Портфолио ученика начальной школы современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений обучающихся (презентация)
Портфолио- современный педагогический инструмент сопровождения развития и оценки достижений обучающихся Ветчинникова Ольга Петровна МОУ СОШ №2 г. Чебаркуль «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» Василий Андреевич Сухомлинский Исследование По данным некоторых исследований результаты деятельности человека на 40% зависят от интеллекта, и на 60% - от мотивов Общая структура мотивации к учению Познавательная мотивация ; Мотивация достижения успеха; Престижная мотивация;Мотивация избегания неудачи;Компенсаторная мотивация. Что такое портфолио? Портфолио – (от франц. porter – излагать, формулировать, нести и folio – лист, страница) – досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов) Что означает термин «Портфолио» «Портфолио»В переводе с французского оно обозначает «собирание листов»С итальянского «портфель», «папка с документами»С английского – «портфель для документов» История идеи портфолио в обучении Итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями в прошлом веке.В эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект.В области финансовой системы термин портфолио применяется для обозначения выставления на показ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.Английской слово portfolio – портфель, папка с рисунками.Применение портфолио в школе происходит из США (конец 80-х – начале 90-х годов 20 века). Во многих школах США в качестве эксперимента проводится завершающий экзамен в форме портфолио (оценивается работа по трем уровням “Honors Standard”, “Beacon Standard”, “Competency Standard”. Идея портфолио или папка индивидуальных учебных достижений Основной образовательный тренд последнего десятилетия Школа 21-го века – это «школа портфолио» Один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру, где самым главным является так называемый «портфолио-процесс» - совокупность процессов обучения и учения Особенности портфолио на разных ступенях обучения В начальной школе В основной школе В старшей школе Организатор учебной деятельности Перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений, отвечающей задачам предпрофильной подготовки.Увеличивается уровень осознания своих целей и возможностей – дальнейший выбор направления и формы обучения. Составляющая часть для образовательного рейтинга выпускника основной школы (портфолио + результаты итоговой аттестации). ПОРТФЕЛЬ С позиции «ТРИ П» Портфолио Портфолио ПРОЦЕСС ПРОГРЕСС Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Портфолио является системой, объединяющей возможности накопительной (итоговой)оценки и формирующего оценивания. * * Обязательно портфолио в начальной школе? Портфолио ученика начальных классов является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при переходе ребенка в 5 класс для определения вектора его дальнейшего развития и обучения. Что такое портфолио? Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые обучающимся в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др. - и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Цель портфолио собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. Основные типы портфолио Портфолио отзывов(оценка школьником своих достижений, резюме, планирование будущего,отзывы, представленные учителями,родителями, одноклассниками, Портфолио документов(портфель сертифицированных индивидуальных образовательных достижений) Портфолио работ(собрание творческих, проектных,исследовательскихработ ученика, описаниеосновных форм и направлений егоучебной и творческой активности) Портфель индивидуальных образовательных достижений («ПОРТФОЛИО») Инструмент по выявлению индивидуальных возможностей и склонностей учащихся Типы Портфолио:Электронный портфолиоДемонстрационный портфель (витрина ученика) Оценочный портфель (портфель учителя и ученика) Общий портфель (сборный) Типы Портфолио: Демонстрационный портфель (витрина ученика) представляет собой контейнер (папку, коробку), где хранятся работы ученика, свидетельствующие о его достижениях. Сюда могут быть включены работы по одному или нескольким предметам. Такой «портфель» предназначается для демонстрации и может быть показан родителям. Оценочный портфель (портфель учителя и ученика) набор документации, которая оценивает прогресс ученика и является частью общей оценки. Здесь хранятся:- копии материалов из «демонстрационного портфеля»;- записи наблюдений за учеником, высказываний ребенка;- записи бесед;- описание интересов ученика;- материалы тестов, контрольных работ. Электронный портфель (электронный портфолио, в английской терминологии - e-portfolio) - является электронной версией документированных отчетов (портфолио) обучающихся о достижениях в усвоении той или иной учебной дисциплины. Создание портфолио в электронном виде позволяет: представить работы учащихся в более полном и наглядном виде за счет использования различных форматов - текстового, аудио, графического, видео; хранить, редактировать и демонстрировать работы учащихся;обеспечить оперативный доступ, в том числе и дистанционный, к материалам электронного портфеля. Девиз работы с портфолио Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован!Показать все, на что ты способен.Главное не победа, главное - участие! Цели и задачи. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Цели и задачи. Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не "выдающиеся способности" (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности. Портфолио позволяет:познавательная мотивация ▫ Использование самостоятельного выбора ребёнком материала▫ Учитывать возрастные особенности учащегося, зоны ближайщего развития▫ Создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях▫ Позитивная окрашенность выполнения портфолио▫ Нестандартные формы представления результатов деятельности, оценки▫ Использование новых информационных технологий▫Развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию Портфолио позволяет:мотивация достижения успеха ▫ Максимальное раскрытие способностей каждого ученика▫ Вера в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)▫ Формироваиие жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию Портфолио позволяет:компенсаторная мотивация ▫ Выделение достижений в самореализации ребёнка в различных областях школьной и внешкольной жизни▫ Формирование умений творческой деятельности▫ Развитие мотивации дальнейшего творческого роста, личностного развития Образовательное значение портфолио для ученика Планирование и самооценивание учащимися своих образовательных результатов и различных достижений, что способствует поддерживанию и стимулированию учебной мотивации, расширению возможности обучения и самооценивания, а также развитию навыков рефлексивной деятельности и формированию умения учиться;Демонстрация образовательных достижений учащегося;Проявление коммуникативных способностей;Способствует индивидуализации и персонализации образования учащегося;Закладка дополнительных предпосылок и возможности для успешной социализации выпускника школы. «Если ты не можешь быть широкой дорогой, будь узенькой тропинкой. Если ты не можешь быть солнцем, будь звездой на небе. Только найди своё дело и старайся стать самым лучшим» Дуглас Мэллох Желаю творческих успехов Вам, вашим ученикам !