Презентация к уроку литературы в 11 классе по творчеству С.Есенина
Особенности метафоризма Сергея ЕсенинаПрезентация к уроку литературы в 11 классе по теме «Художественные особенности творчества С.Есенина»Авторы презентации: С.В. обучающийся 11 класса и Ахметова И.В., учитель литературыМБОУ «Юринская СОШ им.С.А.Лосева»
Сергей Есенин писал: «В стихах моих читатель должен… обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указывала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах. Он живёт во мне органически так же, как мои страсти и чувства. Это моя особенность»
В ранние годы поэзии Есенина крайне характерно уподобление месяца кудрявому и смирному ягнёнку «Ягненочек кудрявый, месяц, гуляет в голубой траве» В первые послереволюционные годы поэт чаще использует другую метафору: месяц-конь «Сойди, явись нам, красный конь! Впрягись в земли оглобли»«Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»Своеобычность Есенина в том, что образность его, как и образность народной поэзии, - строго и отчётливо, при внешней причудливости, упорядочена. Каждое преображение, превращение, перевоплощение имеет внутреннюю «согласованность»
Корневые образы в поэзии Есенина Образы, способные ветвиться, в поэзии Есенина было очень много. Особенно при повторяемости нескольких постоянных образных тем. Впечатление разнообразия создают не темы, а их вариации. И темы, и вариации согласованы с убеждениями Есенина«Все живое особой метой отмечается с ранних пор»«Перезвон узловой завязи природы с сущностью человека слышат все чуткие населенцы земного шара»
Образ древа в поэзии есенина Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки «Зеленая прическа, девическая грудь! О тонкая березка, что загляделась в пруд» «Не жаль души сиреневую цветь» Образ юноши постоянно связан с образом клена и образом дуба «Говорят, что тот старый клен головой на меня похож» «Так и дуб молодой, не разжелудясь… гнется…»
Поэтику Есенина отличает тяготение не к отвлеченностям, намекам, туманным символам многозначности, а к вещности и конкретности. Поэт создает свои эпитеты, метафоры, сравнения и образы. Но он создает их по фольклорному принципу: Он берет для образа материал из того же деревенского мира и из мира природы и стремится охарактеризовать одно явление или предмет другим. Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе, ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить свое мировосприятиеТянусь к теплу, вдыхаю мягкость хлебаИ с хруптом мысленно кусая огурцы,За ровной гладью вздрогнувшее небоВыводит облако из стойла под уздцы
Есенин – это Россия. Его стихи – это разговоры о Руси, её прошлом, настоящем и будущем. И, конечно же, время определило значение есенинской поэзии, народной по своей сути. В её центре – великие противоречия нашей эпохи, и прежде всего – национальная трагедия русского народа, раскол между народом и властью, властью и личностью, её сиротство и трагическая судьба. Эти черты в характере русского народа, в русской душе и вошли в характер лирического героя С. Есенина.