. Бугримов. Использование интерактивных технологий на занятиях.. /И.В. Бугримов// Внешкольное воспитание. – 2005.-№4.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!