Презентация по теме Использование технологии продуктивного чтения на уроках в начальных классах


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Мы понимаем не текст, а мир, стоящий за текстом А.А.Леонтьев ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ (авт. Н. Н. Светловская) — это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.Цель технологии — формирование читательской компетенции младших школьников. ПРОДУКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ представляет собой комплексное УУД, состоящее из:осмысления цели чтения (для чего?),умения выбирать вид чтения в зависимости от его цели (как? каким образом?),умения определять основную и второстепенную информацию.умения свободно ориентироваться и воспринимать тексты различных стилей,умения адекватно оценивать информацию, полученную из текста. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ. 1 этап. Работа с текстом до чтения.1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).2. Постановка целей урока с учетом общей готовности учащихся к работе. 1. Первичное чтение текста.2. Перечитывание текста. Приёмы«ведение диалога с текстом»;комментированное чтение;работа со словом (работа с незнакомыми словами, со словами-ключиками, со словами образами) 2 этап. Работа с текстом во время чтения Приёмы и задания в работе со словом 1.Работа с текстами, где надо найти неверное слово и исправить его.2. Работа с многозначными словами.3.Работа с фразеологизмами.а)Дополните каждое предложение одним из записанных фразеологизмовб) Определить, какой фразеологизм подойдет к этому эпизоду:в) Составьте диалог4.Расшифруй предложение и составь по нему рассказ. : Комментированное чтениеВиды рефренвключение воображения детей сам вопрос в сжатой форме 3. Беседа по содержанию текста. 4. Выразительное чтение. 1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.2. Знакомство с писателем. 3. Работа с заглавием, иллюстрациями. 4. Творческие задания. 3 этап. Работа с текстом после чтения Осмысление содержания:рассказ о герое, событии;выборочный и краткий пересказ;составление плана, структурной модели текста; постановка контрольных вопросов к тексту, ответы на контрольные вопросы учителя Реакция на художественную форму:подробный художественный пересказ,наблюдение над языком, художественными особенностями текста,сопоставление литературного произведения с его художественной основой. Эмоциональная сфера:выразительное чтение;сопоставление литературного произведения с другими видами искусства;оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом.Сфера воображения:составление диафильма, комикса по тексту; творческий пересказ;иллюстрирование, изготовление схем, макетов;чтение по ролям, инсценирование, драматизация и др. При чтении учебно-научного текста используются следующие приемыа) выделение количества смысловых частей текста (абзацев и т.д.); б) замена смысловых частей их свёрнутыми вариантами;в) выделение ключевых слов; г) выявление деталей текста; д) составление на доске вопросного плана к тексту; е) составление граф-схемы (рисунка, опоры), выявляющей структуру текста и взаимосвязь частей. Приёмы обучения продуктивному чтению Читаем и спрашиваем.Дневник двойных записей.Чтение с пометками (инсерт)V знакомая информация! новая информация Я думал (а) иначе? Это меня заинтересовало, хочу узнать больше Приём « Верно, неверно». Приём « Вставь пропущенные …» Приём сравнения АССОЦИАТИВНЫЙ КУСТ РОМАШКА БЛУМА Простойвопрос Уточняющийвопрос Оценочныйвопрос Творческийвопрос Вопросинтерпретация Практическийвопрос ? Толстые вопросыДайте несколько объяснений, почему...?Почему Вы считаете…?В чем различие…?Предположите, что будет, если…?Что, если…?Толстые вопросы требуют неоднозначных ответов.Тонкие вопросыКто…?Что…?Когда…?Может…?Будет…?Согласны ли Вы…? «Толстые и тонкие вопросы» Знаем Хотим узнать Узнали Растения – частьживой природы.2.Растения выделяют в воздух кислород.3.Животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений.4. Растения делятсяна несколько групп:деревья, кустарники, травы Почему? Какие ещё есть группы растений? Что такое виды растений? Какие названия дают им учёные? Растения делятся на несколько групп. В каждой группе растений много видов. Науку о растенияхназывают ботаникой. Существует350 тысяч видов растений. Названия видов дают им учёные. Растения выделяют в воздух кислород:если бы не было растений, не было бы и нас. Нужно заботиться орастениях,беречь их, как можно больше садить растения и ухаживать за ними. Охранять растения-значит заботиться о живом. Приём таблица «ЗХУ» 1-я строка. Кто? Что? 1 существительное 2-я строка. Какой? 2 прилагательных 3-я строка. Что делает? 3 глагола 4-я строка. Что автор думает о теме? фраза 5-я строка. Кто? Что? (Новое звучание темы) 1 существительное Синквейн Кластер Тайга Широколиственный Смешанный Лес Изображение на карте Географическое положение Климатические условия животные растения животные животные растения растения Линии сравнения Басня Эзопа Басня И.А. Крылова Название «Ворон и лисица» «Ворона и   лисица» Герои басни  Ворон, лисица.  Ворона, лисица. Композиция Мораль в конце басни. Мораль в начале басни. Из чьих уст звучит мораль? Лисица становится в позицию автора, читает ворону мораль: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове…» Из уст автора: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть   гнусна, вредна…» Можно ли прочитать по ролям? нет да Каким языком написана басня? Прозаическим. Поэтическим. «Концептуальная таблица» Название Основные свойства Использование Известняк Белого, серого или желтого цвета; Строительство, мел, мрамор. Гранит Зернистый. Твердый и прочный Строительство фундаментов зданий, набережных, дорог, памятником, отделка станций метро. Глина Очень мельчайшие частички,скреплённые между собой. Кирпич, посуда Песок В виде крупинок, сыпучий, жёлтый, серый. Дороги, стекло Железная руда Черного цвета, плотное, притягивает металлические предметы. Машины, железнодорожные рельсы, вагоны и др. Прием «Сводная таблица» Приём «Сюжетная таблица» Скорость Время Расстояние Самолёт Поезд Цена Количество Стоимость Мука Крупа Памятка написания письма.1. Я прочитал(а) рассказ ________________________2. Больше всего запомнилось ____________________3. Понравилось________________________________4. Не понравилось_____________________________5. Мое эмоциональное состояние_________________6. Этот рассказ учит меня_______________________ «Письмо к учителю…» Приём преобразованияПриём преобразования вопроса.Приём преобразования отношений в соответствии с математической записью. Приём преобразования условия задачиПриём конструированияПриём выборавыбор готового ответа к данной задаче;выбор решения задачи;выбор данных к условию задачи из её решения;выбор схемы к задаче;выбор вопроса, соответствующего условию;выбор выражения, которое является решением задачи. Идеальный читатель - начинает размышлять над текстом до чтения, анализируя заголовок, иллюстрации, которые продолжаются в ходе всего чтения; - не пропускает непонятные слова, выражения; - вычерпывает информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, задаёт себе вопросы по ходу чтения, задумывается над дальнейшим развитием событий, сверяет свои размышления с текстом;- включает воображение, которое помогает воссоздавать происходящие картины, додумывать, придумывать, а через это и лучше запоминать текст; СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!