Проектный метод как средство формирования компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы.
Проектный метод как средство формирования компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы. Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории Петровой М.Г.МБОУ «Лицей», 2015г. Метод проекта Метод проекта направлен в большей степени на самостоятельную деятельность школьника, однако для учащихся желательно формирование в творческие группы от двух и более человек.Учитель же должен занимать в этом процессе роль организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников - это важный момент, так как не каждый участник проекта способен организовать свою деятельность. Важным так же является и то, что у каждого автора проекта должна быть определена своя роль, своя задача, учитывая интерес и способности. Что такое проект? Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Развивать критическое мышление Делать выводы Принимать решения Размышлять Работать в команде Цель и задачи проекта Проблемная ситуация Исследовательская, поисковая деятельность Защита проекта ПРОБЛЕМА Поиск способов решения (выдвижение гипотез) Оформление результатов Прогнозирование новых проблем Составляющие проекта Важно помнить, что проект (исследование) —это совместная деятельность учителя и ученика: Тема проекта (исследования) должна быть интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учителя. Необходимо, чтобы и ученик и учитель хорошо осозналисуть проблемы или специфику продукта, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен. Организация работы должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика и взаимопомощи. Работа в первую очередь должна приносить что-то новое ученику и учителю, а уже потом науке. Продолжительность проекта краткосрочные (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (1-3) по программе одного предмета или междисциплинарные); средней продолжительности (один — два месяца); долгосрочные (до года). Классификации проектов Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, города.Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Оно включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остаётся открытым до самого окончания. Результаты проектно-исследовательской деятельности могут быть представлены в виде: эссе,реферат,аналитические материалы,обзорные материалы,отчёты о проведённых исследованиях,стендовый доклад и др.; Письменной работы: Художественной творческой работы: прозаическое или стихотворное произведение,инсценировка,художественная декламация,исполнение музыкального произведения,компьютерная анимация и др.; Макета, иного конструкторского изделия Отчётных материалов: Тексты Мультимедийные продукты Творческие проекты Малые жанры фольклора. Создание книжки-малышкиБасня. Сочиняем баснюЧто за прелесть эти сказки...Театральный калейдоскоп и т.д.Я иллюстратор ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ«СОЧИНЯЕМ СКАЗКИ» « Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка». В. А. Сухомлинский Создание сказки Задачи: - использовать свой жизненный опыт, передать его в повествовании (умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли); - придумать собственный сюжет, оригинальные образы, новых героев и др.;- соблюдать четкую последовательность изложения событий. Сетевой проект «В мире фразеологии» Всероссийский сетевой проект «В мире фразеологии»Команда «Арзамас» 5 «Б» классаРабота «Белая ворона» Учебный проект по русскому языку «А Эллочке-людоедке и не снилось!» Основополагающий вопрос проекта: «Почему в современном мире выгодно быть образованным?» Направления работы (по трем проблемным вопросам): 1. Когда язык до Киева доведет? 2. Всегда ли краткость – сестра таланта? 3. Когда язык голову кормит? Учебный проект по литературе«Изучаем Античную культуру» Основополагающий вопрос проекта: «Почему мифы о Геракле интересны и актуальны в ХХI веке?»Проект реализован в 6-х классах Учебный проект по литературе «Милостив или жесток царь Иван Васильевич Грозный» по поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про купца Калашникова» Проект реализован в 7 «В» классе Творческий проект «Культурные традиции родного края» Проект подготовлен Петровой М.Г. и учениками 5 «А» класса МОУ лицей г.Арзамаса Альманах основан в 2014 году.Выпуск 1Директор МБОУ «Лицей» М.М. ОбуховаРедактор М.Г.Петрова Иллюстрации С. Тимкова, К. Корчагин В альманах вошли литературные произведения учащихся МБОУ «Лицей» г.Арзамас Нижегородской области 1-11 классов. Это издание задумано как стартовая площадка развития творческих способностей лицеистов. Создание литературно-художественного альманаха «ЛИЦЕЙ» МИР – ЭТО Я, МИР – ЭТО ТЫ.Мир – это я, мир – это ты.Тихо гуляют по крыше коты.Мир - это солнца рассвет.Милее заката ничего больше нет.Мир – это тишина и покой,Однако бывают войны порой.Мир – это книги разумныеИ взрослых советы мудрые.Мир – это Саша, Маша, Глаша…И планета любимая наша.Мир – это каждый из нас.Мир – это радость большая для нас. Ильина Наташа воспроизвести увиденное,сохранить полученную информацию,сравнить, установить связь, сделать выводы, представить то, чего нет,создавать и творить. Проектная деятельность помогает и развивает восприятие память мышление воображение творчество