Презентация Белки строение и функции 10 кл книга Сухорукова


Проверяем домашнее задание в форме ЕГЭ Эти продукты содержат большое количество органических веществ -- это … Тема урока: Белки: строение и функции.
ppt_y Цель:1. Узнать историю открытия белков.2. Познакомиться со строение и разновидностями белков, процессами де- и ренатурации, функциями белков.3. Значение белков для человека.
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y
ppt_y Задачи урока:продолжить расширение и углубление знаний учащихся о важнейших органических веществах клетки на основе изучения строения и функции белков; сформировать понятия «белки или протеины», «аминокислоты», «денатурация»; показать важнейшую роль белков в органическом мире; развивать у учащихся умения и навыки индивидуальной и групповой работы,формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы; создать условия для развития познавательного интереса к предмету; воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в паре. Введение.Ф. Энгельс1820-1895 г.г.Белки - это природные органические соединения, которые обеспечивают все жизненные процессы любого организма.«Жизнь – это способ существования белковых тел».Опираясь на достижения современного ему естествознания, Ф.Энгельс заложил научные философско-теоретические основы представлений о жизни и белке как о ее самом существенном “носителе” и “определителе”. Правильность теории Ф.Энгельса полностью подтверждается современной биологической химией, молекулярной биологией и биофизикой, располагающими более разносторонними экспериментальными данными, как о химическом строении белков, так и об их роли и значении в жизнедеятельности.

История открытия. Свое название белки получили от яичного белка, который с незапамятных времен использовался человеком как составная часть пищи. Согласно описаниям Плиния Старшего, уже в Древнем Риме яичный белок применялся и как лечебное средство. Однако подлинная история белковых веществ начинается тогда, когда появляются первые сведения о свойствах белков как химических соединений (свертываемость при нагревании, разложение кислотами и крепкими щелочами и т. п.).

style.rotation
style.rotation К началу XIX столетия появляются первые работы по химическому изучению белков. Уже в 1803 г. Дж. Дальтон дает первые формулы белков - альбумина и желатина - как веществ, содержащих азот. В 1810 г. Ж. Гей-Люссак проводит химические анализы белков - фибрина крови, казеина и отмечает сходство их элементного состава.Решающее значение для понимания химической природы белков имело выделение при их гидролизе аминокислот. Первой открытой аминокислотой был, видимо, аспарагин, выделенный Л. Вокленом из сока спаржи Asparagus (1806). В это же время Ж. Пруст получил лейцин при разложении сыра и творога. Затем из продуктов гидролиза белка были выделены многие другие аминокислоты.

Открытие аминокислот в составе белка.АминокислотагодисточникКто впервые выделилГлицин1820желатинаА. БраконноТирозин1848КазеинФ.БоппСерин1865ШелкЭ. КрамерГлутаминовая кислота1866Растительные белкиГ. РиттхаузенЛизин1895КазеинЭ. ДрексельЦистин1899Вещество рогаК. МернерТриптофан1902КазеинФ. Гопкинс, Д.КолИзолейцин1904фибринФ. ЭрлихТреонин1925Белки овсаС.Шрайвер
Структура белков. Белки – это сложные органические вещества, выполняющие в клетке важные функции. Они представляют собой гигантские полимерные молекулы, мономерами которых являются аминокислоты. У каждой аминокислоты имеется карбоксильная группа (-СООН) и аминогруппа (-NH2). Наличие в одной молекуле кислотной и основной групп обусловливает их высокую реактивность. Между соединившимися аминокислотами возникает химическая связь, называемая пептидной, а образовавшееся соединение нескольких аминокислот называют пептидом. В природе известно более 150 различных аминокислот, но в построении белков живых организмов обычно участвуют только 20. Незаменимыми для человека являются - валин, лейцин, изолейцин, фенилаланин, метионин, триптофан,треонин, лизин.
style.rotation
style.rotation


Пространственная структура белка.Молекулы белков могут образовывать не только первичную структуру, но и вторичную, третичную и четвертичную.

Вторичная представляет спираль с водородными связями.Первичная структура белка обусловлена пептидными связями.Третичная- более тугая, спираль с сульфидными связями - глобула. Белки начинают выполнять свои функции.Четвертичная - объединяет несколько глобул (гемоглобин).




Денатурация зависит:1)от времени воздействия2)от природы белка3)от силы действующего фактораВоздействующие факторы: а) повышение температурыб) радиацияв) щелочь и кислотыг) тяжёлые металлыд) спирте) давлениеСвойства белков.Денатурация - разрушение структуры белка.Ренатурация - процесс восстановления структуры белка.






Функции белков.Строительная – белки являются составной частью всех частей организма. Ферментативная – белки ускоряют течение всех химических реакций, необходимых для жизни организма.Двигательная – белки обеспечивают сокращение мышечных волокон, движение ресничек и жгутиков, перемещение хромосом при делении клетки, движение органов растения.Транспортная – белки переносят различные вещества внутри организма.Энергетическая – расщепление белка служит источником энергии для организмов.Защитная – белки распознают и уничтожают опасные для организма вещества и др.Сигнальная – реакция на изменение физических, химических факторов.Регуляторная – белки-гормоны оказывают влияние на обмен веществ.




Практическая работа.1. Денатурация белков спиртом.Цель: рассмотреть процесс денатурации белка.Оборудование:Раствор белка, пробирка, спирт.Наливаю в пробирку 1 мл раствора белка куриного яйца.Добавляем несколько капель этилового спирта.Вывод: при взаимодействии белка со спиртом наблюдаем выпадение нерастворимого осадка, значит происходит денатурация белка.
2. Доказательства функционирования белков как биокатализаторов.Цель: доказать каталитическое действие белков – ферментов, показать их высокую специфичность, а также наивысшую активность в физиологической среде.Оборудование:Чаша Петри, накрахмаленная ткань, раствор сахарозы, 1% раствор йода в йодиде калия, ватная палочка.Вывод: Амилаза слюны расщепляет крахмал на глюкозу, глюкоза синего окрашивания с йодом не дает, поэтому на ткани наблюдаем рисунок из белых полос. Что нового узнали на уроке? § 4, допматериал читать, отвечать на вопросы (ВСЕМ!)СообщениеФерменты и их роль.