Презентация к уроку Роль изобразительно — выразительных средств языка в произведениях художественной литературы
ПрезентацияРОЛЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО – ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение в темуМне холодно. Прозрачная веснаВ зеленый пух Петрополь одевает,Но, как медуза, невская волнаМне отвращенье легкое внушает.По набережной северной рекиАвтомобилей мчатся светляки,Летят стрекозы и жуки стальные, Мерцают звезд булавки золотые,Но никакие звезды не убьютМорской волны тяжелый изумруд. 1916 О.Э.Мандельштам Петро́поль - риторическое и поэтическое название города Петербурга, начиная с Петра I.
ТЕМА УРОКАРоль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы
Цели урокаОбразовательные: Повторить и обобщить основные виды изобразительно-выразительных средств языка.Совершенствовать навыки и умения различать изобразительно-выразительные средства: лексические, синтаксические, тропы.подготовиться к сдаче ЕГЭ.Развивающие:Продолжить работу по совершенствованию языкового чутья.Развивать навык работы с текстом художественного произведения.Развивать умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.Воспитательные:Формировать в сознании учащихся бережное отношение к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.Воспитывать у учащихся чувство гордости родным русским языком.
Мой верный друг! Мой друг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! В.БрюсовВсего прочнее на земле печаль И долговечней царственное слово. А.АхматоваВ каждом слове бездна пространства;Каждое слово необъятно, как поэт.Слов немного, но они так точны, что обозначают всё. Н.В.Гоголь
Распределите термины на две группы:Гипербола,анафора, метафора, литота, антитеза, градация, метонимия, инверсия, олицетворение, параллелизм, перифраза, эпифора, эпитет. Тропы Стилистические фигурыГиперболаМетафораЛитотаМетонимияОлицетворениеПерифразаЭпитет АнафораАнтитезаГрадацияИнверсияПараллелизмЭпифора
Соотнесите тропы и их определения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1.ГиперболаА.Соединение в образе или явлении несовместимых понятий.2.МетафораБ. Художественное преувеличение, используемое для усиления впечатления.3.Сравнение.В.Замена собственного имени, названия предмета описательным оборотом, в котором указаны существенные признаки подразумеваемого лица или предмета.4.ОксюморонГ.Сопоставление двух предметов или явлений.5.ПерифразД. Перенесение на предмет или явление какого-либо признака другого предмета или явления.БГАВД
Найди ошибку в определении тропаЛИТОТА - троп, состоящий в том, что вместо названия одного предмета даётся название другого.ЭПИТЕТ - троп, содержащий непомерное преуменьшение предмета, силы, значения какого-либо явления.МЕТОНИМИЯ - образное определение.СИНЕКДОХА - троп, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлечённые понятия.ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
Соотнесите стилистические фигуры и их определения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1.ГрадацияА.Повторение отдельных слов и оборотов в начале отрывков2.ИнверсияБ.Синтаксическая конструкция, внутри которой однородные выразительные средства располагаются в порядке усиления или ослабления признака.3.АнтитезаВ.Дробление фразы на небольшие фрагменты.4. АнафораГ.Нарушение общепринятого порядка слов, перестановка частей фразы.5.ПарцелляцияД. Противопоставление понятийБДГВА
Соотнесите лексические средства и их определения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1. АрхаизмыА. Слова, различные по звучанию, но близкие по смыслу.2. АнтонимыБ. Новые слова языка.3. НеологизмыВ. Местные слова, распространённые в ограниченной области. 4. СинонимыГ. Вышедшие из употребления слова, имеющие синонимы в современном языке.5. Диалектизмы. Д. Слова, противоположные по значению.ГДБАВ
ФИЗКУЛЬТМИНУТКАТРОПЫ – наклоны головы вправо – влево, руки на поясе.СИНТАКСИЧЕСКИЕ (СТИЛИСТИЧЕСКИЕ) ФИГУРЫ – движения плечами назад – вперёд, руки к плечам.ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА – повороты туловища вправо – влево, руки в замок за затылок.
Какой троп использован в стихотворении?Мело, мело по всей землеВо все пределы… Б.Пастернак
Какой прием использован в стихотворении?Выхожу один я на дорогу М.Лермонтов
Какой прием использован в произведении?Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная… (Н.А.Некрасов, «Кому на Руси жить хорошо»)
Какой троп использован в произведении?Попрыгунья стрекоза Лето красное пропела, Оглянуться не успела, Как зима катит в глаза. (И.А.Крылов, «Стрекоза и муравей»)
Какая фигура использована в произведении?И день настал. Встаёт с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой. (А. С. Пушкин. «Полтава»)
Какой троп использован в произведении?Когда он прочитал «Попрыгунью» Чехова, он долго не мог прийти в себя. В.Некрасов
«Незнакомка – это не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового…»А.А. Блок
А.Блок. «Незнакомка»ЧТЕНИЕ И СЛУШАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ А. БЛОКА «НЕЗНАКОМКА»
Анализ стихотворения{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Изобразительно-выразительное средствоПримерРоль в тексте«весенний и тлетворный дух»«горячий воздух дик и глух»«окриками пьяными», «заламывая котелки», «лакеи», «торчат»«И правит окриками пьяными…», «И раздаётся детский плач…», «И раздаётся женский визг…»«оКРиКи», «плаЧ», «СКРип», «виЗг»
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Изобразительно-выразительное средствоПримерРоль в тексте«девичий стАн, шелкАми схвАченный, в тУмАнном движется окне», «и веЮт древними поверьями…» «девичий стан, шелками схваченный», «и странной близостью закованный…» (тропы)«И каждый вечер…», «И медленно…», «И веют…»«берег очарованный», «очарованная даль»
Вывод Какова роль изобразительно – выразительных средств в произведениях художественной литературы?Какова практическая направленность знаний изобразительно – выразительных средств и их роли в тексте?
Алгоритм выполнения задания 24 ШАГ 1. Внимательно прочитайте рецензию. Обратите внимание на такие слова, как ТРОП, ЛЕКСИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО, СИНТАКСИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО, т.к. они являются подсказкой.
ШАГ 2. Проанализируйте список терминов, перечисленных в задании. Сгруппируйте их.ТРОПЫ - ТЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА – ЛСИНТАКСИЧЕСКИЕ - С
1. анафора – с2. метафора – т3.гипербола – т4. профессиональные слова –л5.парцелляция – с6. лексический повтор – с7. противопоставление – с8. контекстные синонимы – лТ.о., область поиска указанного языкового средства заметно сузилась.
ШАГ 3.Вспомните определения этих понятий. Сопоставьте с примерами.Расположите термины в нужном порядке.ШАГ 4.
Критерии оценивания задания 24За каждую верную цифру, соответствующую номеру термина из списка, экзаменуемый получает 1 балл.4 балла – нет ошибок3 балла – 1 ошибка2 балла – 2 ошибки1 балл – верно указана только одна цифра0 баллов – полностью неверный ответ(неверный набор цифр) или его отсутствие.
РефлексияОбобщим, что мы узнали на уроке. Какую роль играют изобразительно-выразительных средств языка в произведениях художественной литературы и в жизни человека?
Домашнее заданиеПроанализировать с точки зрения использования изобразительно – выразительных средств стихотворение поэта Серебряного века.Выполнить задание 24 ЕГЭ по русскому языку.