Презентация Современный урок с позиций формирования универсальных учебных действий В СПО


Докладчик: Ищенко О.А.«Расскажи мне, и я забуду.Покажи мне, и я запомню.Вовлеки меня, и я научусь»Китайская мудростьСовременный урок с позиций формирования универсальных учебных действий В СПО От выпускника СПО требуется: самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации; способность решать многочисленные социальные, производственные задачи; Выпускник должен быть готов: к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов;должен стремится к постоянному профессиональному росту. Формирование новой дидактической модели образования в условиях информационного общества, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса. Основным элементом системы профессиональной деятельности преподавателя является образовательная деятельность, а её ведущей организационной формой – урок. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный; Актуальный (лат.- деятельный) означает важный, существенный для настоящего времени; А еще – действенный, имеющий непосредственное отношение к интересам человека, живущего сегодня;Современный урок целенаправленно ведёт за собой развитие личности и обязательно закладывает основу для профессиональной деятельности. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому студенту: самостоятельно осуществлять деятельность обучения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. Существенно меняется функция и форма организации урока. Организация деятельности студентов на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность; рефлексию полученных результатов. Студент является "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению Функции универсальных учебных действий:Обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность обучения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в сфере профессиональной деятельности.  Различают три группы планируемых результатов: 1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета, дисциплины, модуля. 2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование навыков работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). 3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении дисциплины, развитии толерантности, здорового образа жизни, мотивация. Виды универсальных учебных действий (УУД){21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Личностные УУДРегулятивные УУДПознавательные УУДКоммуникативные УУДУмения самостоятельно делать свой выбор и отвечать за этот выборУмения организовывать свою деятельностьУмения результативно мыслить и работать с информацией Умения общаться, взаимодействовать с людьми Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:самоопределение; смыслообразование; нравственно-этическая ориентация. {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Личностные УУДОбеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), а также ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. К ним относятся следующие:- целеполагание - планирование - прогнозирование - контроль - коррекция - оценка - саморегуляция{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Регулятивные УУДОбеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка) Общеучебные универсальные действия:- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;поиск и выделение необходимой информации;- структурирование знаний;выбор наиболее эффективных способов решения; - рефлексия способов и условий действия, смысловое чтение учебного материала;- постановка и формулирование проблемы. {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Познавательные УУДвключают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем. Видами коммуникативных действий являются: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;разрешение конфликтов, принятие решения и его реализация;управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи{21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Коммуникативные УУДобеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в коллектив, соблюдать субординацию, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Отличительные особенности {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Основные элементы урокаТрадиционный урокУрок современного типаФормируемые УУДМетоды, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологииФормулировка темы урокаПреподаватель сообщает учащимсяФормулируют сами учащиеся (преподаватель подводит учащихся к осознанию темы)Познавательные общеучебные, коммуникативныеПроблемный диалог {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Формулировка целей и задачПреподаватель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научитьсяФормулируют сами учащиеся, (преподаватель подводит учащихся к осознанию целей и задач)Регулятивные целеполагания, коммуникативныеПроблемный диалог ПланированиеПреподаватель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь целиПланирование учащимися способов достижения намеченной цели (преподаватель помогает, советует)Регулятивные планирования Интерактивные виды деятельности {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Практическая деятельность студентаПод руководством преподавателя учащиеся выполняют ряд практических задач чаще применяется фронтальный метод организации деятельностиУчащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану; применяется групповая, индивидуальная форма организации учебной деятельности (преподаватель консультирует) Познаватель-ные регулятивные, коммуникативныеГрупповая, парная, индивидуальная формы организации деятельности;работа по решению проектных задач;ролевые игры;работа с учебником (вариативная и инвариантная части); {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Осуществление контроляПреподаватель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работыУчащиеся осуществляют контроль: применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля (преподаватель консультирует)Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативныеМетодика безотметочного обучения Само - и взаимоконтроль устных и письменных ответов по заранее определенным критериям, образцамОсуществление коррекцииПреподаватель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекциюУчащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно (преподаватель консультирует, советует, помогает)Регулятивные коррекции, коммуникативныеИспользование учебных элементов;организация взаимопомощи {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Оценивание Преподаватель осуществляет оценивание работы учащихся на урокеУчащиеся дают оценку деятельности по её результатам: самооценка, (преподаватель консультирует)Регулятив-ные оценивания (самооцени-вания), коммуникативныеМетодика безотметоч-ного обученияСамо - и взаимооце-нивание устных и письменных ответов по заранее определен-ным критериям {21E4AEA4-8DFA-4A89-87EB-49C32662AFE0}Итог урокаПреподаватель подводит итог урока, выясняет усвоение учебного материалаПроводится рефлексияРегулятивные саморегуляции, коммуникатив-ныеРефлексияЗаданиеПреподаватель объявляет и комментирует (чаще всего задание одно для всех)Учащиеся могут выбирать задание из предложенных преподавателем с учетом индивидуаль-ных возможностейПознавательные регулятивные, коммуникатив-ныеДифференциация заданий;творческие задания;практико-значимые задания  Проектирование урока с позиции формирования УУДНа современный урок преподаватель формирует три группы результатов: личностные, метапредметные, предметные. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса:проблемно – диалогическое обучение; деятельностный подход в обучении;организация учебного сотрудничества;работа по планированию, оцениванию собственной деятельности студента;проектно-исследовательская деятельность;использование интерактивных возможностей ИКТ. Применительно к урокам, рефлексия — это этап урока, в ходе которого учащиеся самостоятельно оценивают свое состояние, свои эмоции, результаты своей деятельности Типология уроков на основе системно - деятельностного подходаУроки «открытия» нового знанияУроки отработки умений и рефлексииУроки общеметодологической направленностиУроки развивающего контроля Урок открытия нового знания (ОНЗ)Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.Содержательная цель: расширение понятийной базы знаний за счет включения в неё новых элементов нового материала Алгоритм конструирования урока открытия нового знания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1. Выделить и сформулировать новое знание.2. Смоделировать способ открытия нового знания.3. Вычленить мыслительные операции, используемые при открытии нового знания.4. Определить необходимые ЗУН и способы его повторения.5. Подобрать упражнения для этапа актуализации, опираясь на перечень необходимых мыслительных операций и ЗУНов.6. Смоделировать затруднение и способ его фиксации.7. Смоделировать проблемную ситуацию и диалог.8. Составить самостоятельную работу и объективно обоснованный эталон.9. Определить приёмы организации и проведения первичного закрепления.10. Подобрать задания для этапа повторения по уровням.11. Провести анализ урока по конспекту.12. Внести при необходимости коррективы в план конспекта. Структура урока открытия нового знания Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии; Этап выявления места и причины затруднения; Этап построения проекта выхода из затруднения; Этап реализации построенного проекта; Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону; Этап рефлексии учебной деятельности на уроке; Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. Знания имеют ценность не сами по себе, а как средство развития личности, в применении к опыту деятельности, который студент осваивает на основе полученного знания. Принципиальное различие новой дидактики урока в сравнении с традиционным подходом заключается в том, что научные знания и способы действия с ними становятся предметом специально организованной деятельности студента. В процессе деятельности у студента целенаправленно развиваются новые способности, при этом попутно усваиваются знания. Структура современного урока определяется структурой организуемой деятельности (исследование, проект, критическое мышление).Цель урока становится равна результату учебной, образовательной деятельности.Четыре важных характеристики деятельностного урока: по своей структуре современный урок совпадает со структурой деятельности; деятельностная структура урока всегда «прозрачна» и открыта учащимся; постоянно нарастает степень самостоятельности учащихся в осуществлении учебной деятельности; основной этап урока направлен на формирование УУД на основе освоения и применения знаний/умений по дисциплинам, модулям. Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.Статья 68. П.1 ФЗ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"Таким образом, современный урок, направленный на формирование и развитие УУД в условиях реализации ФГОС среднего профессионального образования – это система действий, направленных на достижение планируемого результата. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!