Презентация Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики и информатики
Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики и информатики А.В. Луковичучитель математики и информатики ГУ «Жалгысканская средняя школа» «Не уметь хорошо выражать своих мыслей — недостаток; но не иметь самостоятельных мыслей — еще гораздо больший; самостоятельные же мысли вытекают только из самостоятельно же приобретаемых знаний». К.Д. Ушинский Самостоятельная работа - это работа, выполняемая учениками без активной помощи учителя. является важной составляющей любого учебного процесса и проводится для усвоения, углубления и закрепления знаний умений и навыков, получаемых на уроках. Основные виды самостоятельной работы: Приём: «Верите ли Вы…» Тупой угол – это угол, который нарисован тупым карандашом Угол – это геометрическая фигура.Угол состоит из двух пресекающихся прямых Бывают углы остроумные и тупыеУгол состоит из двух лучей, выходящих из одной точкиРавные углы – это те, у которых равны стороны Биссектриса – это такой угол, у которого три стороны. Бывает угол прямойУгол может быть тощим Приём: Вопросы к тексту учебника. Тема: «Окружность и круг» (5 класс) 1. Прочитайте текст. 2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз? 3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему? 4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное? Приём: «Учимся задавать вопросы разных типов» простые: Кто? Что делал? Где, когда, при каких обстоятельствах это происходило? уточняющие: Если я правильно понял, то…? объясняющие– о причинах и следствиях: Почему? Зачем? Что из этого получилось? вопросы-предположения: Что бы изменилось, если бы…? оценочные: Почему это хорошо, а то плохо? Правильно ли поступил..? вопросы на выявление эмоционального отношения: Понравился ли вам…? вопросы, требующие постановки себя на место героя: Как бы ты поступил…? Кластер (пример из геометрии) Кластер(пример по информатике) Прием «Кластер» Работа в группах Работа в парах Практическая работа Работа с учебником Метод «Карусель» Ключевые слова № рисунок Определяемое понятие Используемые ключевые понятия 1 Окружность Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр. 2 радиус Точки окружности, центр окружности, отрезок. 3 Хорда Отрезок, точки окружности. 4 Диаметр Хорда окружности, центр окружности. Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова. Метод проектов Какие результаты мы видим в ходе выполнения самостоятельной деятельности.Для обучающегося. Формируются и отрабатываются:Навыки сбора, систематизации, классификации, анализа информацииНавыки публичного выступления (ораторское искусство)Умения представить информацию в доступном, эстетичном видеУмение выражать свои мысли, доказывать свои идеиУмение работать в группе, в командеУмение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение Расширяются и углубляются знания в различных предметных областях.Повышается уровень информационной культуры.Обучающийся довольно основательно изучает ту компьютерную программу, в которой создает проект.Ученик имеет возможность воплотить свои творческие замыслы.Отношения с учителем переходят на уровень сотрудничества.Повышается самооценка тех детей, которые по той или иной причине считали себя неуспешными.Все вышеперечисленное дает обучающемуся возможность, выйдя из стен школы стать успешной, саморазвивающейся, самодостаточной личностью. 3 группы самостоятельных работ: Обучающие (Задания оцениваются - на «3»)2.Тренировочные (Задания оцениваются - на «4»)3. Творческие (Задания оцениваются - на «5»)Ученик сам выбирает, на каком уровне ему остановиться и получает соответствующую оценку. Но самостоятельность не значит «Что хочу, то и делаю» Результаты самостоятельной работы учащихся Участие и призовые места в конкурсах презентаций, видеороликов, графических рисунков различной тематики.Защита проектных работ по итогам годаСоздание презентаций, видеороликов по другим дисциплинам Результат работы Я очень надеюсь на то, что погрузившись в самостоятельную деятельность, оказавшись в ситуации неопределенности, ученик обязательно когда-нибудь воскликнет «ЭВРИКА!», сделает свое собственное открытие. В этом смысл, ценность самостоятельной работы.