Презентация семинара-практикума по теме: «Методика драматической психоэлевации в коррекции поведенческих проблем детей старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возраста». Юдин М.Г.


Семинар-практикум «МЕТОДИКА ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПСИХОЭЛЕВАЦИИ В КОРРЕКЦИИ ПОВЕДЕНЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ детей старшего дошкольного, младшего и среднего школьного возраста» Педагог-психолог Юдин М.Г.ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ «Открытый Мир»МОСКВА 2012г. ВВЕДЕНИЕКаждый трудный ребенок труден по-своему: один упрям, другой ленив, третий груб, четвертый застенчив... Но одни и те же вопросы задают матери этих детей: - И почему он такой? Что с ним делать?Сегодня мы рассмотрим и опробуем один из инструментов, который может помочь в подобных ситуациях. АНАЛИЗ КОНКРЕТНОГО СЛУЧАЯА. 12 лет, от первых родов первой беременности.Диагноз: СДВГ; дистония, дисплазия левой почки.Из неполной семьи: живёт с мамой, бабушкой. Ученик 6-ого класса.Запрос: проблемы в общении с одноклассниками. ДЕЙСТВИЯ СЕМЬИМама с ребёнком неоднократно обращалась за помощью к психологам. Во время психологического сопровождения состояние А. улучшалось, по окончании помощи А. возвращался к своему обычному состояниюВ сентябре 2011 г. мама обратилась в ГБОУ ЦПМСС«Открытый Мир». Результаты обследования начало 2011-2012 учебного года (А. 12 лет) АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙСтрессовые события: смена работы родителем, финансовые проблемы.Наличие в семье конфликта поколений:авторитарная бабушка вмешивается в процесс воспитания А. мамой, и в личную жизнь мамы.Воспитание в семье: разногласия по поводу воспитания между бабушкой и мамой, бабушкина стратегия воспитания отмечается как изменчивая; преимущественный воспитатель А.- бабушка;иногда мама играет с А. в игры по его интересам АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Отношения А. со сверстниками:сложные и сильно эмоционально переживаемые;А. обозначает повышенную общительность и желание играть со сверстниками, но преимущественно играет с детьми младшего возраста; «дружится» А. труднее среднего.Интересы и достижения А.:с наибольшим удовольствием читает детские книги и фантастику, играет в компьютерные игры;активен не более других; настойчивость в достижении целей снижена; постоянно отвлекается АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Проблемы поведения: рычит, топает ногой;иногда обозначает истерическое поведение;бывает невнимателен к опасности. на своем опыте не учится. Имеет невротические тики (часто и сильно зажмуривает глаза в моменты возбуждения); больше всего А. не любит делать домашние задания, работу по дому.В соответствии с системной моделью Оудсхоорна для выдвижения терапевтических гипотез (Оудсхоорн 1993) были выдвинуты гипотезы: ГИПОТЕЗЫ:У-1.Проблемы с социальным уровнем основаны на:- дисфункциональной форме семейного воспитания; - размытости внутрисемейных границ;- авторитарности бабушки;- личностной незрелостью матери А.У-2. Проблемы в семейной системе – следствие:- трудностей и тягот;- проблемам межличностного взаимодействия в её подсистемах.У-3. Когнитивные и поведенческие проблемы А.:- незрелость его эмоционально-волевой сферы.У-4. Эмоциональные расстройства имеют вторичную выгоду от демонстрации поведения жертвы. КОРРЕКЦИЯВ соответствии с гипотезами №1,2 было решено работать в направлениях:-простраивания семейных и личностных границ;-выключения из процесса коррекции бабушки; -формирования функционального стиля семейного воспитания;-работа с целеполаганием мамы;-курс семейного консультирования (для мамы). КоррекцияВ соответствии с гипотезами №№3,4 проводилась работа по повышению самооценки А. посредством обучения:-навыкам саморегуляции;-жонглированию;-умению собирать кубик Рубика;-функциональному поведению в игре, умению проигрывать. НОВЫЙ СТРЕССОР В класс перевели хулигана из другой школы и он начал травлю А. Дело принимало серьёзный оборот. После очередной стычки у А. был сломан палец, и он стал бояться ходить в школу (пропустил 3 недели). РЕЗУЛЬТАТА. нашёл в себе смелость попробовать один из способов разрешения ситуации преследования прекратились, А. стал посещать школу, страхи его практически не беспокоят.мама устроилась на новую работу; проводит с сыном больше времени, увеличился спектр совместных игр и тем для общения. уменьшилось дисфункциональное влияние бабушки на семью. ОТВЕТЬТЕ ПОЖАЛУЙСТА НА ВОПРОСЫ"Часто ли вы говорите ребенку, что он - красавец, богатырь, талант и т. п.?""Как ребенок на это реагирует?»«Почему, на Ваш взгляд, не надо часто хвалить ребёнка?» МЕТОДИКА ДРАМАТИЧЕСКОЙ ПСИХОЭЛЕВАЦИИОригинальная методика коррекции детских страхов, патологической застенчивости, демонстративности, тиков, заикания и т.д.. Она заключается в изменении отношения к ситуации за счёт расширения вариантов восприятия ситуации с точки зрения ребёнка и окружающих, через опосредованные объекты (куклы), и проигрывание многркратное проживание ситуации с различных позиций. ЗАКЛЮЧЕНИЕМетод драматической психоэлевации относится к одному из методов арттерапии (куклотерапия) Куклы, ширма и вообще театр - удобные, просто чудесные инструменты, но инструменты сами по себе еще ничего не решают. Главное, чтоб они были в умных, любящих, талантливых руках!© И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова РАЗНОЦВЕТНЫЕ БЕЛЫЕ ВОРОНЫ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!ПРИГЛАШАЕМ ЗА КУЛИСЫ!