Современные подходы к оцениванию достижений учащихся младших классов.


Муниципальное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 39г. Твери СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНИВАНИЮ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ. Смирнова Г.П.учитель высшей категории МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОЦЕНИВАНИЯ Теоретические основы проблемы педагогического оценивания получили освещение в трудах Б.Г.Ананьева, Ш.А. Амонашвили, Ю.К.Бабанского, Л.С.Выготского, И.П.Подласого, С.Л.Рубинштейна, В.П.Симонова, Л.М.Фридмана и др. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ Необходимо изменение системы оценивания учебных достижений  обучающихся. Система оценивания должна быть сориентирована на оценку сформированности различных компетенций у обучающихся и последующее составление индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося.   Система оценивания, основная задача которой, оценивание учебных достижений каждого обучающегося с целью выстраивания маршрута обучения и корректировки индивидуальных результатов может быть названа формирующим оцениванием. Новое в системе оценки результатов образования Система оценки – инструментальное ядро государственных образовательных стандартовОценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образованияОриентация оценки на деятельностный подходКомплексный подход к оценке результатов образования«Встроенность» оценивания в образовательный процессОценка индивидуального прогресса Основным объектом системы оценки результатов образования в соответствии с ФГОС выступают требования к результатам Предметные результаты знания умения,опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности,освоенные на базе одного или нескольких предметов,применимые как в рамках образовательного процесса,так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерант-ность ЧТО ТАКОЕ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Требования ФГОС Объект оценкиПредмет оценки Процедуры оценки сформированность личностных универсальных учебных действийэффективность деятельности системы образования, ОУвнешние мониторинговые исследования с использованием неперсонифицированных потоков информации Оценка личностных результатов Объект оценкиПредмет оценки Процедуры оценки сформированность регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действийа) уровень сформированности данного вида действийб) уровень присвоения универсального учебного действияа) внутренняя накопленная оценкаб) итоговая оценка Оценка метапредметных результатов Объект оценкиПредмет оценки Процедуры оценки сформированность учебных действий с предметным содержаниемспособность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач с использованием системы опорных знанийа) внутренняя накопленная оценкаб) итоговая оценка (внутренняя или внешняя) Оценка предметных результатов ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ 1. Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно измерительными материалами2. Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие требованиям3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок4. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников5. Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию Современные тенденции развития практики оценивания достижений учащихся: Приоритет письменной формы оценки знаний над устной.Суммирование результатов текущего (рубежного) контроля и экзаменационного контроля в итоговой оценке.Использование индивидуального рейтинга, компьютерного тестирования.Использование многобалльных шкал оценивания наряду с сохранением классической в качестве основы. ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ специальный отбор содержания образования для контроля;структурирование учебного материала;использование более дифференцированных, по сравнению с пятибалльной, шкал оценивания;использование нестандартных форм и средств оценивания;ознакомление с критериями оценивания и учеников и их родителей;совместная с учащимися выработка критериев оценки; оценивание каждого, даже самого незначительного достижения ученика;создание условий для самоконтроля и самооценки учащихся;делегирование ученикам полномочий в сфере контроля и оценки;привлечение учащихся к взаимоконтролю и взаимооценке;предоставление учащимся возможности выбора уровня и характера заданий для контроля. МЕСТО СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 1. Система оценивания - механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, а также понимание этой связи самим учащимся. 2. Cистема оценивания и самооценивания является естественным механизмом саморегуляции образовательного процесса, что и определяет его исключительную важность. 3. Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующим фактором школьного образовательного пространства. Основные функции системы оценивания СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ДОЛЖНА ПОЗВОЛЯТЬ: сравнивать и давать характеристику возможностям, способностям и достижениям каждого обучающегося в соответствии со стандартами, либо собственными целями; быть диагностирующим инструментом в поддержке учебного процесса;способствовать самооцениванию, развитию самопознания и самосовершенствованию личности. ТЕСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Учащиеся овладевают обобщенными способами учебных действий в процессе решения учебных задач со специально подготовленными образцами учебных заданий с различным сочетанием известной и неизвестной части в содержании каждого задания. Высокая степень объективности внешнего контроля оценки результатов учебной деятельности позволяет постепенно переводить его в самоконтроль и самооценку. РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ Комплекс оценивающих механизмов, представленный шкалой «стоимости» различных видов учебной деятельности и представляемых результатов. Обеспечивает обработку информации об учебных достижениях как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной работы школьников. Рейтинг контрольного диктанта во 3 классе УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ В ходе реализации проекта формируются, развиваются и закрепляются важнейшие общеучебные умения и навыки, приобретаемые, в том числе, и в результате совместной работы в триаде «ученик- учитель-родитель». МОНИТОРИНГ Обеспечивает учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися учебного материала. Является эффективным средством выявления зон успешности учебной деятельности. Позволяет учителю проектировать и проводить педагогическое исследование. Индивидуальные карты учащихся Задача учителя: Отследить продвижение ребёнка в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, счёта и т.д. * Индивидуальные карты учащихся Освоение навыков отмечается с помощью каких-либо значков.Фиксируются текущие оценки по всем формируемым на данном этапе навыкам.Заполнение карт ведётся учителем или самим учеником. * Вид работы/ дата проведения 30.09 04.10 12.10 18.10 28.10 11.11 18.11 25.11 02.12 09.12 14.12 15.12 1.Звук, буква, слог 2.Классификация гласный-согласный 3.Классификация твердый – мягкий 4. Классификация звонкий – глухой 5. Деление на слоги 6. Ударение 7. Письмо под диктовку слов 8.Письмо под диктовку предложений 9. Списывание ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУУЧАЩЕГОСЯ 1-Б КЛАССА ГУЛЬЦЕВА ЕВГЕНИЯ (1 полугодие) Вид работы/ дата проведения 15.09 27.09 14.10 19.10 25.10 10.11 18.11 29.11 06.12 08.12 17.12 1.Графический диктант 2.Нумерация 3.Состав чисел 4.Составление записи к схеме 5.Сложение в пределах 10 6.Вычитание в пределах 10 7.Решение составных выражений 8.Решение неравенств 9.Отрезок. Чертеж и сравнение отрезков ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ПО МАТЕМАТИКЕ УЧАЩЕГОСЯ 1-Б КЛАССА ЕЛФИМОВОЙ АНАСТАСИИ (1 полугодие) Лист индивидуальных достиженийучени_____1 «Б» класса МОУ «СОШ №39» 3. Навыки письма 1. Развитие мелкой моторики 2. Пишет (печатает ) слова 3. Соблюдает нормы письма 4. Графическое написание предложения 5. Формирование почерка 6. Печатание текста 7. Списывание с печатного текста 8. Письмо под диктовку 9. Оформление предложений при письме 10. Деформированное предложение 11. Перенос слов 12. Пропуски, замена букв 13. Орфограммы в словах 4. Математические навыки 1. Прямой и обратный счёт 2. Признаки, расположение и счёт предметов 3. Состав чисел 4. Числовой луч. 5. Запись равенств по числовому лучу 6. Отрезок. Сравнение отрезков 7. Составление текстов задач по иллюстрациям 8. Составление и чтение схем к задачам 9. Вычислительные навыки 10. Нестандартные задания * * * * Рефлексивные карты учащихся Содержание модулей учебного предмета 1 ч 2ч 3 ч 4ч - перенос слов - разбор предложения (характеристика, главные члены предложения, словосочетания) - определение типа текста - деление на части текста - озаглавливание текста (выявление основной мысли) - изложение текста - сочинение текста - звуко – буквенный анализ слова - знание частей слова - разбор слов по составу - подбор однокоренных слов разных частей речи - знание и распознавание частей речи - правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением - правописание парных согласных в корне слова - правописание непроизносимых согласных Рефлексивная карта по русскому языку 3___класс Ф.И.ученика_____________________________________________ Условные обозначения: ! – знает или умеет очень хорошо * - иногда ошибается ? – пока испытывает трудности - правописание разделительного мягкого знака - правописание разделительного твёрдого знака - правописание предлогов со словами - правописание приставок - правописание безударных гласных в корне слова, непроверяемых ударением (словарные слова) - правописание не с глаголами - знание частей речи (значение, грамматические признаки, вопросы, роль в предложении, изменения) - определение падежей имён существительных - изменение имён существительных по числам - склонение имён существительных по падежам - правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных - изменение имён прилагательных по родам - изменение имён прилагательных по родам - изменение глаголов по числам - изменение глаголов по временам - неопределённая форма глаголов - употребление синонимов, антонимов Что это даёт? ученику учителю Формировать навык самоконтроля и самооценки Видеть своё продвижение  Наглядно видеть процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивать своевременную и целенаправленную коррекцию Сделать отметку содержательной и для ученика и для родителей Сделать оценку работы оптимистичной * * Анализ индивидуальных и рефлексивных карт позволяет  Видеть общую динамику развития образовательного процесса.  Определить зону ближайшего развития для каждого ученика.  Оказывать педагогическую помощь конкретным детям.  Формировать банк разноуровневых заданий по стержневым темам программы.  Разрабатывать варианты дифференцированного и индивидуального контроля.  Сделать выводы о качестве преподавания, обученности и о характере пробелов в знаниях учащихся. Портфолио ученика Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет. * СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРОБЛЕМЫ: в школах недостаточно разработана методическая база по обеспечению соответствующей работы;неподготовленность учащихся в вопросах целеполагания, самостоятельного планирования и организации собственной учебной деятельности, умения систематизировать и анализировать собственный собранный материал и опыт; недостаточно развита мотивация достижений; неподготовленность родителей к осознанию важности и значимости портфолио как документа, позволяющего подтвердить уровень имеющихся знаний учащихся и сделать правильный выбор дальнейшего профиля обучения. О чём стоит подумать учителю, прежде чем приступить к работе с портфолио? Есть ли возможность индивидуализировать процесс обучения?Можно ли выделить время для рефлексии или всё будет делаться в спешке?Есть ли у меня мотивация и возможности взять на себя много работы, но работы интересной? * Портфолио позволяет решать следующие задачи: поддерживать высокую учебную мотивациюпоощрять самостоятельность, расширение возможностей самообразования, самореализацииразвивать навыки самооценки деятельности обучающихсяформировать умения ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную и внеучебную деятельностьсоздавать дополнительных возможности для успешной социализации обучающихся Планируемые результаты технологии портфолио: сформировать у учащихся навыки и умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принимать правильное самостоятельное решение. А также систематизировать, анализировать собранный материал. Повысить учебную мотивацию и мотивацию успеха учебной деятельности. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной творческой социальной коммуникативной Структурапортфолио ученика Титульный лист Мой мир Моё имя Моя семья Мои достижения Мое творчество Мои интересы Мои друзья Портфолио ученика Моё имяМоя семья;Мои друзья;Мои интересыМои достиженияМои впечатленияМоё творчество - значение имени- имена знаменитых людей- знак зодиака - экскурсионно- познавательные программы посещение театров, музеев, выставок Творческие работы:- стихи, сказки- рисунки поделки - грамоты- сертификаты дипломы благодарственные письма фотографии призов (кубков, медалей) Послесловие Кто работает с портфолио, тот работает больше, но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными и их достижения более зримыми.Удачи! * Выявлено, что учащиеся имеют более высокие результаты, если:они хорошо мотивированыне тревожныверят в собственные силы и способностивладеют эффективными стратегиями обучения (включая постановку цели, выбор стратегий, самоконтроль и самооценку процесса обучения). СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бахмутский А.Е.. Школьная система оценки и качества образования.// Школьные технологии. - 2004. - №1. - С. 136.Герасимова Н. . Оценка знаний должна воспитывать// Воспитание школьников. - 2003 - №6.Громова Т. . Не оценивать, а мотивировать// Управление школой. - 2005. - 16-30 ноября (№22). - С. 23-25.Камаева Е.В. Оценочная деятельность на уроке // Школьные технологии.- 2004.- №4.- С.184-186.Костылев Ф.В.. Учить по-новому: Нужны ли оценки-баллы: 2000.Оценка в современной школе.// Стандарты и мониторинг в образовании. -2002. - №5. - С. 14 – 20.Формирование успешности учащихся средствами рейтингового контроля.// Школьные технологии. - 2003. - №6. - С. 94 – 99.Хлебников В.А. Теория и методы оценки эффективности систем обучения коллективного использования.- Дисс. … доктора ф-м наук. – М., 2006. – 160 с. Спасибо за внимание!