Активные и интерактивные методы преподавания предметов гуманитарного цикла


Активные и интерактивные методы преподавания предметов гуманитарного цикла Задача современного образования Создание совокупности условий развития обучающегося, которая обеспечит в будущем его готовность житьи успешно действовать в мире гуманитарных ценностей.Основным результатом образования должна стать не только система знаний, умений и навыков, а набор современных компетенций в интеллектуальной, социально-правовой, коммуникативной, информационной сферах. Общие положения требований к современному уроку Формулировка цели урока с учетом уровня подготовки и индивидуальных способностей обучающихся;Подбор методов обучения в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, уровнем развития класса; Общие положения требований к современному уроку Подбор материала на основе следующих принципов:объективности (содержание урока вне зависимости от интересов, субъективных желаний);2. научности (изложение материала с точки зрения современной науки);3. системности (изложение материала с учётом целостности всего курса);многофункциональности (реализация всей системы возможностей предмета);практичности (изложение материала с ориентацией на подготовку человека правилам действия в различных жизненных ситуациях). Усвоение информации на уроке зависит от: этапов урока: с 1-й по 4 минуту усваивается 60 % материала; с 4-й по 23- 90 %; с 23-й по34 50 %; с 34-й до конца урока усвоение материала падает. методов обучения; Методика(от др.греч.) – «способ познания», «путь исследования» Пирамида обучения обучение других практические действия дискуссионные методы демонстрация аудиовизуальныеметоды чтение лекция 90% 70% 50% 30% 20% 10% 5% Классификация методов обучения Методы обучения(в зависимости от роли обучающегося в процессе обучения) Пассивные Активные Интерактивные Учащийся выступает в роли "объекта" обучения, должен усвоить и воспроизвести материал, который передается ему педагогом – источником правильных знаний. Обычно это происходит при при применении таких методов, как лекция-монолог (однонаправленная передача информации от учителя к ученику), чтение, демонстрация и опрос обучающихся (также однонаправленное воспроизводство информации учеником для учителя) Пассивные методы Активные методы Обучающиеся является "субъектом" обучения, выполняет творческое задания, вступает в диалог с учителем. Основные методы: творческие задания (часто-домашние), вопросы от ученика к учителю, развивающие творческое мышление. Интерактивные методы Термины "интерактивные методы", "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка ("interactive": "inter" означает "между", "меж"; "active" – от "act" – действовать, действие). Таким образом, термин "интерактивное обучение" – обучение, построенное на взаимодействии. Это и есть сущность интерактивных методов: обучение происходит во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Сущность интерактивных методов В основе интерактивных методов лежит совместное обучение или обучение во взаимодействии, суть которого выражает китайская пословица: «Скажи мне, я забываю,Покажи мне, я могу запомнить,Позволь мне сделать это,И это станет моим навсегда» Интерактивные методы: творческие задания работа в малых группах ролевые игры Общественные ресурсы Проекты Активные и интерактивные методы Обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем Займи позицию (шкала мнений) ПОПС - формула Смени позицию Дебаты Симпозиум Структура интерактивного занятия Мотивация Объявление прогнозируемых результатов Предоставление необходимой информации Интерактивное упражнение Подведение итогов Затраты учебного времени Мотивация – 5 % Объявление прогнозируемых результатов – 5 % Предоставление необходимой информации – 10 % Интерактивное упражнение – 60 % Подведение итогов – 20 % Плюсы и минусы различных методов Критерии сравнения Пассивные методы Интерактивные методы Объем информации За короткий промежуток времени можно охватить большой объем информации Небольшой объем информации требует значительного времени Глубина изучения(по Блуму) Ориентированы на уровень знания и понимания Ориентированы на все уровни познания % усвоения (согласно «Пирамиде обучения» Невысокий Высокий Контроль над процессом обучения Учитель хорошо контролирует объем и глубину преподавания, время и ход обучения. Результаты работы обучающихся предсказуемы Преподаватель имеет меньший контроль над объемом и глубиной изучения, временем и ходом обучения Результаты работы обучающихся менее предсказуемы Роль личности педагога Личные качества педагога часто остаются в тени. Он – источник знаний Педагог сильнее раскрывается перед обучающимися, выступает как лидер, организатор обучения. Роль обучающихся Пассивная; обучающиеся не принимают важных решений по поводу процесса обучения и в его ходе Активная; обучающиеся принимают важные решения по поводу процесса обучения и по ходу его Источник мотивации обучения Внешний(оценки, педагог, родители, общество) Внутренний (интерес самого обучающегося) Как преодолеть сложности использования интерактивных методов Начинайте постепенно, используя сначала простые интерактивные методы – мозговой штурм, работу в парах, малых группах и.т.д.Использование интерактивных методов не самоцель, а средство достижения атмосферы доброжелательности и сотрудничестваТщательно планируйте и разрабатывайте содержание и ход занятияИспользуйте различные приемы для привлечения и активизации внимания учащихся, грамотно распределяя роли в группах, вырабатывая критерии оценки эффективности занятия. Список литературы Гутникова А.Б., Пронькин В.Н., Элиасберг Н.И. Живое право. Занимательная энциклопедия практического права: Книга для преподавателя: Учебно-метод. пособие. – СПб.: Изд. – во С.- Петерб. ин-та права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2000.Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией С. Шехтера и Н. Воскресенского. При участии А. Иоффе и Ч. Уайта. М.: ЗАО «Учительская газета». – 1998. – стр. – 190. Второе издание.Коротаева Е.В. Директор – учитель – ученик: пути взаимодействия. М.: Сентябрь, 2000. Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательных технологий. М.: Народное образование. 2001. (Серия «Системные основания образовательной технологии)Журналы преподавание истории и обществознания в школе за 2002, 2003, 2004, 2005, 2006, 2007 год.