Презентация Реализация личностной направленности содержания образования и личностный рост
Реализация личностной направленности содержания образования и профессиональный рост учителя истории в современной школе на основе РКПМО Выступление на ГМО учителей истории автор:Анцупова И.П.
Задачи модернизации образования:Повышение доступности, качества и эффективности.
Основные подходы , обеспечивающие решение задачДеятельностный: формирование личности и её способностей через активную деятельность самого ученикаДифференцированный: учёт возрастных и индивидуальных возможностей учащихся.Личностно ориентированный (гуманистический): рассматривает обучение как осмысленное, самостоятельное инициируемое действие, направленное на усвоение смыслов как элементов личностного опыта
Основные подходы , обеспечивающие решение задачЛичностно развивающий подход: существование постоянно развивающей системы «учитель-учащийся»Исследовательский подход: преобладание метода, связанного с самостоятельным поиском и решением школьниками тех или иных вопросов.Проблемный подход: обучение с помощью проблемных задач и ситуаций
Основные подходы , обеспечивающие решение задачРазвивающий подход: взаимосвязь обучения и развития. Обучение играет ведущую роль по отношению к умственному развитию.Компетентностный подход: формирование универсальных общеучебных умений; различных видов деятельности и развитие способностей.
Основная цель образовательного процесса:Становление и развитие компетентной в различных видах деятельности личности
Цели школьного образованияНаучить учиться:Определять цели познавательной деятельностиВыбирать необходимые источники информацииНаходить оптимальные способы достижения поставленных целейОрганизовывать свою деятельность
Цели школьного образования2. Научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи,Т.е. решать познавательные проблемы3.Научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизниТ.е. решать аналитические проблемы4. Научить ориентироваться в мире духовных ценностейТ.е. решать аксиологические проблемы.
Цели школьного образования5. Научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей6. Научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельностиКоммуникативныеПоиск и анализ информацииПринятие решенийОрганизация совместной деятельности
Модели урока: развивающий урок
Модели урока: проблемный
Модели урока: технологизированный традиционный урок Модульная технология обученияТехнология разноуровневого обученияТехнология «Мозгового штурма»Лекционно-семинарско-зачётная технологияТехнология коллоквиумаТехнология дискуссииТехнология развития критического мышленияТехнологии мультимедиаТехнология учебной деловой игрыИнтерактивные технологии
Нетрадиционные уроки1.Игровые уроки с элементами состязания:Деловая играКонкурсыВикториныТурнирыДуэли.
Нетрадиционные уроки2.Уроки с преобладанием гуманистической цели, значительной ролью монологаУрок мудростиУрок откровенияУрок гражданского согласия
Нетрадиционные уроки3.Уроки с преобладанием диалоговых форм (общения) работы учащихся:ДискуссияПресс-конференцияАукцион«устный журнал»Дебаты
Нетрадиционные уроки4. уроки, отражающие специфику исследовательской и творческой деятельности:ИсследованиеУрок защиты проектаПрактическая работа с нормативными документами и источникамиАнализ первоисточниковСеминар«мозговая атака»
Нетрадиционные уроки5. уроки, имитирующие специфику профессии или сферы деятельности учреждения:Интервью РепортажКомментарии Суд Следствие Заседание учёного совета
Нетрадиционные уроки6. уроки- фантазии:Урок-сказкаУрок-сюрприз7. Уроки с использованием компьютера .
Типы творческих уроковУроки креативного типа:Урок-диалогЭвристическая беседаПоисковый урокУрок составления задачУрок «изменения» историиПрогностический урокУрок творческого обобщенияУрок постановки проблем
Типы творческих уроковУроки когнитивного типа:Урок-наблюдение ( лабораторный урок, исследование объекта)Урок конструирования понятий (правил, гипотез, картины мира)Философский урок
Типы творческих уроковУроки оргдеятельностного типа:Уроки целеполаганияУрок-проектУрок взаимоконтроляУрок-выставкаУрок-зачётУрок-конференцияУрок-рефлексияУрок-консультация
Профессиональный портрет учителя истории
Профессионально-педагогические умения учителя истории – определять уровень личностного развития учащихся (сформированности их личностных функций);– ставить педагогические цели разной масштабности с учетом гуманитарных возможностей изучаемой темы; - видоизменять формы проведения урока, учебные задания и виды деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно развивающих задач;
Профессионально-педагогические умения учителя истории– использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории; – побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала; – создавать педагогические ситуации с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием;
Профессионально-педагогические умения учителя истории – применять дискуссионные формы обучения, проявлять высокую культуру, личное обаяние, эрудицию при изложении материала, поддерживая тем самым высокий авторитет исторических знаний, идей, принципов; – планировать и проводить систему уроков, на протяжении которых последовательно развертывается значимая для учащихся коллизия, ставится проблема, требующая коллективных усилий для ее решения;
Профессионально-педагогические умения учителя истории– применять гуманитарно-ориентированные образовательные технологии, при которых востребовались бы собственно личностные (гуманитарные) качества ученика – стремление осознать смысл изучения истории, проявить самостоятельность и внутреннюю мотивацию ее усвоения, попытаться лично истолковать исторические явления; – усложнять формы работы, познавательно-проблемные задания и требования к учащимся по мере развития их самостоятельности, креативности при изучении истории.