Презентация Обновление профессиональной деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС


Реализация управленческого проекта «Обновление содержания профессиональной деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС» Самое полезное в жизни – это собственный опыт. В. Скотт Основные черты нового образования ЛОО – личностно-ориентированное образование (общепринятый термин в педагогике)СОПП – субъектно-ориентированный тип педагогического процесса (термин педагогической технологии)Открытое образование (философский термин, отражающий социальные аспекты современного образования) Выпускник – самоорганизованная личность, субъект собственной деятельности «Стандарт должен быть положен  в основу деятельности: работников образования, разрабатывающих основные образовательные программы основного общего образования  с учетом особенностей развития региона Российской Федерации, образовательного учреждения, запросов участников образовательного процесса…» Актуальность проекта необходимость обновления содержания профессиональной деятельности учителя в условиях внедрения ФГОС; необходимость создания новой системы методической поддержки педагога для обновления содержания его деятельности. Цель проекта: разработка и апробация системы методического сопровождения педагога в условиях внедрения ФГОС. Задачи: Создать рабочую группу проекта.Проанализировать кадровый потенциал.Разработать и апробировать систему мероприятий по освоению логики ФГОС педагогами гимназии. Обобщить результаты апробации и скорректировать систему в соответствии с рисками. Планирование деятельности по реализации проекта ФГОС НОО ФГОС ООО I этап Подготовительный 2010 2012 II этап Организационно-деятельностный 2010-2011 2012-2013 III этап Обобщающий 2011 2013 Общая задача введения ФГОС Задача MIN (формальная) Задача MAX (по существу) Для администрации Написать основную образовательную программу (ООП) Разработать и запустить ООП, опирающуюся на реальные возможности и особенности гимназии Для учителя Написать рабочую программу по своему предмету Строить процесс обучения, направленный на достижение образовательных результатов ФГОС Подготовительный этап Анализ кадрового потенциала.Формирование рабочей группы по реализации проекта.Приведение в соответствие с требованиями ФГОС должностных инструкций учителя, психолога, зам. директора по УВР и ВР и др. Подготовительный этап Анализ кадрового потенциала.Формирование рабочей группы по реализации проекта.Приведение в соответствие с требованиями ФГОС должностные инструкции учителя, психолога, зам. директора и др. Подготовительный этап:что должен изучить педагог? Нормативная база перехода общеобразовательных учреждений на ФГОС ООО Конституция Российской Федерации; ФЗ «Об образовании» Российской Федерации ;ФЗ от 01.12.2007 №309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта»;Постановление Правительства от 24.02.2009 г. №142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения ФГОС»;приказ министерства образования Оренбургской области об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Оренбургской области на 2011-2015 годы;ФГОС ООО;примерная основная образовательная программа ОООи др. Учебно-методическое обеспечение ФГОС standart.edu.ru Подготовительный этап:что должен уяснить педагог? Понятийно-терминологический аппарат ФГОС, ведущие идеи, принципы, методологический подходы, другое Подготовительный этап:что должен освоить педагог? Технологии системно - деятельностного подхода, который является методологической основой ФГОС второго поколения, технологии формирования УУД, методы оценивания результатов образования и другое. Подготовительный этап:что должны разработать? Основную образовательную программу основного общего образования,рабочие программы по предметам; систему внеурочной деятельности, систему контроля планируемых результатов, измерители (инструментарий), критерии оценочных процедур и другое. Организационно-деятельностный этап: I линия 1. Персонифицированные и командные модели повышения квалификации. 2. Внутришкольная система повышения квалификации. 3. Обязательность подтверждения соответствия занимаемой должности. 4. Новая система аттестации педагогов. 5. Сетевые сообщества учителей и конструктивное использование их потенциала. 6. Взаимодействие с учреждениями профессионального педагогического образования. Повышение квалификации 2011-2012 Место Название курсов АПКиППРО, г.Москва Деятельность педагогических коллективов школ по реализации ФГОС ООО Челябинский ИПК Современный образовательный менеджмент. Государственно-общественный характер управления образованием ИПКиППРО ОГПУ Управление введением ФГОС ООО ФГОС ООО: идеология, содержание, технологии внедрения Преподавание истории и обществознания в соответствии с ФГОС ООО Современные технологии обучения естественно-научным дисциплинам в соответствии с ФГОС ООО Повышение квалификации 2012-2013 В декабре 2012 года реализовано право каждого педагога на прохождение повышения квалификации по вопросам введения ФГОС через командно-персонифицированную модель повышения квалификации: организовано командное обучение 30 педагогов Организационно-деятельностный этап: I линия ФГОС НООI цикл1. Научно-методический семинар (октябрь 2010) «ФГОС как система трех требований».2. Педагогический совет (ноябрь 2010) «Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения как новый социально-педагогический феномен». Организационно-деятельностный этап: I линия ФГОС НООII цикл1. Научно-методический семинар (декабрь 2010) «ФГОС: базовые национальные ценности».2. Педагогический совет (январь 2011) «ФГОС как основа духовно – нравственного развития и воспитания учащихся». Организационно-деятельностный этап: I линия ФГОС НООIII цикл1. Методическое совещание (февраль 2011). «Коммуникативная компетентность учителя как условие реализации образовательного стандарта второго поколения».2. Цикл открытых уроков.3. Педагогический совет (ноябрь 2011). «Освоение логики ФГОС второго поколения как ресурс развития образовательного пространства гимназии». Цикл открытых уроков, октябрь 2011 Учитель Тема Проблема 1Г Буква Й и звук [й] Рефлексия 1В Значение воды на Земле Развитие навыков сотрудничества 2А Family Формирование коммуникативных УУД (построение речевых высказываний) 1Б Число и цифра 7 Формирование познавательных УУД (поиск и выделение необходимой информации) Циклы открытых уроков Октябрь 2012 Февраль 2013 2 а,б,в,г; 3а; 5а 1а,б,в; 5а Заседания методических объединений Изучение предметов учебного плана в условиях введения ФГОС ООО: вариативность, активные формы и методы обучения, применение ИКТ. Новые технологии: плюсы и минусы. Мастер-класс. Заседания педагогического совета Ноябрь 2012 Март 2013 Новые образовательные стандарты как инструмент модернизации гимназического образования Современный урок. От идеи до реализации Цикл открытых уроков «Формирование универсальных учебных действий и метапредаметных умений гимназиста», начальная школа 3а математика Задачи на кратное сравнение 09.10.2012, 3 урок, к.2303 2а Русский язык Показатели мягкости согласных. Роль Ь. 10.10.2012, 3 урок, к.2304 2в Окружающий мир Тела и вещества 10.10.2012, 4 урок, к.2306 2б Математика Классификация треугольников по видам углов 11.10.2012, 2 урок, к.2305 2г Литературное чтение В.А. Осеева «Три товарища», И.П. Токмакова «Я могу» 12.10.2012, 1 урок, к.2104 Цикл открытых уроков «Формирование универсальных учебных действий и метапредаметных умений гимназиста», экспериментальный 5а класс ФИО учителя предмет тема Дата, время и место Кожанова Н.В. математика Сложение натуральных чисел 19.10.2012, 1 урок, к.313 Николенко О.А. биология Живые царства. Бактерии. 25.10.2012, 5 урок, к.201 Беляшова Е.А. ИЗО Народная праздничная одежда 25.10.2012, 6 урок, к.217 Ленточная диаграмма Гантта для планирования методического сопровождения введения ФГОС ООО Под-проек-ты Пакеты работ Годы и месяцы 2012 год 2013 год 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 … 1............. 2............. 3............. 4............. 5............. 6............. 7............. 8............. Подпроекты I линии организационно-деятельностного этапа организация деятельности учебных кабинетов по формированию методической копилки мультимедийных средств обучения, участие в мероприятиях различных уровней по распространению передового педагогического опыта;работа по диссеминации передового педагогического опыта реализации ФГОС ООО;аттестация педагогов;сетевое взаимодействиеи др. II линия - проектная технология Проектно-технологический тип организационной культуры - единый процесс деятельности разбивается на отдельные завершенные циклы, которые называются проектами. Введение новшеств с помощью проектных технологий обеспечивается аналитической работой команды исполнителей и ее поэтапным осуществлением.Проект - целенаправленное создание или изменение некоторой системы, ограниченное во времени и ресурсах и имеющее специфическую организацию. В проектной технологии работа выполняется по частям. СТРУКТУРА ПРОЕКТОВ1. АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ: ОБОСНОВАТЬ АКТУАЛЬНОСТЬ ВВОДИМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ФГОС.2. ЦЕЛИ ПРОЕКТА: ПЕРЕЧИСЛИТЬ, КАКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ БУДУТ ПОЛУЧЕНЫ ВСЛЕДСТВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.3. ЗАМЫСЕЛ ПРОЕКТА: РАСКРЫТЬ СУЩНОСТЬ ВВОДИМЫХ НОВШЕСТВ И СВЯЗЕЙ МЕЖДУ НИМИ.4. РАБОТЫ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ В РАМКАХ ПРОЕКТА: ПРЕДСТАВИТЬ СТРУКТУРУ РАБОТ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЫПОЛНЕНЫ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ НОВШЕСТВ. УКАЗАТЬ КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ.5. ГРАФИК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ: РАСПРЕДЕЛИТЬ РАБОТЫ ВО ВРЕМЕНИ И МЕЖДУ ЧЛЕНАМИ ПРОЕКТНОЙ ГРУППЫ. Организационно-деятельностный этап: II линия Портфель проектов: набор проектов, реализуемый организацией в условиях ресурсных ограничений и обеспечивающий достижение ее стратегических целей; дает возможность менять очередность реализации проектов и приступать к реализации портфеля при минимальном количестве ресурсов. Отдельные проекты по разработке основной образовательной программы основного общего образования,рабочих программ по предметам; системы внеурочной деятельности, системы контроля планируемых результатов, измерителей (инструментария), критериев оценочных процедур. Организационно-деятельностный этап: II линия Руководитель проекта – физическое лицо, которому делегируются полномочия по руководству всеми работами по осуществлению проекта: планированию, контролю и координации работ всех участников проекта. Команда проекта – специфическая организационная структура, совокупность отдельных лиц, привлеченных к выполнению работ проекта и ответственных перед руководителем проекта за их выполнение. Главная задача команды проекта – выполнение работ по проекту, осуществление функций координации действий и согласование интересов всех участников проекта для достижения целей проекта. № Единичные проекты Сроки Руководители проектов Ожидаемыерезультаты Начало Окончание План-график реализации портфеля проектов введения ФГОС ООО Основные методы работы команды оперативные заседания, круглые столы, дискуссии, мозговые штурмы, творческие отчеты, презентации результатов проектных работ; совместные заседания команд по согласованию выполняемых ими работ;индивидуальная работа членов команды; работа в микрогруппах по 2-3 человека. Организационно-деятельностный этап I линия II линия Повышение квалификации педагогов Портфель проектов по разработке основополагающих программ и документов Внутригимназическая система Командно-персонифицированная модель ПРОЕКТ ПРОЕКТ ПРОЕКТ ПРОЕКТ СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМ СОПРОТИВЛЕНИЕ – скрытое противодействие новому.ПРИЧИНЫ: тревожность, нежелание тратить дополнительные усилия, инновационная усталость, невидение проблем, убежденность в том, что результаты уже достигнуты, неуверенность в себе или в пользе новшества, непонимание разницы, трудности перестройки, большие затраты.ФОРМЫ СОПРОТИВЛЕНИЯ ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ВНЕДРЕНИЕОТЧЕТНОЕ ВНЕДРЕНИЕ ВЕЧНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТПОЭЛЕМЕНТНОЕ ВНЕДРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯМ РЕЗУЛЬТАТ: затухание, остановка инновационного процесса, фильтрация новшества (изменение сущности).ФИЛЬТРЫ: профессиональное сообщество, массовое сознание, эффективное управление. Спасибо за внимание!