Презентация выступления на РМО на тему Достижение планируемых результатов на уроках русского языка
Достижение планируемых результатов средствами курса « Русский язык» учитель Бурыгина Нина Павловна
Планируемые результатыПрограмма обеспечивает достижение выпускниками начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие его как явления национальной культуры; понимание правильной устной и письменной речи как показателя индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.Метапредметными являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.Предметными результатами являются: овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета; умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания при записи имён собственных и предложенных текстов; умение проверять написанное; умение находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое и сложное предложение; способность контролировать свои действия, проверять написанное.Подробнее мне хочется остановиться на метапредметных, а именно часто применяемых на уроке коммуникативных УУД.
Уроки русского языка способствуют формированию таких коммуникативных УУД, какумение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с учителем и сверстниками с целью успешного участия в диалоге; умение задавать вопросы, разрешать конфликты;стремление к наиболее точному выражению собственного мнения и позиции в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Задачи: -определить критерии уровня сформированности коммуникативной компетенции на уроках русского языка;- разработать и апробировать приемы и методы формирования коммуникативной компетенции младших школьников через технологию обучения в сотрудничестве;- организовать деятельность младших школьников, направленную на самореализацию их личности
Задача учителя – создать на уроке ситуацию, близкую к ситуации живого общения, сотрудничество.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто помогать друг другу, осознавать свои успехи и успехи товарищей. Коммуникативные компетентности: Я УЧУСЬ, ЗНАЮ КАК И ПОМОГУ ТЕБЕ!
сообщение цели сотрудничества перед любой работой:- каждый ученик внесёт собственный вклад в общее дело, выскажет свои идеи, будет внимательно выслушивать партнёров, чётко следя за тем, чтобы у всех были равные возможности на участие в работе;- каждый член группы должен понимать, что он делает и как следует выполнять задание.Отслеживание активности группы на протяжении всей работы:- учитель должен по необходимости оказывать помощь.выставление оценок – одна на всю группу:- при обобщении учебного материала считаю существенной не балловую оценку, а достижение группы, хотя каждый балл должен быть обоснован: оценивается группа и каждый ученик ответственен за общую (групповую) оценку; именно это является стимулом сотрудничества: все должны помогать друг другу.Необходимо соблюдать следующие принципы построения групповой работы на уроке:
Приёмы, которые способствуют укреплению сотрудничества:Этика вербального обращения к учащимся: приём радостного ожидания, предвкушение удовольствия.Стимулирующее общение, показывающее радость ученика:приём воспитывает любовь и доверие человека к человеку; Дорисовывание:Независимо от того, как ученик ведёт себя на конкретном уроке, учитель «накладывает» на него «краски», веря в то, что ученик настроен на совершенствование. Приобщение детей к плану урока: Ученики сами должны составить план к уроку, чувствовать себя хозяевами урока Доверие ученику:побуждающими словами учитель показывает, что он доверяет ученику.
Методы и приемы парной и групповой работы, формирующие коммуникативную компетентность:Приём коллективного диалога,Приём «Контролёр»,Игра «Интервью»,Приём «Пчелиный улей»Приём «Пила»Метод «Вертушка»Диалог при организации групповых дискуссийИсследовательская работа
Прием«Пчелиный улей»Класс делится на мини-группы по 4 человека, каждый член группы выполняет свою часть работы. Выбирается Главная Пчела, которая будет контролировать работу группы.Затем обсуждаются результаты, вырабатывается общий продукт деятельности в каждой группе.Главные Пчелы перелетают на другой цветок, т.е. переходят в другую группу и проверяют ее работу.Проверяется и обсуждается общий продукт деятельности.
Овладение учащимися коммуникативными УУД создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений, компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться !
К формам контроля для формирования коммуникативной компетентности младших школьников относятся статистические данные результатов проведенных комплексных работ. Если в 1 классе дети низко оценивали работу в паре, то в 4 классе большинство учащихся отметили плодотворность совместной работы. Проанализировав листы самооценки комплексной работы, виден такой результат:
Лист самооценки (работа в паре ) 12 учащихся{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}УтверждениеПолностью согласенЧастично согласенНе согласенЗатрудняюсь ответитьЯ в полной мере участвую в выполнении всех заданий11 чел.1 чел.При разногласиях я предлагаю другое решение11 чел.1 чел.Большинство решений предложено мной2 чел.3 чел.7 чел.Работать в паре труднее, чем одному12 чел.Мне интереснее и полезнее работать в паре12 чел.
Результат работы за четыре года дал хорошие показатели:Помочь другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – стало у моих ребят таким же естественным, как смеяться, петь, радоваться жизни!