Презентация «Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка в начальной школе».
Реализация технологии проблемного обучения в начальной школе на уроках русского языкаСегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания…В. Ф. Шаталов Проблемное обучение-это тип развивающего обучения, в котором сочетаются самостоятельная систематическая поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Теоретические положения американскогопсихолога и педагога Джона Дьюи (1859-1952),согласно философским и психологическим воззрениям автора, мыслить человек начинает тогда, когда сталкивается с трудностями, преодоление которых имеет для него большое значение. Возникновение дидактической системы проблемного обучения в советской педагогике связывают с исследованиями:Л.В. Занкова (организация содержания и построение процесса обучения);М.А. Данилова (построение процесса обучения);М.Н. Скаткина, И. Я. Лернера (содержание и методы обучения);Т.В. Кудрявцева и А.М. Матюшкина (построение процесса научения)В.В. Давыдова и Д. Брунера (организация содержания);М.И. Махмутова (построение процесса обучения). Противоречие В процессе образования реализация технологии проблемного обучения актуальна, так как данная технология реализует компетентностный подход в педагогической деятельности, что соответствует требованиям Стандартов второго поколения. Таким образом, выявляется явное противоречие: с одной стороны применение технологии проблемного обучения вырабатывает активную позицию детей, что помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой школы, — формировать у учащихся самостоятельную познавательность, активное, творческое мышление; с другой стороны педагог способный заложить активную позицию будущих граждан испытывает затруднения реализации технологии проблемного обучения в условиях массовой школы. Профессиональная проблема Существует определённая профессиональная проблема – это не готовность педагога реализовать принципы проблемного обучения, в то время как основная масса педагогов учились в условиях традиционной парадигмы образования, и не владеют данными изменениями, а процесс самообразования зачастую не регулируется ни государством, ни региональными структурами образования, ни администрацией школы. А развитие способностей, о которых мы упоминали ранее, может осуществляться лишь в творческой самостоятельной деятельности учеников, специально организуемой учителем в процессе обучения. Образовательный результат Работая по этой теме, я пришла к выводу, что проблемное обучение целесообразно применять:- когда содержание учебного материала содержит причинно-следственные связи и зависимости и направлено на формирование понятий, законов и теорий,- когда ученики подготовлены к проблемному изучению темы и решают задачи на развитие самостоятельности мышления, формирование исследовательских умений, творческого подхода к делу,- в сочетании с традиционным изложением материала. Применение в учебном процессе проблемных ситуаций способствует: - повышению интереса к учебе;- обеспечивает развивающий эффект и мотивацию учения; оказывает влияние на повышение качества обучения по русскому языку (I четверть 2013-2014г- 43%, II четверть 2013-2014 г - 57%).- не допускает переутомления на уроке;- обеспечивает атмосферу сотрудничества учителя и ученика;- развивает речь, логическое мышление (н.б.-10%(10%); б-63%(47%); п-26%(42%);- развивает личность ребенка, его творческие способности и интерес к предметам (участие в предметных олимпиадах с10% до 32% учащихся класса);- вырабатывает активную позицию детей. Прежде чем запланировать проблемное изучение определенной темы, необходимо установить возможность и дидактическую целесообразность создания проблемных ситуаций при её изучении. При этом надо учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер (описательный материал или требующий обобщений, анализа, выводов). Большое внимание должно быть уделено выявлению внутренних условий мышления учащихся и предварительной работе. Предварительная работа: 1) выявить уровень знаний и представлений учащихся по данной теме (установить каков реальный запас их знаний и жизненный опыт, а также учесть типичные ошибки, допускаемые школьниками);2) необходимо предусмотреть, какие новые сведения понадобятся учащимся для разрешения системы проблемных ситуаций при проблемном изучении темы, а также продумать способы сообщения этих необходимых сведений;3) надо выявить интеллектуальные возможности учащихся, уровень их развития, наличие собственного мнения Приемы проблемного изложения знаний происходят на трех этапах уроков Актуализация знанийПостановка проблемы«Открытие» детьми нового знания Проблемно-диалогические методы и приемы, которые я использую на уроках русского языка. АНАЛИЗ УЧИТЕЛЬ УЧЕНИКИ -Что это? (Читает загадку о собаке) - Это собака. -Составьте с данным словом предложение. Запишем его в тетрадь. (Учитель записывает предложение так, чтобы слово «собака» не умещалось на одной строке). Наблюдают, что слово на строке не помещается. -Что же мне делать, ребята? -Надо перенести. -А что значит перенести? -Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку. Задание на новый материал. -Помогите мне перенести слово «собака». Работайте в парах. Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе. Проверка задания. -Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне). Видят варианты: Соб-ака соба-касо-ба-ка собак-а(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ) -Задание было одинаковое для всех? - Одинаковое. - А как вы его выполнили? - По-разному. (Осознание противоречия). - Почему так получилось? Что вы не знаете? - Как надо переносить слова. (Формулировка темы) Приёмы: Подводящий к теме диалог представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока.Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения.Столкнуть разные мнения учеников.Дать практическое задание, которое невозможно выполнить. На уроках объяснения предлагаются следующие задания, позволяющие ученикам самостоятельно вывести правило о том, что обозначает имя существительное. Задание 1: Сравните правый и левый столбик. Я ученик первого класса. Я первого класса.В пенале лежат ручки и карандаши. В пенале лежат.Я кладу в портфель тетради, Я кладу в портфель.учебники и пенал.Учитель задает вопросы.1. Обе ли записи слов являются предложением?2. Если нет, то почему?3. Какое слово нужно добавить, чтобы оно стало предложением?4. Выпишите пропущенные имена существительные, задавая им вопрос.Вывод: слова, обозначающие предмет, отвечающие на вопросы кто? что? называются именами существительными. Уроки закрепления по данной теме призваны решать задачи по умению выделять имена существительные от других частей речи. На этапе закрепления основным средством создания проблемной ситуации служит интеграция вопросов и практических методов, позволяющих найти инвариантное решение поставленной задачи. Задание 1. Из данных слов выпишите существительные.Холодно, смелый, нос, радость, кошка, сорока, воробей.Задание 2.1. Рассмотрите картинки:2. Задайте вопрос к верхним картинкам.3.Задайте вопрос к нижним картинкам.4. Чем эти слова отличаются друг от друга.Задание 3. Выпишите имена собственные:Фамилия Сидоров. Озеро Байкал. Гора Эльбрус. Пустыня Сахара. Река Ока. Озеро Байкал. Проверкой осуществляется контроль за прочностью усвоения полученных знаний, также за сформированностью грамматических умений и навыков. Ведущим средством проблемности на данном этапе является задание в виде текстов, где не только нужно выбрать правильный ответ, но и его обосновать. Задание 1. Подчеркните в тексте имена существительные и объясните ваш выбор.Шёл сильный снег. Дороги замело. Выглянуло солнце и снег перестал.Задание 2. Что такое имя существительное: Придумайте по 5 существительных на тему природы, школы, посуды.Задание 3. Одной чертой подчеркните имена существительные, а двумя собственные имена существительные.От аллеи идет тропинка. Оля ушла с тетей Лизой. Пришло письмо от бабушки. Формирование понятия одушевленности. Для достижения новых образовательных результатов необходимы изменения условий: - кадровые изменения: обучение педагогов (курсы повышения квалификации с практическими занятиями на базе школ, обмен опытом педагогов, создание банка научно-методических идей, научно-методические объединения и т.д.), введение в штат единицы, для отслеживания изменений нормативно-правовых документов- нормативно-правовые изменения: создание банка нормативно-правовых документов;- материально-технические: ноутбуки или нетбуки (из расчета 1 на 2 учащихся), постоянный выход в интернет, дидактические игры, тематические карточки для работы в группах, наборы тематических картинок и т.д.