Презентация по истории искусства Искусство Индии (раздел Искусство стран востока)


ИСТОРИЯ ИСКУССТВА СТРАН ВОСТОКАИСКУССТВО ИНДИИ Пути исторического развития Индии отличаются от европейских путей. Индия не знала эпохи, подобной Возрождению в странах Европы. Средневековье затянулось до середины XVIII в. Искусство взаимосвязано было с с ремеслами, фольклором и мифологией, религией.Образы индийских богов и божеств были основой художественной культуры Индии. ПЕРИОДЫ ИСКУССТВА ДРЕВНЕЙ ИНДИИ : 1. Ведический (II – I тыс. до н.э.)2. Средневековый:Ранее средневековье- VII – XII века(доисламский период)Позднее средневековье - XIII – XVIII века Искусство Индии ведического периода ВЕРОВАНИЯВедическая религия и Индуизм: Священные тексты: «Веды», поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна». Основные положения: вера в переселение душ и закон кармы. По их представлениям, тело смертно, а душа вечна; после смерти тела она переселяется в другое тело, а вот какое — зависит от поведения человека в прошлой жизни. Понятие «карма» («поступок») означает и «поведение», и «воздаяние». Боги: Брахма, Шива, Вишну. Они часто изображаются вместе, стоящими рядом, или со сросшимися телами и тремя ликами, или с телами, как бы вырастающими одно из другого. Кришна и Рама как воплощения Вишну. 2. Буддизм Основатель учения — Будда «Просветленный» Основные положения учения: смысл человеческого существования в том, чтобы достичь нирваны. Нирвана — это жизнь в абсолютно ином качестве: жизнь духа, совершенно свободного от желаний и внешнего мира. В буддизм из индуизма перешли вера в переселение душ и учение о карме. Город Мохенджо-Даро - центр Хараппской цивилизации (3-е тыс. до н.э. )В тщательно спланированных городских районах из обожженного кирпича были сложены удобные жилые дома высотой не менее двух этажей.«Большая купальня»Реконструкция СТУПА - буддистское сооружение в виде полусферы, служащее изначально для хранения останков Будды.Ступа Мохенджо-Даро Большая ступа в Санчи (III в. до н.э.) Полусферический купол символизирует небесный свод, надстройка с квадратным основанием в форме балкончика на вершине купола - священную гору Меру. Через все здание храма, сверху донизу, проходит стержень — ось мира. Вокруг этого рукотворного мира возвышается стена.Через ворота в святилище входили торжественные процессии для совершения священного обряда, который заключался в обходе вокруг ступы и восхождении на верхнюю часть платформы. Ворота ограды Большой ступы (торана) На рельефах можно видеть фантастические образы птиц, слонов, летающих львов из буддийских вероучений и мифов. На барельефах показаны эпизоды из прошлых жизней Будды. ЧАЙТЬИ - пещерные храмы в горных районах. Центральный коридор отделен от боковых рядами колонн со скульптурными капителями. В дальнем конце молитвенного зала возвышается ступа.ВИХАРЫ – горные монастыри.Чайтья в КарлиФото и план Наружный фасад чайтьи в Карли украшают скульптурные рельефы с мужскими и женскими фигурами. Пары, изображенные на фасаде чайтьи , олицетворяют и два идеала красоты, и два начала в природе — мужское и женское.
Скальный индуистский храм Дхумар Лена (конец VI в. н.э.) Его охраняют каменные львы и слоны, олицетворяющие власть бога Шивы. Всех входящих в храм приветствуют статуя богини реки Ямуны и скульптура сидящего в позе благославления Шивы. Внутреннее пространство храма поделено на части с помощью четырех рядов массивных колонн, увенчанных резными тяжеловесными капителями округлой формы. Буддийский религиозный комплекс в пещерах Аджанты (Период правления династии Гуптов IV-VI вв.) Комплекс включает 29 пещер, пять из которых храмы, а остальные монастыри. Все они соединены широкой тропой. Древние монастыри были университетами, где обучались монахи, и центрами паломничества. Росписи АджантыНа стенах 16 пещер до сих пор видны живописные изображения богов, правителей, принцесс, служанок, танцовщиц, музыкантов, нищих, цветущих растений и различных животных; сюжеты - картины быта, рыночная торговля, дворцовые увеселения. Рассказы о Будде воплощались индийскими художниками в образах и сценах из реальной жизни.Росписи воспринимаются как яркое повествование об Индии, как гимн красоте и радости.Использование в росписях орнамента из цветов, листьев, плодов в сочетании с изображениями птиц и животных.Перспектива в росписях не передается. СКУЛЬПТУРА Резные печати из Мохенджо-ДароПоказаны сцены жертвоприношений богам, священным животным и растениям, изображения рогатого быка, сидящего на троне или на земле в позе лотоса. Между рогами быка зажато дерево; его окружают тигр, носорог, зебу, слон, бык с тремя головами. Терракотовые статуэтки Богини Матери из Мохенджо-Даро Голова одной из таких статуэток увенчана пышным головным убором с двумя чашами. Следы сажи, найденные в этих чашах, дают основания предполагать, что в них жгли масла или благовония. Подобные фигурки, сделанные из глины, дерева, бронзы, до сих пор являются неотъемлемой частью домашних религиозных обрядов в индуистских семьях. Львиная капитель колонны Ашоки в Сарнатхе(600 - 100 гг. до н.э.) Канонизированный образ Будды в рельефах, скульптурах, фрескахв образе человека: стоящим, идущим, сидящим на лотосовом троне в позе лотоса и лежащим на одре смерти. Стоящий или идущий Будда обязательно обращен лицом к зрителям. Он одет в ниспадающие мягкими складками одежды. Особенности: удлиненные мочки ушей - знак благородного происхождения, ушниша - выступ на темени - символ божественной мудрости, урна - родимое пятно на лбу, третий глаз - знак духовного превосходства, миндалевидные глаза, губы - лепестки лотоса. Бронзовые скульптуры бодхисатв – наставниковдостигших высшего духовного совершенства, исполненные по всем канонам. Искусство средневековой Индии Доисламский периодВ эту эпоху буддийская идея отшельничества ушла в прошлое. Государство Гуптов пала под ударами кочевых племён – гуннов. Страна распалась на множество мелких княжеств, правители которых были озабочены сохранением древних духовных традиций. Глобальные представления о мироздании, свойственные буддизму, отошли в прошлое. Возрождается брахманизм, но уже в изменённом виде, где объединились старинные мифологические верования (почитание священных животных), перерождение душ (санатра) и представления о законе воздаяния (карма). Обновлённая религия получила название ИНДУИЗМ. Храм Шивы на острове Элефанта (VII в.) Монументальное изображение трехликого Шивы из пещерного храма на острове Элефанта «Шива с женой Парвати» Рельеф с танцующим многоруким Шивой Храмы в Эллоре 34 пещерных храма: 22 храма Эллоры являются индуистскими, а 12 - буддийскими.Храм Кайласанатха в Эллоре (VIII в.).К IX в. трудоемкая техника вырубания храма из скалы была заменена строительством из тесаного камня (известняка, песчаника, мрамора, гранита). Каменные блоки скреплялись деревянными клиньями или металлическими скобами. В постройках использовали сочетание камня с деревом и кирпичом.В середине храма высятся монументальные изваяния слонов и львов высотой около трех метров, эти изваяния отражают индийский миф о том, что весь мир стоит на трех слонах. Храм Кайласанатха в Эллоре Храм Кандарья Махадева в КхаджурахоСеверный тип построек отличался мягкими криволинейными, словно набухающими очертаниями башен, заканчивающихся символическим кольцом наверху. Храм Парашурамешвара в Бхубанешваре (VIII) Храм Махабодхи в Бодхгайе (VIII) Храм РамешвараФасады храма Рамешвара украшают четыре колонны и две полуколонны с покрытыми сложной резьбой капителями и большими женскими фигурами-кариатидами, расположенными по обе стороны колонн. Храмовый ансамбль в Махабалипураме (VII в.) включает в себя центральный Прибрежный храм Шивы, пять маленьких скальных храмов - ратх, несколько пещерных храмов. Прибрежный храм Шивы в Махабалипураме Скальные храмы в Махабалипураме (VII в.) Рельеф «Нисхождение Ганги» в Махабалипураме Храм бога солнца Сурьи (XIII в.) Европейские моряки издавна прозвали его Черной пагодой: одиноко поднимающийся на пустынном берегу каменный колосс служил им ориентиром в плавании. Фантастическое здание храма солнца когда-то украшала башня 60-метровой высоты. Сегодня от нее осталась лишь груда развалин. Искусство Индии исламского периода После завоевания Индии мусульманами возникли крупные централизованные государства.Иноземные правители способствовали проникновению в Индию новой религии — ислама, ставшей вскоре государственной и оказавшей значительное воздействие на все виды искусства. Однако на юге страны, не подвергавшемся завоеваниям, продолжали развиваться местные культы.Ислам запрещал изображать людей в культовых зданиях. Это внесло существенные перемены в прежнюю систему взаимодействия архитектуры и скульптуры. Четкий геометрический и растительный орнамент заменил скульптуру в храмах. Вместе с тем новые архитектурные традиции приобрели и свои местные особенности: применение сочетаний разных сортов камня, возведение храмов на платформе, украшение по углам шлемовидными куполами. Минарет Кутб-Минар в ДелиВ результате слияния традиций двух культур возникает индо-исламский стиль, в котором соединилась традиционная для минарета строгая форма с пластикой ребристых полуколонн, по-индийски богатых и нарядных. Мавзолей Тадж-Махал (материал – белый мрамор) создан в память о любимой жене правителя Шаха – Джейхана. Крепости-форты Дели и АгрыВ обоих случаях комплекс общественных построек, расположенный среди парков и цветников, был обнесен стеной с башнями. Дворец Ветра (Хава-Махал) (1699 г. )В нем применена оригинальная система выступающих окон, улавливающих ветер и делающих помещения прохладными. Композиция окон и этажей придает сооружению удивительную пластическую выразительность. Храм Минакши (Большой храма) в Мадурае (XVII в.)посвящен обручению принцессы Минакши с богом Шивой Презентация составлена по учебнику История изобразительного искусства. В 2-х т.  Сокольникова Н.М.Презентацию выполнил преподаватель ДШИ Голикова Д.Н. п.Солнечный, ХМАО