В помощь ученику при анализе текста Роль изобразительно-выразительных средств языка в тексте


РОЛЬИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В ТЕКСТЕ В помощь ученику при анализе текста ДЛЯ БОЛЕЕ ПОЛНОЙ, ТОЧНОЙ, ЯРКОЙ И ОБРАЗНОЙ ПЕРЕДАЧИ СВОИХ МЫСЛЕЙ, ЧУВСТВ И ОЦЕНОК АВТОР ТЕКСТА МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РАЗЛИЧНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКОВОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ НА ВСЕХ УРОВНЯХ: фонетика лексикафразеология морфологиясловообразованиесинтаксис ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ФОНЕТИКИ ассонанс аллитерация Придают речи особую наглядность и изобразительность, способствуют более яркой и образной передаче чувств и настроений автора или лирического героя ПРИМЕР АССОНАНСА И АЛЛИТЕРАЦИИ И веют древними поверьями Ее упругие шелка. (А.Блок) (Ассонанс основан на повторении ударного гласного звука /э/. Повторение этого звука усиливает таинственность и загадочность героини стихотворения.) Свищет ветер, серебряный ветер, В шелковом шелесте снежного шума. (С.Есенин) (В данном случае автор использует приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на скоплении шипящих /щ/, /ж/, /ш/, что помогает передать шум ветра, шелест сухого снега и создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит ВЫВОД: звукиИ, Е, Ю – передают изображение нежности, ласки, плачевности, близости;А – изображение великолепия, пространства, глубины, вышины, даль, океан, ширь;Я – приятность, увеселение, нежность;О –звук восторга, огромного, темного, долгогоУ, Ы – страшные и сильные чувства: гнев, боль, зависть, печаль;Р – громкое, яркое, красное, горячее, быстрое;Л – бледное, голубое, холодное, плавное, легкое;Н – нежное, небо, ночь;Д, Т – душное, тяжкое, туман, тьмаМ – милое, мягкое, мать, море ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЛЕКСИКИ И ФРАЗЕОЛОГИИ синонимыантонимыомонимыфразеологизмыстилистически окрашенная лексикалексика ограниченного употребления СИНОНИМЫ Позволяют уточнять мысль и передавать ее различные смысловые оттенки Более глубоко раскрывать тот или иной признак Его хорошо бритые щечки всегда горели румянцем смущения, стыдливости, застенчивости. (Ильф) АНТОНИМЫ Уточняют мысль, делают ее образнее и ярче. Богатство и бедность, старость и молодость, красота и безобразие – это и было то, о чем говорится в сказках ОМОНИМЫ Используются для усиления выразительности и экспрессии речи; Для создания выразительности комического характера 1.Ты белых лебедей кормила,откинув тяжесть черных кос. (Брюсов)2. «Прислушиваться к начальству? Нет уж, увольте…» И его уволили. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Использование фразеологизмов позволяет усилить наглядность и образность текста;создать нужную стилистическую тональность; более ярко выразить отношение к сообщаемому, передать авторские чувства и оценки Я был везде: у черта на куличках. От Родины за тридевять земель.Как дамоклов меч висит над человечеством угроза уничтожения природных богатств. СТИЛИСТИЧЕСКИ ОКРАШЕННАЯ ЛЕКСИКА Придает тексту возвышенное или сниженное звучание;Служит средством речевых характеристик героев;Служит средством передачи авторских эмоций и оценок. И Бога глас ко мне воззвал: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли..» А. ПушкинВнучок мой ненаглядный, соколик, солнышко!Богиня красоты, любви и наслажденья! Тургенев ЛЕКСИКА ОГРАНИЧЕННОГО УПОТРЕБЛЕНИЯ Для усиления образности текста и колорита эпохи, времени, местности;Для выражения авторских оценок, чувств;Для создания иронического эффекта «Лепота!»-молвил царь.«Удались, бабка! Сей момент удались отседова. Ты меня чудок жизни не лишила» ШолоховОн вытянул насколько возможно бороду и губы – ближе подступить мешало чрево. А.Толстой. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МОРФОЛОГИИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЯ Формы глаголов настоящего времениФорма повелительного наклоненияФормы множественного числа глаголов прошедшего времени вместо форм единственного числа при отсутствии подлежащегоГлаголы повелительного наклоненияИспользование в тексте преимущественно слов какой-то части речиИспользование суффиксов и приставок (уменьшительно-ласкательных, увеличительных, пренебрежительных, уничижительных)Использование окказионализмов ФОРМЫ ГЛАГОЛОВ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ Актуализируют прошедшие события и делают их более наглядными Только выхожу от мирового, глядь – лошадки мои смирнехонько стоят. ФОРМА ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ Придают высказыванию оттенок разговорной непринужденности …И как судьба меня не хлопай, Я устремлен душою всей К тебе, о синий Енисей! (И.Северянин) ФОРМЫ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА ГЛАГОЛОВ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ ВМЕСТО ФОРМ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОДЛЕЖАЩЕГО Актуализируют действие и придают особую значимость лицу, представленному как неопределенное. Меня выслушали внимательно, что-то пометили в журнале и не спросили. ГЛАГОЛЫ ПОВЕЛИТЕЛЬНОГО НАКЛОНЕНИЯ Усиливается эмоциональность и экспрессивность текста Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои… Тютчев ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТЕКСТЕ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЛОВ КАКОЙ-ТО ЧАСТИ РЕЧИ Передается напряженное состояние героя Шепот, робкое дыханье, Трели соловья… А. Фет ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУФФИКСОВ И ПРИСТАВОК для усиления образности и изобразительности текста и актуализации каких-либо действий, событий в прошлом или настоящем, подчеркивания значимости действия или его субъекта- для выражения авторских оценок и чувств (положительных или отрицательных) Приезжаю лет семь назад в один городишко, были там делишки, а я кой с какими купчишками завязал было компаньишку. Ф.Достоевский ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОККАЗИОНАЛИЗМОВ - для создания речевых характеристик героя в той или иной стилистической тональности текста- для индивидуализации или, наоборот, обобщения, типизации сообщаемого Я думал – ты всесильный Божище, А ты недоучка, крохотный божик. В.Маяковский ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения - Знаки препинания- Авторские знаки препинания ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ, ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ И ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - Используются для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности-подчеркивают и усиливают авторские мысли, оценки и эмоции Зачем притворяешься ты То ветром, то камнем, то птицей? А.Ахматова ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ - способны передавать самые разные оттенки мыслей и чувств автора: удивление (знак вопроса), сомнение или особую напряженность (многоточие), радость, гнев, восхищение (восклицательный знак). Точка может подчеркивать нейтральность позиции автора; тире придавать фразе динамизм или, наоборот, приостанавливать повествование. По холмам – круглым и смуглым, Под лучом – сильным и пыльным, Сапожком – робким и кротким – За плащом – рдяным и рваным. М. Цветаева ВЫВОД: арсенал изобразительно-выразительных средств языка исключительно богат и разнообразен. Здесь и тропы, и стилистические фигуры, призванные украшать речь, делать ее точной, ясной, выразительной. Здесь и весь русский лексикон, заключающий, таящий в себе несметные сокровища, ценности. Но он раскрывает свои богатства лишь перед теми, кто питает истинную любовь к языку, к слову.