Правила техники безопасности при занятиях гимнастикой
Правила безопасного поведения при занятиях гимнастикой для учащихся «Гимназии №43 г.Минска» Подготовила учитель физической культуры и здоровья Бойко Л.Ф. 2 четверть, 1 урок Общие требование безопасности К занятиям гимнастикой допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.Опасные факторы:Травмы при выполнении упражнений на неисправных снарядах, а также при выполнении упражнений без страховки;Травмы при выполнении гимнастических упражнений без использования гимнастических матов;Травмы при выполнении гимнастических упражнений на спортивных снарядах с влажными ладонями, а также на загрязненных снарядах; Требования безопасности перед началом занятий Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.Проверить надёжность крепления опор гимнастического коня и козла, закрепление стопорных винтов брусьевВ местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной Требования безопасности во время занятий Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя, а также без страховки.При выполнении прыжков и соскоков со снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседаяНе стоять близко к снаряду при выполнении упражнений другим учащимся.При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений. Требования безопасности по окончании занятий Убрать в отведённое место для хранения спортивный инвентарь.Снять спортивный костюм и спортивную обувьПринять душ или тщательно вымыть руки и лицо с мылом. Требования безопасности в аварийных ситуациях При появлении во время занятий боли, при плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителюПри возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать учащихся из спортивного зала, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения. Оценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» 2 четверть, 1 урок Группы здоровья по физкультуре Учащиеся общеобразовательных учреждений распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы (основная, подготовительная, специальная медицинская, группа лечебной физической культуры). Аттестация учебных достижений учащихся по предмету «Физическая культура и здоровье» осуществляется в устной и практической формах с учётом указанных медицинских групп.К учащимся основной медицинской группы предъявляются все требования учебных программ без ограничений. Группы здоровья по физкультуре Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, выполняют требования учебных программ с учётом медицинских показаний и противопоказаний. При этом из программных требований, предъявляемых к учащимся, исключаются те виды учебной деятельности и контрольные нормативы, которые им противопоказаны. Указанные исключения не должны влиять на итоговую отметку. Группы здоровья по физкультуре Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, изучают учебный предмет «Физическая культура и здоровье» по специальным программам, утверждаемым Министерством образования Республики Беларусь по согласованию с Министерством здравоохранения Республики Беларусь, и аттестуются в форме «зачтено». Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к группе лечебной физической культуры, посещают физкультурные занятия, которые проходят под непосредственным руководством врача ЛФК в лечебно-профилактических учреждениях, и аттестуются в форме «зачтено». Текущая, промежуточная и итоговая аттестация учащихся. Текущая аттестация представляет собой поурочный контроль соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ согласно содержанию соответствующих разделов и тем учебного предмета на уроках с выставлением отметок.Согласно структуре учебных программ учитель проводит текущую аттестацию учащихся по разделам «Знания», «Умения и навыки», «Уровень физической подготовленности», «Домашние задания». Раздел знания В разделе «Знания» оцениваются общие теоретические сведения о социальной сущности, медико-биологических основах и истории физической культуры, спорта и Олимпийских играх; теоретические сведения об основных видах движений, правила подвижных, народных и спортивных игр, правила соревнований по видам спорта; правила безопасного поведения на уроках физической культуры, самостоятельных физкультурных занятиях, во время спортивных соревнований. Контроль усвоения знаний осуществляется в устной форме Раздел «Умения и навыки» В разделе «Умения и навыки» оценивается степень сформированности двигательных умений и навыков при выполнении отдельных упражнений, комплексов упражнений, игровых элементов и заданий. При этом у учащихся оцениваются не только результаты, но и процесс освоения техники физических упражнений. На этапах формирования двигательных умений и навыков (ознакомление, разучивание, закрепление, совершенствование и контроль) отметка может выставляться как за законченное движение, так и за отдельные его элементы. Отметки за результаты, показанные учащимися V–XI классов при выполнении учебных нормативов (например, бег 60 м, бег 100 м, прыжки в высоту и длину с разбега и т. д.), выставляются в данный раздел. Раздел «Уровень физической подготовленности» Данный раздел предполагает использование тестовых упражнений, критериев их оценки и методики тестирования, включенных в содержание учебных программ. Текущая аттестация учащихся в указанном разделе проводится отдельно за выполнение каждого тестового упражнения. Отметки выставляются как за технику выполнения тестовых упражнений, так и за результаты, показанные при их выполнении Раздел «Домашние задания» Оцениваются знания теоретических сведений из области физической культуры и спорта, двигательные умения и навыки выполнения отдельных упражнений и различных комплексов на этапах их закрепления и совершенствования, а также результаты выполнения упражнений тренировочного характера для развития физических (двигательных) качеств. Конкретные домашние задания определяет учитель в соответствии с требованиями учебных программ. Домашние задания выполняются в устной и практической формах. Текущие отметки за домашние задания выставляются с использованием критериев, предъявляемых к знаниям, двигательным умениям и навыкам, уровням развития физических (двигательных) качеств. Промежуточная аттестация Представляет собой тематический контроль соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ по соответствующим разделам и темам учебного предмета «Физическая культура и здоровье» с выставлением отметок за четверть. Промежуточная аттестация При промежуточной аттестации учащихся V–XI классов учитель оценивает у них выполнение требований учебных программ отдельно по каждому из разделов «Знания», «Умения и навыки», «Домашнее задание», «Уровень физической подготовленности». Отметки за указанные разделы определяются по среднему баллу с учётом текущих отметок. Отметки за раздел «Уровень физической подготовленности» выставляются учащимся, отнесенным по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам, за выполнение шести тестовых упражнений. Учащимся, не выполнившим по уважительным причинам одно или несколько тестовых упражнений (например, болезнь или медицинские противопоказания), отметка за раздел «Уровень физической подготовленности» не выставляется. Итоговая аттестация Итоговая аттестация — определение соответствия результатов учебной деятельности учащихся требованиям образовательных стандартов и учебных программ по учебным предметам с выставлением отметок за год (годовая отметка) с учётом результатов промежуточной аттестации, а также за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования. Итоговая аттестация Итоговая аттестация за период обучения на уровнях общего базового и общего среднего образования включает в себя выставление отметок за год (годовая отметка) с учётом результатов промежуточной аттестации. Годовая отметка выставляется как среднее арифметическое отметок по четвертям. 10-балльная шкала оценки уровня усвоения знаний учащихся V–XI классов. Балл Показатели оценки уровня усвоения знаний 0 Отсутствие результатов учебной деятельности 1 Узнавание отдельных упражнений, видов спорта, предъявленных в готовом виде 2 Различение основных видов движений и упражнений, видов спорта, предъявленных в готовом виде 3 Воспроизведение основных видов движений, комплексов упражнений, видов спорта по памяти (фрагментарное перечисление упражнений, подвижных, народных и спортивных игр, видов спорта) 4 Воспроизведение большей части программного учебного материала по памяти (описание основных видов движений, упражнений, подвижных, народных и спортивных игр, видов спорта с указанием общих и отличительных признаков без их объяснения), осуществление умственных действий по образцу 5 Осознанное воспроизведение значительной части программного учебного материала (описание упражнений, подвижных, народных и спортивных игр, видов спорта с указанием общих и существенных отличительных признаков без их объяснения), соблюдение правил безопасного поведения на уроках физической культуры по образцу 10-балльная шкала оценки уровня усвоения знаний учащихся V–XI классов. Балл Показатели оценки уровня усвоения знаний 6 Осознанное воспроизведение в полном объёме программного учебного материала (описание упражнений, подвижных, народных и спортивных игр, видов спорта с указанием их существенных отличительных признаков, описание медико-биологических основ физической культуры), соблюдение правил безопасного поведения на уроках физической культуры по образцу 7 Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение упражнений, подвижных, народных и спортивных игр, видов спорта, выявление и обоснование между ними закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение заданий по образцу), соблюдение правил безопасного поведения на уроках физической культуры 8 Владение и оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение упражнений, подвижных, народных и спортивных игр, видов спорта, раскрытие социальной сущности физической культуры, обоснование правил безопасного поведения на уроках физической культуры, подтверждение аргументами и фактами истории физической культуры, спорта и Олимпийских игр, формулирование выводов, самостоятельное выполнение задания) 9 Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (свободное описание и сравнительный анализ на основе известных правил основных видов движений, упражнений, подвижных, народных и спортивных игр, видов спорта, самостоятельный поиск новых знаний о социальной сущности физической культуры, обоснование правил безопасного поведения на уроках физической культуры, выдвижение предположений и гипотез о взаимосвязи физкультурных занятий и здоровья человека, наличие действий и операций творческого характера при выполнении заданий) 10 Свободное оперирование программным учебным материалом, применение знаний в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению основных видов движений, упражнений, подвижных, народных и спортивных игр, видов спорта, формулированию правил безопасного поведения на уроках физической культуры во время самостоятельных физкультурных занятий и спортивных соревнований, выполнение творческих заданий с обоснованием взаимосвязи физкультурных занятий и здоровья человека) 10-балльная шкала оценки уровня сформированности двигательных умений и навыков учащихся V–XI классов. Балл Показатели оценки уровня сформированностидвигательных умений и навыков* 0 Отсутствие результатов учебной деятельности 1 Выполненное упражнение отдаленно напоминает оригинал, показанный учителем или его помощником 2 Упражнение выполнено с оказанием помощи, по частям под контролем сознания, напряженно, скованно, замедленно, с грубыми нарушениями амплитуды и темпа. Допущены лишние действия, задержки между структурными частями упражнения 3 Упражнение выполнено с оказанием помощи, по образцу, под контролем сознания, скованно, замедленно, со значительным нарушением амплитуды и темпа. Допущены задержки между структурными частями упражнения 4 Упражнение выполнено с оказанием помощи, по образцу, под контролем сознания, замедленно, с минимальными нарушениями амплитуды и темпа. Допущены незначительные задержки между структурными частями упражнения 5 Упражнение выполнено с оказанием помощи, без контроля сознания, без задержек между структурными частями, с незначительным напряжением и заметными отклонениями от образца 10-балльная шкала оценки уровня сформированности двигательных умений и навыков учащихся V–XI классов. Балл Показатели оценки уровня сформированностидвигательных умений и навыков* 6 Упражнение выполнено с незначительным оказанием помощи, слитно, ненапряженно, без контроля сознания, с мелкими отклонениями от образца 7 Упражнение выполнено с минимальным оказанием помощи, слитно, ненапряженно, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем или его помощником 8 Упражнение выполнено самостоятельно, слитно, ненапряженно, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем или его помощником. Учебный норматив выполнен не менее чем на 6 баллов* 9 Упражнение выполнено в частично измененной ситуации (например, изменено исходное положение, использованы дополнительные условия и т.п.) самостоятельно, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем или его помощником. Учебный норматив выполнен не менее чем на 7 баллов*. 10 Упражнение выполняется самостоятельно и свободно в любой измененной ситуации по выбору ученика, без контроля сознания, в соответствии с оригиналом, показанным учителем или его помощником. Учебный норматив выполнен не менее чем на 8 баллов* Примеры проведения итоговой аттестации учащихся V–XI классов Отметка заI четверть Отметка заII четверть Отметка заIII четверть Отметка заIV четверть Годовая отметка 9 10 9 10 10 8 9 10 «освобождён» 9 10 8 10 «н/а» (без уваж. пр) 7 8 10 «н/а» (по ув.пр) «н/а» (без ув. пр) 6 «зачтено» 10 9 10 10 «н/а» (по ув.пр) «н/а» (по ув.пр) 8 10 9 9 10 «зачтено» «зачтено» 10 «зачтено» «зачтено» «н/а» (по ув.пр) «н/а» (по ув.пр) «зачтено» «зачтено» «зачтено» «н/а» (по уваж. пр.) «освобождён» «зачтено» «освобождён» «освобождён» «зачтено» «зачтено» «зачтено» «освобождён» «освобождён» «освобождён» «зачтено» «освобождён» «н/а» (по уваж. пр.) «н/а» (по уваж. пр.) «н/а» (по уваж. пр) «освобождён» «н/а» (по уваж. пр.) Желаю хороших отметок!!! Здоровья, хорошего настроения! Без спортивной формы и обуви в спортзал учащиеся не допускаются. С уважением, Бойко Людмила Фёдоровна.