Презентация Требования к современному уроку


@@@@@@@@@@@@@Требования к современному уроку Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем.Конфуций Что такое современный урок?Важнее содержание или форма проведения урока?Что придает современность уроку?Чем сегодняшний урок отличается от урока вчерашнего?Какие характеристики он может иметь?Какие критерии оценки современного урока? 2 Что определяет выбор урока? Цель урокаТип рокаСтруктура урокаРасход времени на различных типах урока Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг К. Д. Ушинский процессов, явлений, событий, свойств, законов и закономерностей, отношений и др. В рамках данного подхода можно вести речь о комплексном развитии эмоционально-образной, когнитивной, деятельностной сфер личности. Создать условия для появления у учащихся мотива к самоизменению, личностному росту ਁ%ĬྟྠОСоздать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь»)ྡh 2hﻌྪhྦрǔːϰԐ֎ಢ᠊਀ѓHǯЂꠠᛟїƿǿ̿쎀οText Box 24଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹＀Ͽ倀ŋⴂ᐀؀ࠀ℀�蔀ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀䜀ꔈ휚ﰀༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̋֠઀ᆠࢎ,န$࿱܀䐄ྠਁ%ьྟྠћСоздать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мираྡP 2PﻌྪPྦрǔːϰԐĈఒ᠋਀ГbǯЂꂠᛟ…‡їƁࠀƿǀࠀǿ̿쎀οAutoShape 27࿰ዀ რYྟྨ3ꄀᘏȀਠ㈀܀ȀꨀਏȀĀꘀఏ퐀퀁ဃἅԀჰᜀࣰĀ؀ Создать условия для возможности к реализации «Я – концепции» («Я – могу» - «я – хочу» - «я – нравлюсь») ਁ%ьྟྠћСоздать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мираྡP 2PﻌྪPྦрǔːϰԐĈఒ᠋਀ГbǯЂꂠᛟ…‡їƁࠀƿǀࠀǿ̿쎀οAutoShape 27࿰ዀ რYྟྨ3ꄀᘏȀਠ㈀܀ȀꨀਏȀĀꘀఏ퐀퀁ဃἅԀჰᜀࣰĀ؀ Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования мира 3 Критерием результативности урока являются положительные изменения в чувствах, эмоциях, мышлении, практической деятельности учащихся, их комфортное состояние в учебном процессе и образовательном пространстве. Отношение всех к школе. Скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» - двойки, «неуда» на контрольной работе или на экзамене и желания увернуться от нее Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Ученик открывает мир для себя - себя в этом мире. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося. Сравнительные особенности традиционной и инновационной педагогики. 1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности 2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития» 3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный 4. Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди» 5. Характер и стиль взаимодействия авторитарность демократичность 6. монологичность, закрытость диалогичность, открытость, рефлексивность Формы организации Фронтальные,индивидуальные Групповые,коллективные № Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей. «Формула обучения» Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником: Ведущий принцип Методы обучения № Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей. 7. Иллюстративно-объяснительныеинформационные Проблемные:проблемного изложениячастично-поисковый, эвристическийисследовательский 8. «продавливания» «выращивания» 9. Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный 10. Знания – репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания Позиция ученика Функции учителя Способы усвоения № Особенности Традиционная «Знаниевая» педагогика Инновационная «Способностная» педагогика Характеристики образовательных моделей. 11. Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия 12. носитель информации, хранитель норм и традиций, Организатор сотрудничества, Консультант, пропагандист предметно – дисциплинарных знаний Управляющий поисковой работой учащихся, консультант 13. отсутствие мотива к личностному росту наличие интереса к деятельности Пассивность, Активность, отсутствие интереса, наличие мотива к самосовершенствованию, ԁ࣢В〆਀гlǯЂ쭀ഥїƀƁヲ™ƋZƌ2ƿǀࠀNj౧ǿ̿쎀οAutoShape 7#Ϧƿ 쎩Ϛ䭐Ѓ!쯶оƅ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀뜀☼�ﴀༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̍Ԑऀᗰ࿕,န$࿱܀䐀￿翿ਁ%ФྟྠξШкола "развития" ориентируется на личность обучаемого.Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений. ྡ$7Ʃ 2ǠྪǠྦрǔːϰԐ݄В〇਀гlǯЂ촠ഥїƀƁ￿™ƋZƌ2ƿǀࠀNj౧ǿ̿쎀οAutoShape 8#Ϧƿ 쎩Ϛ䭐Ѓ!쯶оƅ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹巌攡᪬ᢲ빇霣짘謇캜䭐뀝牏쫛陱틥熢ꅩ軁ᯞ캪读끕陵⹒�ﭮ�乼欏ꥄ蟇率舆鋴ῳ嗼鋔幏⃇㇛봘죃ᐔ뺤魔젨࿹＀Ͽ倀ŋⴂ᐀؀ࠀ℀�蔀ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀ ႩPྟྡ 2ྪྦрǔːϰԐ Школа "развития" ориентируется на личность обучаемого.Частным случаем развития личности является овладение учащимися такими мыслительными операциями, как: синтез, сравнение, обобщение, классификация, индукция, дедукция, абстрагирование и пр. Существенным становится появление у учащихся потребности, интереса, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию его эмоционально-образной сферы, приобретению опыта эмоционально-ценностных отношений. Школа "памяти" строится на традиционных основах: классно-урочной системе обучения, преобладающем иллюстративно-объяснительном методе "преподавания, фронтальной форме организации учебного пространства, контроле и опросе репродуктивного типа и прочих характеристиках. Критерием развития эмоционально-образной сферы может быть комфортность учащегося в образовательном пространстве Целевой установкой этой школы является формирование у учащихся знаний, умений, навыков. Ведущий тип деятельности, который осваивается учащимися в рамках этой школы, является воспроизводящим. ԁ؈В㐆਀гnǯЂ懠ധїƀƁヲ™ƋZƌ2ƿǀࠀNj౧ǿ̿쎀οAutoShape 11#Ϧƿ 쎩Ϛ䭐Ѓ!쯶оƅ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹㠇暮鼵뙦淨踣戔鷭̨깁뫴䙶﯁燐੪☢ᩴ셈ᅀ돳ᘙ矚䍮淇舲⸥ꠖ䪠ⶩ貤䕥럈飤緭颰೸ᶀ淋꼣婎ᶬ启틘ꊪ柲끻㸊骿懥㾗㝒﹐ᓲ蕭ꥆ诋量∀齑鿾﹵渑㿚꯸핺㋜ᶹ菟꿘옍䅄⵱道ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀⼀✔�ﴀༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̍రೀᓐု,န$࿱܀䐀￿翿ਁ%ňྟྠрКритерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации.ྡyyྪyྦрǔːϰԐؤВ㐇਀гnǯЂ�໿їƀƁ￿™ƋZƌ2ƿǀࠀNj౧ǿ̿쎀οAutoShape 12#Ϧƿ 쎩Ϛ䭐Ѓ!쯶оƅ଀开敲獬ⸯ敲獬콬櫁ッ،ﯠ瑠鑟僮裆寓힡㻒놀쒕똬撌柭橺軇䤿괧⍦죑싙僁ᳶ鹢尭윯ྷ娰๝ᙌꑮᡰ彟㎆꺭邶넮榨噊䬋儓䋽槉藇魲ⱌ헉쩖얌⿹ğ牟汥⽳爮汥偳ŋⴂ᐀؀ࠀ℀쵆�ﴀༀ܀搀獲搯睯牮癥砮汭䭐؅·̍రƀરု,န$࿱܀䐄ਁ%ŤྟྠČВ наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти».ྡ‡‡ྪ‡ྦрǔːϰԐӲxрАᖃ̀㐈ȁC*ǡ쎀οGroup 16̀Ůࢂ㐊ਂǓĊǯ…ї샀В샅я删ƀƁࠀƃ替䆆ƿǿʅʇ㍦ʿˌˏːґ˒ྠ˓㲰￿˖쬠˗썐˚㚰˿̿쎀쎁,οшколаArialWordArt 13Горизонтальный кирпичްА໐ː,န$࿱܀䐄ఁŴࢂ㐋ਂǓĐǯ…ї샀В샅я刀ƀƁࠀƃ￿™䆆ƿǿʅʇ㍦ʿˌˏːґ˒ྠ˓㲰￿˖쬠˗썐˚㚰˿̿쎀쎁,ο"памяти"ArialWordArt 14Горизонтальный кирпичрŐ٠ː,န$࿱܀䐄ఁŸࢂ㐌ਂǓĔǯ…ї샀В샅я刀ƀƁࠀƃヲ™䆆ƿǿʅʇ㍦ʿˌˏːґ˒ྠ˓㲰￿˖쬠˗썐˚㚰˿̿쎀쎁,ο"развития"ArialWordArt 15Горизонтальный кирпич࿀Őᖃ̀,န$࿱܀䐄ߐఁОಢ㐉਀“NǯЂ킠໿їƁࠀƿǿ̿쎀οText Box 19࿀ᔰ ႩPྟྡ 2ྪྦрǔːϰԐ Критерием развития деятельностной сферы может быть умение осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации. В наилучшем варианте в рамках этой школы происходит обогащение и развитие памяти обучаемого. Поэтому-то ее и называют «школой памяти». Образовательное пространство становится развивающим, если… 1. мотивировать ученика, вызывать личностный интерес для освоения учебной деятельности, для участия е воспитательных событиях школы; 2. создавать психологический комфорт ученика, создавать условия для возникновения реальной «ситуации успеха» учащегося в образовательном пространстве учебного заведения; 3. создавать среду для развития мыслительных способностей учеников через овладение определенными мыслительными операциями, 4. строить на применении в образовательном пространстве школы группы проблемных методов, эвристических, рефлексивных; 5. построено на фундаменте применения в учебно-воспитательном процессе субъект -субъектного характера взаимоотношений, использовании групповых форм организации учебного прогресса; 7. проектируется с опорой на зону ближайшего развития ученика и осуществляется перевод в зону ближайшего развития. Другими словами, обучение должно создавать зону затруднений для учащихся. 6. обеспечивается организация поисковой продуктивной деятельности учащихся на занятиях; Как известно, в учебном пространстве проблема "чему учить" состоит в определении цели обучения и задания содержания обучения. Проблема "как учить" состоит в выборе адекватных образовательной цели методов, форм обучения, средств диагностики исходного уровня и контроля изменения уровня «личностных приращений» учащегося. (Аналогичное – и в воспитательном пространстве школы). Основная педагогическая задача:организация условий, инициирующих детское действие Системно-деятельностный подход Чему учить?обновлениесодержанияобразования Как учить?Обновлениетехнологий образования Ради чего учить?Ценности образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Учебная деятельность- самостоятельная деятельность ученика по усвоению знаний, умений и навыков, в которой он изменяется и эти изменения осознает Учебная задача- цель, которую перед собой ставит ученик Чему? Зачем? Учебное действие- система существенных признаков понятия или алгоритм Как? Самоконтроль- определение правильности выполненного действия Правильно? Самооценка- определение степени соответствия эталону или качества выполненного действия Хорошо?Можно лучше? Эффективность учебно-воспитательной деятельности преподавателя Словесные10%-20%(слышит) Наглядные50%(видит) Практические90%(делает сам) Эффективность учебно-познавательной деятельности учащихся Формы анализа и самоанализа урока Краткий это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации; Структурный Системный Полный (поэтапный) анализ — это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, обеспечивающая развитие познавательных способностей учащихся;это рассмотрение урока как единой системы с точки зрениярешения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формированиязнаний, умений и навыков учащихся; это система аспектных анализов, включающих оценкуреализации задач урока, содержание и виды учебной деятельностиучащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципови результативности урока; Формы анализа и самоанализа урока ਁ%NྟྡྪྦрǔːϰԐМಢ怅਀“LǯЂ悠྅їƁࠀƿǿ̿쎀οText Box 7࿀ᔰ ႩPྟྡ 2ྪྦрǔːϰԐњҲ怆਀ЈtЂǻ䄄섅Ŀƿǿ̿쎀쎁οpe02281_Picture 8pe02281_ Структурно-временной Комбинированный Дидактический это оценка использования времени урока по каждому его этапу;это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементованализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обученияи учения школьников, дидактическая обработка учебного материалаурока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью учащихся и т.п.); Формы анализа и самоанализа урока ਁ%NྟྡྪྦрǔːϰԐМಢ搅਀“LǯЂ芀྅їƁࠀƿǿ̿쎀οText Box 8࿀ᔰ ႩPྟྡ 2ྪྦрǔːϰԐњҲ搆਀ЈtЂǻ䄄섅Ŀƿǿ̿쎀쎁οpe02281_Picture 9pe02281_།ഀ꛰鼀ЏЀꀀ∏䴀䈄㸄 䀀〄䄄䄄㰄㸄䈄䀄㔄㴄㠄㔄Ⰴ 㐀㔄䈄〄㬄䰄㴄㸄㔄 㠀 ㈀䄄㔄䄄䈄㸄䀄㸄㴄㴄㔄㔄 㠀㜄䌄䜄㔄㴄㠄㔄 㠀 㸀䘄㔄㴄㨄〄 ഀ㨀〄㨄㸄㤄ⴄ㬀㠄㄄㸄 䄀䈄㸄䀄㸄㴄䬄 㠀㬄㠄 ∀㸀䈄㐄㔄㬄䰄㴄㸄㤄 䘀㔄㬄㠄 䌀䀄㸄㨄〄 ㈀㸄 ㈀㜄〄㠄㰄㸄䄄㈄伄㜄㠄ഄ 䄀 䀀㔄㜄䌄㬄䰄䈄〄䈄〄㰄㠄 㐀㔄伄䈄㔄㬄䰄㴄㸄䄄䈄㠄 䌀䜄〄䤄㠄䔄䄄伄⸄ഀἀ䀄㠄㰄㔄䀄䬄  䄄㼄㔄㨄䈄㸄㈄ 䌀䀄㸄㨄〄㨄ഀⴀ䀀㔄〄㬄㠄㜄〄䘄㠄伄 䌀䜄㠄䈄㔄㬄㔄㰄 䈀䀄㠄㔄㐄㠄㴄㸄㤄 㜀〄㐄〄䜄㠄 䌀䀄㸄㨄〄Ⰴഀⴀ㠀䄄㼄㸄㬄䰄㜄㸄㈄〄㴄㠄㔄 䀀〄㜄㈄㠄㈄〄丄䤄㠄䔄 㰀㔄䈄㸄㐄㸄㈄ 㴀〄 䌀䀄㸄㨄㔄Ⰴഀⴀ㠀㜄䌄䜄㔄㴄㠄㔄 䄀㼄㸄䄄㸄㄄㸄㈄  㨄䈄㠄㈄㠄㜄〄䘄㠄㠄 㼀㸄㜄㴄〄㈄〄䈄㔄㬄䰄㴄㸄㤄 㐀㔄伄䈄㔄㬄䰄㴄㸄䄄䈄㠄 䌀䜄〄䤄㠄䔄䄄伄Ⰴഀⴀ㼀䌄䈄㠄 䀀〄㜄㈄㠄䈄㠄伄 㼀㸄㜄㴄〄㈄〄䈄㔄㬄䰄㴄㸄㌄㸄 㠀㴄䈄㔄䀄㔄䄄〄Ⰴഀⴀ䐀㸄䀄㰄㠄䀄㸄㈄〄㴄㠄㔄 㸀㄄䤄㔄䌄䜄㔄㄄㴄䬄䔄 䌀㰄㔄㴄㠄㤄 㠀 㴀〄㈄䬄㨄㸄㈄ 䌀 䠀㨄㸄㬄䰄㴄㠄㨄㸄㈄Ⰴഀⴀ㼀䀄㸄㈄㔄䀄㨄〄 㠀 㸀䘄㔄㴄㨄〄 㜀㴄〄㴄㠄㤄Ⰴ 䌀㰄㔄㴄㠄㤄 㠀 㴀〄㈄䬄㨄㸄㈄ 䌀䜄〄䤄㠄䔄䄄伄Ⰴഀⴀ㸀䀄㌄〄㴄㠄㜄〄䘄㠄伄 㼀䀄㸄㄄㬄㔄㰄㴄㸄㌄㸄 㸀㄄䌄䜄㔄㴄㠄伄 㴀〄 䌀䀄㸄㨄㔄 㠀 䈀⸄㼀⸄㬀ഀഀ䴀䈄㸄 㸀㐄㴄㸄㈄䀄㔄㰄㔄㴄㴄䬄㤄  㴄〄㬄㠄㜄 㐀㠄㐄〄㨄䈄㠄䜄㔄䄄㨄㠄䔄Ⰴഀ 㼀䄄㠄䔄㸄㬄㸄㌄㠄䜄㔄䄄㨄㠄䔄 㠀 㐀䀄䌄㌄㠄䔄 㸀䄄㴄㸄㈄ 䌀䀄㸄㨄〄 ഀ⠀䜀〄䤄㔄 ㈀䄄㔄㌄㸄 䄀㠄䄄䈄㔄㰄䬄 䌀䀄㸄㨄㸄㈄⤄⸀ ഀꄀ䈏鈀਀܀ꄀĀȀĀက舀Ȁ฀氀ĀȀĀကĀȀĀȀĀကꨀਏ鈀Āꘀఏ퐀퀁ဃ Аспектный Комплексный это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка какой-либо стороны или "отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности учащихся.Примеры аспектов урока:-реализация учителем триединой задачи урока,-использование развивающих методов на уроке,-изучение способов активизации познавательной деятельности учащихся,-пути развития познавательного интереса,-формирование общеучебных умений и навыков у школьников,-проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся,-организация проблемного обучения на уроке и т.п.;это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ урока (чаще всего системы уроков). Отличительные особенности функции внутришкольного контроля: 1. Изучение деятельности учителя, накопление информации о его работе на основе аналитически обоснованных целей и хорошо продуманных программ наблюдения.2. Подчинение контроля задачам оказания учителю конкретной и своевременной методической помощи, всемерного содействия в росте его педагогической квалификации.3. Установление отношений сотрудничества между руководителями школы и учителем на основе внимательного отношения к его творческим исканиям.4. Планирование “объектов”, целей и задач контроля с учетом мнений педагогического коллектива, выводов методических объединений 5. Согласование содержания и форм контроля непосредственно с учителем, принимая во внимание его соображения об имеющихся трудностях в работе и нерешенных проблемах в педагогической практике.6. Развитие гласности в системе внутришкольного контроля как в смысле опережающего уведомления педагогического коллектива о конкретных направлениях контроля, так и в отношении оперативного информирования учителей о результатах проверки состояния дел в школе.7.Сохранение за учителем права на утверждение своего мнения и обоснование правомерности и педагогической целесообразности своих теоретических взглядов и методических позиций. Общие требования к анализу урока научный подход к анализу урока,опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт,глубина и всесторонность анализа, оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов,рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы,акцент при анализе на наиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся.объективность оценок,учет специфики данного учебного предмета.предложения. Подготовка к посещению урока Определение цели посещения урока.Знакомство с учебной программой, с фактическим материалом данного урока и методикой его проведения.Знакомство с наличием учебно-наглядных пособий по предмету. Установление по классному журналу состояния выполнения государственных программ, накопления оценок и текущей успеваемости учащихся, сроков и количества проведения контрольных работ, предусмотренных программой по предмету, выполнения практической части программ (практических и лабораторных работ, экскурсий), объема домашних заданий.Просмотр выводов, предложений и заданий (они даются учителю после посещения урока в ходе его анализа). Знакомство с ученическими работами. Определение форм личной проверки качества знаний учащихся и отбор необходимых для этого материаловРешение вопроса о приглашении на урок других учителей школы, определение цели такого приглашения. Схема наблюдений и техника записи хода урока Схема наблюдений за уроком — условие рациональной организации работы проверяющего, обеспечивающая четкую, последовательную фиксацию хода урока и последующий его анализ. Аспектный анализ учебного занятия(системы учебных занятий) Аспектный анализ (самоанализ) урока (системы уроков) это детальное и всестороннее рассмотрение его как единого целого под определенным углом зрения (аспектом). Выбор аспектов зависит как от аналитической потребности, так и от возникшей практической необходимости Например: методы формирования УУД; Анализ урока в соответствии с ФГОС НОО Цель посещения (аспект): Дата: Класс, учитель: Количество учащихся в классе: Присутствовали на уроке: Ведущие аспекты анализа урока Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Дидактическая задача урока (краткий оценочный анализ) 1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.2.Результативность решения дидактической задачи Содержание урока Соответствие основного содержания урока содержанию ФГОС, программы и учебника Ведущие аспекты анализа урока Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Методы обучения Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели Формы обучения 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.2. Целесообразность использования предложенных заданий Ведущие аспекты анализа урока Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Результативность урока Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока Практическая направленность урока Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам Ведущие аспекты анализа урока Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)3. Взаимопомощь Ведущие аспекты анализа урока Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные) 1. Соответствие содержания заданий2. Организация деятельности учащихся3. Виды УУД Ведущие аспекты анализа урока Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Формирование ИКТ-компетентности Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся Структура урока Соответствие структуры урока основной дидактической задаче Ведущие аспекты анализа урока Ведущие аспекты анализа урока Содержание наблюдения Педагогический стиль Соблюдение норм педагогической этики Гигиенические требования Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы Анализ урока в соответствии с ФГОС НОО Тема урока: Тип урока: Дидактическая задача урока:Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая): Тип урока Урок первичного предъявления новых знаний Урок формирования первоначальных предметных уменийУрок применения предметных уменийУрок обобщения и систематизации Урок повторения Контрольный урокКоррекционный урокКомбинированный урокУчебная экскурсияУрок решения практических, проектных задач Урок первичного предъявления новых знаний Целевое назначение Результативность обучения Первичное усвоение новых предметных знаний, умений Воспроизведение своими словами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу, алгоритму Урок формирования первоначальных предметных умений Целевое назначение Результативность обучения Применение усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий) Правильное воспроизведение образцов выполнения заданий, безошибочное применение алгоритмов и правил при решении учебных задач Урок применения предметных умений Целевое назначение Результативность обучения Применение предметных умений в условиях решения учебных задач повышенной сложности Самостоятельное решение задач (выполнение упражнений) повышенной сложности отдельными учениками или коллективом класса Урок обобщения и систематизации Целевое назначение Результативность обучения Систематизация предметных умений, универсальных действий (решение предметных задач) Умение сформулировать обобщенный вывод, уровень сформированности УУД Урок повторения Целевое назначение Результативность обучения Закрепление предметных умений, формирование УУД Безошибочное выполнение упражнений, решение задач отдельными учениками, коллективом класса; безошибочные устные ответы; умение находить и исправлять ошибки, оказывать взаимопомощь Контрольный урок Целевое назначение Результативность обучения Проверка предметных умений решать практические задачи Результаты контрольной или самостоятельной работы Коррекционный урок Целевое назначение Результативность обучения Индивидуальная работа над допущенными ошибками Самостоятельное нахождение и исправление ошибок Комбинированный урок Целевое назначение Результативность обучения Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока Решение поставленных дидактических задач Учебная экскурсия Целевое назначение Результативность обучения Непосредственное изучение явлений окружающего мира Овладение и применение предметных знаний и умений при изучении явлений окружающего мира в реальных жизненных ситуациях; творческое оформление отчетов Урок решения практических, проектных задач Целевое назначение Результативность обучения Практическая направленность изучения теоретических положений Использование средств учебного курса в целях изучения окружающего мира Дидактическая задача урока Характеризует конечный результат урока, т.е., что и в какой степени должно измениться, совершенствоваться в области знаний и умений у учащихся. Дидактическая задача урока Основные дидактические (обучающие) задачи урока Содержание наблюдения Обеспечение осознания и усвоения понятий, законов, правил, алгоритмов, закономерностейУсвоение = понимание + запоминание Правильное воспроизведение 1.Методы и приемы предъявления нового материала школьникам.2.Формы организации учебной деятельности3. Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, затрудняющимся в устном воспроизведении терминов, правил, алгоритмов и т.д. Дидактическая задача урока Основные дидактические (обучающие) задачи урока Содержание наблюдения Формирований умений применения теоретических положений в условиях решения учебных задачОвладение = усвоение + применение в условиях решения учебных задач 1.Методы и формы организации самостоятельной учебной деятельности школьников.2.Методы и приемы оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим трудности при решении учебных задач со стороны учителя и одноклассников Дидактическая задача урока Основные дидактические (обучающие) задачи урока Содержание наблюдения Формирование УУД в условиях решения учебных задач (познавательная деятельность, речевая деятельность и работа с источником информации, организационная деятельность) 1.Приемы обучения учащихся работе с источниками информации2.Формы организации учебной деятельности школьников (фронтальная, парная, групповая)3.Приемы индивидуальной помощи учащимся со стороны учителя и одноклассников непосредственные и опосредованные с помощью пособий) Дидактическая задача урока Основные дидактические (обучающие) задачи урока Содержание наблюдения Формирование УУД в условиях решения практических задач Приемы использования средств учебного предмета в целях изучения окружающего мира Дидактическая задача урока Основные дидактические (обучающие) задачи урока Содержание наблюдения Повторение (обобщение или систематизация) 1.Объем содержания обобщения и систематизации (отдельные темы, глава, и т.д.)2.Методы повторения (обобщение, систематизация) Дидактическая задача урока Основные дидактические (обучающие) задачи урока Содержание наблюдения Контроль за степенью усвоения учебного материала и сформированностью предметных, метапредметных умений Результаты вы выполнения контрольных работ, в том числе интегрированных Кто не видит конечной цели -очень удивляется, придя не туда. Марк Твен Цели урока: Образовательная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей;Воспитательная – формирование личностных УУД, через содержание учебного материала;Развивающая – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД Организационные формы обучения Фронтальная форма обученияГрупповая (парная) форма обучения; группы сменного составаИндивидуальная форма обученияКоллективная форма организации обучения Фронтальная форма обучения Приемы обучения Содержание наблюдения Словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми Произвольное внимание учащихся в процессе объяснения учителя, фронтального опроса; корректирующая информация со стороны учителя, правильные ответы детей Групповая (парная) форма обучения Приемы обучения Содержание наблюдения Организация парной работы или выполнение дифференцированных заданий группой школьников Учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности); соревнование между группами Индивидуальная форма обучения Приемы обучения Содержание наблюдения Работа с учебником, выполнение самостоятельных или контрольных заданий, устный ответ у доски, индивидуальное сообщение новой для класса информации (доклад) Степень самостоятельности при работе с учебником, при выполнении самостоятельных работ, при устном сообщении; результативность индивидуальной помощи со стороны учителя или учащихся; опосредованное оказание индивидуальной помощи через источники информации Коллективная форма организации обучения Приемы обучения Содержание наблюдения Частичная или полная передача организации учебного занятия учащимся класса Создание условий, при которых учащиеся самостоятельно организуют и проводят фрагменты уроков или весь урок Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Организационный момент Приветствие учителя, подготовка рабочих мест Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Постановка цели урока в начале или в процессе урока Формулировка цели учителем или детьми и способы фиксации цели урока. Приемы обучения, демонстрирующие недостаточность имеющихся знаний, несформированность УУД, приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Актуализация знаний, УУД в начале урока или в процессе его по мере необходимости Приемы повторения системы опорных понятий или ранее усвоенных учебных действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала школьниками. Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…) Приемы привлечения внимания детей к принципиально новым сведениям, приемы первичного закрепления (выражаются в речи детей)Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач Воспроизведение учащимися способов решений задач, выполнение упражнений по образцу, применение грамматических правил при написании слов, предложенийПриемы формирования УУД, ИКТ-компетентности Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков Решение учебных задач повышенной трудности или практических задачПриемы формирования УУД, ИКТ-компетентности Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Динамическая пауза Основные приемы динамической паузы Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД Использование нового содержания совместно с ранее изученным в условиях фронтального опроса, беседы, при решении задач и выполнении упражненийПриемы формирования УУД, ИКТ-компетентности Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Рефлексия деятельности Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников (новое содержание, изученное на уроке и оценка личного вклада в совместную учебную деятельность), достижение поставленной целиПриемы формирования УУД, ИКТ-компетентности Основные этапы урока Основные этапы урока, воспроизводящего целостный учебный процесс Наблюдаемые приемы обучения и учения Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников Обучение способам контроля и самооценки деятельности. Умение учащихся самостоятельно находить и исправлять ошибки, определять степень успешностиПроявляется в устных высказываниях детей и в результатах письменных работ. Приемы формирования УУД, ИКТ-компетентности Примерная форма плана урока Текущее время урока, этапы Действия учителя Действия учащихся 1 2 3 Дидактические требования к уроку Четкое формулирование образовательных задач, связь с развивающими и воспитательными задачами, место в общей системе уроковОпределение содержания урока в соответствии с требованием учебной программы, целями урока, уровнем подготовки учащихсяПрогнозирование уровня усвоения знаний, сформированности умений и навыковВыбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения, стимулирования и контроля, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы, максимальную самостоятельность учащихсяСоздание условий успешного учения Психологические требования к уроку Соотношение нагрузки на память и мышление учащихсяОпределение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихсяСочетание усвоений знаний в готовом виде и в процессе самостоятельного поискаУчет контроля, анализа оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа Соотношение побуждения к деятельности и побуждения Организация познавательной деятельности учащихся Планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысленияИспользование установок в форме убеждения, внушенияПланирование устойчивого внимания и сосредоточенностиИспользование различных форм работы для актуализации в памяти ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новыхПланирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихсяПредупреждение механического переноса умений и навыков на новые условия работы Учет возрастных особенностей Планирование урока в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихсяПроведение урока с учетом сильных и слабых учениковДифференцированный подход к сильным и слабым учащимся Гигиенические требования Температурный режимПроветриваниеОсвещениеПредупреждение утомления и переутомления.Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика)Своевременное и качественное проведение физминутокСоблюдение правильной рабочей позы. Требования к технике проведения урока Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес, воспитывать познавательную потребностьТемп и ритм должны быть оптимальными, действия завершеннымиДоминирование атмосферы доброжелательности и активного творческого трудаСмена видов деятельности учащихся, сочетание различных методов и приемов обученияСоблюдение единого орфографического режимаОбеспечение активного учения каждого школьника Плюсы современного урока Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.Знание типологии урокаИспользование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся. Плюсы современного урока Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».Планирование воспитательной функции урока.Комплексное планирование задач урока (стр. 40)Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала. Плюсы современного урока Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.Практическая направленность учебного процесса.Включение в содержание урока упражнений творческого характера.Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными. Плюсы современного урока Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.Создание условий для проявления самостоятельности учащихсяРациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств. Плюсы современного урока Включение компьютеров в педагогические технологии.Дифференциация домашних заданий.Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.Обеспечение благоприятных гигиенических учловий.Обеспечение эстетических условийОбщение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.Имидж учителя.Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства Плюсы современного урока Четкое следование замыслу урока и готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебной ситуации.Регулярный анализ полученных на уроках результатов обучения.Оценка и самооценка работы учителя Система посещения уроков 1. Посещение всех уроков, отведенных на изучение темы в данном классе, с целью знакомства с системой работы учителя, оценки оптимальности избранной структуры урока, оптимальности сочетания методов и приемов обучения.2. Посещение уроков учителя на протяжении рабочего дня в разных классах с целью изучения соответствия методических приемов обучения возрастным особенностям учащихся.3. Посещение уроков разных учителей в течение дня в одном классе с целью оценки объема получаемой учащимися информации на протяжении учебного дня, суммарного объема домашних заданий, выполнения учащимися единых требований, интенсивности их труда на разных уроках, стиля и сравнительной методики работы.4. Посещение уроков в течение рабочей недели в одном классе с целью изучения систематической работы каждого школьника, его самостоятельности, активности и инициативы, качества выполнения домашнего задания.5. Посещение уроков у разных учителей с целью изучения отдельных проблем учебно-воспитательного процесса (эффективность организации самостоятельной работы, степень сформированности у учащихся специальных и общеучебных умений и навыков, формирование интереса к предмету и т.д.). Подготовка проверяющего к анализу посещенного урока Просмотр записей посещенных уроков у данного учителя, замечаний и предложений.Формулировка вопросов. адресуемых учителю, связанных с планом урока и его реализацией. Определение формы анализа урока и места подведения итогов (беседа, обсуждение на заседании предметной комиссии, на педагогическом совете). Поэтапная оценка хода урока и деятельности учителя и учащихся. Заключение по итогам проверки качества знаний, умений и навыков учащихся.Вычленение достоинств урока, творческих находок учителя, заслуживающих изучения и внедрения в практику работы учителей школы.Недостатки урока и необходимая помощь учителю. Формулировка общей оценки, выводов и предложений в адрес учителя. Основные требования к самоанализу урока: место разбираемого урока в системе уроков по изучаемой теме, обоснование образовательной и воспитательной целей урока и выполнение намеченного плана урока, характеристика класса и мотивировка отбора учебного материала для данного урока, психологическая и педагогическая оценка системы учебных заданий и упражнений, выполненных учащимися на уроке, оценка развития самостоятельного мышления учащихся на уроке. мотивировка выбора методов урока, оценка соответствия данных методов целям и содержанию урока, выполнению поставленных образовательных и воспитательных задач, удовлетворенность или неудовлетворенность учителя уроком (его отдельными частями); меры, намечаемые учителем по устранению отмеченных недостатков, оценка и обоснование достигнутых на уроке результатов. самооценка как одно из условий творческого труда учителя. Анализ урока проверяющим Анализ целей урока. Оценка учебной и воспитательной целей урока с учетом особенностей учебного материала, места данного урока в системе уроков по теме, уровня подготовленности класса. Постановка и доведение целей урока до учащихся. Степень достижения целей урока.Анализ структуры и организации урока. Соответствие структуры урока его целям. Продуманность выбора типа урока, его структуры, логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока. Целесообразность распределения времени урока между ними. Рациональность выбора форм обучения. Наличие плана урока и организация его выполнения учителем. Оборудование урока. Рациональная организация труда учителя и учащихся.Анализ содержания урока. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ. Полнота, достоверность, доступность изложения. Научный уровень излагаемого материала. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности, самостоятельного мышления, познавательных интересов. Подведение учащихся к восприятию новых знаний. Выделение главной идеи нового материала. Формирование новых понятий. Актуализация опорных знаний. Организация самостоятельной работы учащихся. Характер тренировочных упражнений, виды самостоятельных работ, степень сложности, вариативность, учет уровня подготовленности учащихся класса. Инструктаж и помощь учителя. Степень усвоения нового материала (эффективность). Связь нового с ранее изученным. Повторение (организация, формы, приемы, объем).Анализ методики проведения урока. Определение обоснованности и правильности отбора методов, приемов и средств обучения, их соответствия содержанию учебного материала, поставленным целям урока, учебным возможностям данного класса, соответствие методического аппарата урока каждому его этапу и задачам активизации учащихся. Разнообразие приемов и методов, применяемых учителем. Эмоциональность подачи материала. Эффективность использования наглядных пособий, дидактического раздаточного материала и технических средств обучения. Оценка методической вооруженности и педагогической техники учителя. Анализ урока проверяющим Анализ работы и поведения учащихся на уроке. Общая оценка работы класса. Внимание и прилежание. Интерес к предмету. Активность класса, работоспособность учащихся на разных этапах урока. Организация самостоятельной учебной работы учащихся, выработка рациональных приемов учебного труда учащихся. Оценка целесообразности и эффективности примененных форм учебной работы. Формирование общеучебных и специальных умений и навыков. Выполнение единых требований. Индивидуальная работа со слабыми и сильными учениками. Сочетание коллективной и индивидуальной работы. Дисциплинированность класса и приемы поддержания дисциплины.Культура общения учителя с учащимися, соблюдение учителем норм педагогической этики и такта, оценка созданного учителем морально-психологического климата в данном детском коллективе.Качество знаний, умений и навыков. Глубина, осознанность и прочность знаний. Умение вычленять ведущие идеи в материале урока, применять знания в различных ситуациях, приобретать с помощью имеющихся новые знания. Степень овладения практическими навыками. Характер проверки знаний учащихся учителем. Виды проверки. Накопляемость, объективность выставленных оценок, их мотивировка, воспитывающий и стимулирующий характер.Анализ домашнего задания, полученного учащимися. Цель, объем. Соотношение между объемом работы, выполненной на уроке, и объемом работы, заданной на дом. Характер домашнего задания (творческий, тренировочный, закрепляющий, развивающий) и его посильность. Комментарий и инструктаж учителя по домашнему заданию. Анализ урока проверяющим Оценка санитарно-гигиенических условий урока.Оценка самоанализа, сделанного учителем в ходе ответов на вопросы, поставленные проверяющим; заключение по самоанализу.Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы учителей школы.Недостатки урока. Диагностика причин и тенденций в их развитии. Предложения по их устранению.Научная обоснованность выводов и оценок, опора на достижения психолого-педагогиче­ской науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.Общие выводы и предложения.Рекомендации учителю по самообразованию на основании выводов и предложений.Заключительное слово учителя.Стиль беседы с учителем. Доброжелательность, уважительность и тактичность разговора с учителем, опора на положительное. Учет индивидуальных особенностей учителя: характер, тип нервной деятельности, стаж и степень педагогического мастерства, общий кругозор и педагогическая эрудиция. «Если бы в кабинете у врача, юриста или дантиста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач, юрист или дантист (без ассистента), должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя»(Дональд Д. Куинн). Спасибо за внимание!