Презентация Использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе как способа развития умственных способностей учащихся.
Использование дидактических игр в учебно-воспитательном процессе как способа развития умственных способностей учащихся.
Задача коррекционно-развивающего обучения Введение в учебный процесс разнообразных приемов коррекционной работы, направленных на развитие: личностно-мотивационной; аналитико-синтетической сфер ребенка; памяти; внимания; пространственного воображения.
Цель коррекционной работы исправление недостатков психофизического развития средствами образования и дальнейшее развитие ребенка.
Причина использования приемов коррекционной работы:повышение творческо-поисковой активности детей. Эффективный приём коррекционной работы на уроке:дидактическая игра.
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. Игра – основной вид деятельности детей.Цели: обучающая, которую преследует взрослый;игровая, ради которой действует ребенок.
Условие результативного использования дидактической игры – соблюдение последовательности в подборе игр. Дидактические принципы: доступность; повторяемость; постепенность выполнения заданий; от простого к сложному..
Применение занимательного материала на этапах: объяснения нового материала; закрепления; повторения; контроля.
Коррекционные упражнения и развивающие игры
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ, РАЗВИТИЮ И УТОЧНЕНИЮ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ.ЦЕЛЬ: сформировать представления о величине, форме, размере предмета, восприятие направления, расстояния, целостное восприятие объекта, явления.
«Чего не хватает на этих рисунках?», «Какие предметы спрятаны на рисунках?», «Лабиринты», «Корректор», «Установи последовательность», «Размещение набора геометрических фигур по словесной инструкции», «Размещение набора предметов на основе наглядной инструкции», «Чья тень?», «Найти осколок», «Весёлый мим», «Узнать предметы по пунктирным изображениям», «Назвать изображения, перечёркнутые дополнительными линиями», «Назвать изображения с пропущенными деталями», «Показать и назвать изображения, наложенные друг на друга», «Из каких чисел состоит человечек», «Определить направление», «Заплатки», «Найти ошибки в последовательном изображении», «Игра в неделю».
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ПАМЯТИЦЕЛЬ: тренировка произвольной слуховой, зрительной, моторной памяти.«Заучивание 10 слов», «Ряд знаков, предметов», «Что изменилось», «Беспорядок», «Подбери другое слово»
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВЦЕЛИ: формирование приёмов синтеза, анализа, обобщения, исключения,; развитие наглядно-образного, практически-действенного, словесно-логического мышления; установление межпредметных связей и отношений; классификации, умозаключения.
«Разрезные картинки», «Исключение лишнего», «Найди сходство и различия», «По каким признакам можно объединить предметы», «4 лишний», «Что на чем растет», «Назови противоположные признаки», «Узнать буквы по зеркальному изображению», «Показать правильную букву в зеркальном изображении», «Какая буква спряталась в рисунках», «Показать и назвать все цифры в определенной числовой последовательности», «Ералаш», «Классификация на основе двух признаков», «Сравнение предметов», «Сравнение сюжетных картинок», «Определение ошибок художника», «Формирование умозаключений» (какой фигуры не хватает в ряду, лабиринты)
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯЦЕЛИ: развитие объема, переключаемости внимания, его концентрации; умения устанавливать связи между предметами, явлениями, отношениями.
«Найди 10 различий», «Найди фрагмент рисунка», «Разгадай послание», «Найти одинаковые предметы», «Выделить изображения предметов среди геометрических фигур», «Определить, чей силуэт», «Найти аналогичное изображение», «Разложить предметы по своим местам».
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИЦЕЛИ: формирование речевой активности; организация речевой практики; обучение речевой деятельности; формирование понятий.
«Группировка предметов по общему признаку», «Подбор предметов по данному обобщающему понятию», «Исключение слов, не относящихся к данному понятию», «Составление предложений на основе образца», «Составление предложений с данным словом», «Составление предложений со словами, имеющими противоположное значение», «Словесное рисование», «Составление предложений по опорным словам»
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ МОТОРИКИ И СЕНСОРИКИ
«Дорисовывание симметричной половины изображения», «Упражнения на воспроизведение статики движений», «Упражнения на развитие динамической организации движений», «Пальчиковые игры», «Упражнения с использованием предметно-практической деятельности» (конструирование из кубиков, палочек по образцу и по памяти; раскладывание и складывание разборных игрушек; складывание из спичек; работа с мозаикой; наматывание ниток на катушку, клубок; расстегивание – застегивание пуговиц, шнурование; раскрашивание, лепка, вырезание; обведение контуров; дорисовывание предметных изображений).
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ СЛУХО-ЗРИТЕЛЬНО-МОТОРНОЙ КООРДИНАЦИИ«Упражнение на воспроизведение ритмических структур», «Узнавание ритма с опорой на зрительную модель», «Воспроизведение ритма».
КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕЦЕЛЬ: развитие звукового анализа слов, развитие фонематического восприятия, дифференциация фонем..
«Артикуляционная гимнастика», «Чтение слоговых таблиц» , «Узнавание звуков», «Определение наличия звука», «Подбор слов на заданный звук», «Добавление в слово недостающего звука», «Цепочка слов», «Найти ошибки в стихотворении», «Изменить слова по образцу», «Чистоговорки», «Слоговое лото».
Выбор упражнений определяется: условиями обучения; психофизическими особенностями учащихся; наличием наглядных и технических средств; должен отвечать целям и задачам конкретного урока.