Доклад-презентация Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ
Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей с ОВЗ. Бочарникова Екатерина Юрьевнаучитель начальных классоввысшая категорияКГКОУ Школа №1 Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям.В. Ф. Одоевский Технология - совокупность приемов и способов получения, обработки и переработки сырья и материалов. Педагогическая технология - это "не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов". «Педагогическая технология – система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к запланированным результатам». Г. К. Селевко Основными критериями технологичности являются:● концептуальность (опора на определенную научную концепцию); ● системность (логика процесса, взаимосвязь всех частей);● управляемость (диагностическое целеполагание, проектирование процесса обучения, поэтапная диагностика, коррекция учебного процесса);● эффективность (эффективность по результатам; оптимальность по затратам; гарантированность достижения определенного стандарта обучения);● воспроизводимость (возможность применения другими). Принципы современных педагогических технологий (Карл Ван Парререн)-вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности; -учить диалогично; -учить диагностично; -разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи; обеспечивать учебное содержание на разнородных уровнях (материальный, перцептивный, умственный); -обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства; -обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей; -учитывать способность к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса; -обеспечивать набор заданий для группы перед тем, как учащиеся начнут работать самостоятельно;-стимулировать инициативу и творчество учащихся; -способствовать действительному формированию субъективности учащихся; -обеспечивать условия для климата в классе, ведущего к формированию социально интегрированной личности учащегося. Педагогическая технология - это набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений и навыков и отношений с поставленными целями. Цели должны быть конкретны и измеримы; операции воспроизводимы (вероятность реализации технологии отдельным субъектом должна быть высокой, чтобы любой педагог мог овладеть этим набором операций и успешно их использовать); операции должны иметь законченный процесс по достижению цели, субъективизм учителя должен быть сведен к минимуму. В то же время свобода педагога возможна и необходима в диапазоне действий, которые приводят к достижению целей. Педагогические технологии могут быть классифицированы следующим образом: *технологии обучения *воспитания *развития *диагностикиРазновидностью технологий обучения, воспитания, развития могут быть технологии *по коррекции (исправлению) *профилактике (предупреждению) *терапии (лечению) *реабилитации (восстановлению) При рассмотрении педагогического аспекта технологии обучения необходимо определить: - цели обучения и воспитания - набор операций по достижению этих целей - психологические характеристики педагогов, реализующих эти цели - психологические характеристики учащихся, участвующих в учебном процессе - средства, используемые при выполнении определенных учебных операций - принципы обучения, согласно которым конструируются цели обучения, подбираются и реализуются операции по достижению поставленных целей 1. Определение приоритетных целей, их соотнесенность с конечным результатом (цель над средством, а не наоборот).2. Моделирование педагогического процесса (действия, операции, их систематизация, упорядочивание, определение методического обеспечения, арсенала педагогических средств).3. Проектирование желаемого результата.4. Отбор наиболее значимого материала, его структурирование.5. Система диагностических методов (текущий, рубежный, итоговый, операциональный, промежуточный контроль). Оценка эффективности.6. Система коррекционных мер.7. Мотивация учащихся.8. Обязательное последовательное выполнение всех этапов. Условия эффективности использования педагогических технологий на занятиях Г.К. Селевко выделяет следующие группы технологий: - педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса - на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся - на основе эффективности управления и организации учебного процесса - на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала - частнопредметные педагогические технологии - альтернативные технологии - природосообразные технологии - технологии развивающего обучения - педагогические технологии авторских школ - современное традиционное обучение По типу организации и управления познавательной деятельностью В. П. Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий):Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть: *разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся) *цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем)* рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным)*ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств) Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В. П. Беспалько ):-классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное)-обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное)-система "консультант" (разомкнутое, направленное, ручное)-обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа -система "малых групп" (цикличное, рассеянное, ручное) - групповые, дифференцированные способы обучения-компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное)-система "репетитор" (цикличное, направленное, ручное) ~ индивидуальное обучение-"программное обучение" (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых: *авторитарные технологии*дидактоцентрические технологии *личностно-ориентированные технологии *гуманно-личностные технологии *технологии сотрудничества *технологии свободного воспитания *эзотерические технологии По категории обучающихся наиболее важными и оригинальными являются:*массовая (традиционная) школьная технология, рассчитанная на усредненного ученика*технологии продвинутого уровня (углубленного изучения предметов, гимназического, лицейского, специального образования и др.)*технологии компенсирующего обучения (педагогической коррекции, поддержки, выравнивания и т. п.)*различные виктимологические технологии (сурдо-, орто-, тифло-, олигофренопедагогика) *технологии работы с отклоняющимися (трудными и одаренными) детьми в рамках массовой школы Современный этап педагогической практики - это переход от информационно-объяснительной технологии обучения к деятельностно-развивающей, формирующей широкий спектр личностных качеств ребенка. Важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся. Стремясь развить индивидуальность, рассматриваемая технология не выделяет ни одной из перечисленных групп качеств, ориентируется на всестороннее их развитие. С этой точки зрения развивающее обучение правильно было бы назвать развивающей педагогикой, или педагогикой развития. Л.С. Выготский писал: "Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского актуального развития". Он выделял два уровня в развитии ребенка: 1) зона актуального развития - уже сформировавшиеся качества и то, что ребенок может делать самостоятельно 2) зона ближайшего развития - те виды деятельности, которые ребенок пока еще не в состоянии самостоятельно выполнить, но с которыми может справиться с помощью взрослых Технология личностно-ориентированного развивающего обучения Якиманской И.С. -личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности-образовательный процесс личностно-ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и субъектный опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении. Значимыми становятся те составляющие, которые развивают индивидуальность ученика, создают все необходимые условия для его саморазвития, самовыражения Основные позиции личностно-ориентированного обучения: -содержание образования, его средства и методы подбираются и организуются так, чтобы ученик мог проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме-критериальная база личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определенного интеллекта (его свойства, качества, характер проявлений) При организации обучения по данной технологии автор предлагает прежде всего исходить из следующих целевых установок: развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка максимально выявить, инициировать, использовать, "окультурить" индивидуальный (субъективный) опыт ребенка помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться, а не формировать заранее заданные свойства Преподавание в системе рассматриваемой технологии опирается на следующие гипотезы: ученик не становится субъектом обучения, а им изначально является как носитель субъектного опыта учение есть не прямая производная от обучения, а самостоятельный, индивидуальный, личностно значимый, а потому очень действенный источник развития "вектор развития" строится от ученика к определению индивидуальных педагогических воздействий, способствующих его развитию ученик ценен воспроизводством не столько общественного, сколько индивидуального опыта и развития на его основе Основные требования к разработке дидактического обеспечения личностно ориентированного развивающего процесса: учебный материал (характер его предъявления) должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика в ходе обучения необходимо постоянно согласовывать опыт ученика с научным содержанием задаваемых знаний учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала при введении знаний о приемах выполнения учебных действий необходимо выделять общелогические и специфические предметные приемы учебной работы с учетом их функций в личностном развитии необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал образовательный материал должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности Позиция учителя в технологии личностно ориентированного обучения: инициирование субъектного опыта ученика; развитие индивидуальности каждого ребенка; признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека. Позиция ученика: свободный выбор элементов учебно-воспитательного процесса; самопознание, самоопределение, самореализация. В свете этих требований рассматривается и подход к содержанию образования, учебным программам, уроку (как основному элементу образовательного процесса), другим формам познавательной деятельности, при этом основным принципом является вариативность, позволяющая проявить ребенку свою индивидуальность, а педагогу создать условия для ее поддержки. Природосообразные технологии. Технология саморазвития М. Монтессори. Природосообразность - педагогический принцип, согласно которому учитель в своей деятельности руководствуется факторами естественного, природного развития ребенка. К природосообразным технологиям в первую очередь относится технология саморазвития М. Монтессори. При разработке своей технологии М. Монтессори исходила из следующих целей: - всестороннее развитие ребенка; - воспитание самостоятельности; - соединение в сознании ребенка предметного мира и мыслительной деятельности. Концептуальные положения технологии саморазвития. 1. Обучение должно проходить совершенно естественно в соответствии с развитием - ребенок сам себя развивает. 2. Обращение ребенка к учителю: " Помоги мне это сделать самому", - девиз педагогики Монтессори. 3. Вся жизнь ребенка - от рождения до гражданской зрелости - есть развитие его независимости и самостоятельности. 4. Учет сензитивности и спонтанности развития. 5. Единство индивидуального и социального развития. 6. В разуме нет ничего такого, чего прежде не было бы в чувствах. 7. Сущность разума в упорядочении и сопоставлении. 8. Отказ от миссии обучать детей; вместо обучения предоставить им условия для самостоятельного развития и освоения культуры. 9. Мышление ребенка должно проходить все необходимые стадии: от предметно-действенного к наглядно-образному, и только после этого достигается абстрактный уровень. 10. Сознание ребенка является "впитывающим", поэтому приоритет дидактики - организовать окружающую среду для такого "впитывания". Позиция учителя в технологии саморазвития: исследователь, наблюдатель, организатор воспитывающей среды; уважает право детей быть не похожим на взрослых и друг на друга, право на свою индивидуальность. Позиция ребенка: " Помоги мне это сделать самому". Методика Е.Н. Потаповой "Оптимизация обучения 6-7-летних детей письму» (использование буквенных трафаретов М. Монтессори) включает три этапа: 1) тренировка мелкой мускулатуры рук путем творческого рисования произвольных фигурок с помощью инженерной линейки и с последующей штриховкой их слева направо, сверху вниз и снизу вверх (в соответствии с элементами русской письменности, в отличие, например, от арабской) 2) запоминание правописания буквы не только при помощи ее зрительного восприятия, но и путем включения тактильной памяти, многократного (за урок) ощупывания буквы чувствительной подушечкой указательного пальца (буква вырезана из тонкой наждачной бумаги и наклеена на картон)3) многократное написание букв сначала через буквенный трафарет (буквы выбиты сквозь медную пластинку), а затем и без него Компьютерные технологии. Под компьютерной технологией в структуре психологической помощи мы понимаем совокупность взаимосвязанных субъектно-личностных, технических и организационных элементов, включающих в себя: ребенка с ограниченными возможностями здоровья как объект психологической помощи компьютер с его системными и специальными программами· приемы активного взаимодействия ребенка с компьютером· специальные обучающие и контролирующие условияпедагога-тьютора К особым техническим и организационным условиям, обеспечивающим гармонизацию и комплексность относятся: игровая компьютерная ситуация, позволяющая многократное повторение с поиском субъективно оптимального варианта отсутствие категоричности в оценивании процесса и результатов· выполнения заданий;· опосредованное участие педагога в управлении и контроле игрой эмоциональная включенность высокая субъективная значимость игровой ситуации. Овладение компьютером детьми с проблемами в развитии ускоряет процесс социализации, делая обучение более доступным и комфортным, упрощая самостоятельный поиск необходимых сведений, оптимизирующий процесс интеграции.Компьютерные технологии, по сравнению с другими средствами создают реальную возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку адекватных, лично для него, темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной системой помощи. Причины необходимости применения компьютера на уроках в начальном звене специальной школы: Во-первых, организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей с ограниченными возможностями развития младшего школьного возраста. Во-вторых, создается реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения в специальной начальной школе, с целью освоения программного материала в полном объёме каждым ребёнком, учитывая разный уровень подготовки школьников, различия в развитии памяти, мышления и других психических процессов. В-третьих, применение на занятии компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяют учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. Две основные задачи специального обучения: сформировать у детей умения пользоваться компьютером и применять компьютерные технологии для их развития и коррекции психофизиологических нарушений. Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими отклонения в развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ. Компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения, так как обеспечивают: Большую информационную емкость, что позволит представить информационную модель в разных контекстах и коммуникативных ситуациях Интенсификацию самостоятельной работы каждого ученика, повышая их работоспособность, активизируя познавательную деятельность Создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого школьника с целью мотивирования трудных для ребенка видов деятельности Создание благоприятного психологического климата Учет возрастных особенностей учащихся при овладении ими различными языковыми моделями и структурами Качественную индивидуализацию (в том числе и в рамках группового обучения), которая заключается в индивидуальном темпе и количестве повторений Возможность визуализации скрытых от непосредственного наблюдения явлений процессов и закономерностей; Изменение ситуации взаимодействия: от ситуации «учитель – ученик» к ситуации «учитель + ученик – компьютер»; Насыщение обучения продуктивными видами деятельности: сравнение, классификация, конструирование, прогнозирование и др. Технологии дифференциации и индивидуализации обучения. Дифференциация обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные (гомогенные) группы. Содержательная основа уровневой дифференциации – наличие нескольких вариантов программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала. Это имеет следующие преимущества: исключается уравниловка и усреднение детей повышается уровень мотивации учения в сильных группах в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче учиться создаются щадящие условия для слабых у учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному отсутствие в классе отстающих позволяет не снижать общий уровень преподавания; появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам; реализуется желание сильных учащихся быстро и глубже продвигаться в образовании; повышается уровень Я-концепции ученика: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Различают следующие виды дифференциации : региональную – по типу школ (спецшколы, гимназии, лицеи, колледжи, частные школы, комплексы); внутришкольную ( уровни, профили, отделения,углубления, уклоны, потоки); в параллели (группы и классы различных уровней: гимназические классы компенсирующего обучения и т.д.); межклассную (факультативные, сводные, разновозрастные группы); внутриклассную или внутрипредметную (группы в составе класса). Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности. Технологии компенсирующего обучения. К компенсирующим элементам (средствам) реабилитационного пространства относят в первую очередь: *любовь к ребенку (забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка) *понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками *сострадание, участие, необходимую помощь *обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой). Виды педагогической поддержки в усвоении знаний: обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии) урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов) формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов взаимообучение, диалогические методики дополнительные упражнения оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др. Технологии компенсирующего обучения предусматривают: классы индивидуализированного обучения (1-4), где занятия ведутся по учебным планам классов четырехлетнего обучения и включают уроки по коррекции недостатков развития (логопедия, психокоррекция, физкультура и др.); классы выравнивания (1-4); классы усиленной педагогической поддержки (5-9); разновозрастная группа среднего звена (все классы); индивидуальное надомное обучение. Классы усиленной педагогической поддержки. Использование коррекционных методов на начальной ступени компенсирующего обучения свидетельствует, что целесообразно обучать этих детей в составе сложившегося коллектива, применяя следующие специальные приемы: тренинг вычислительных навыков, включающий материал начальной школы упражнения на развитие памяти уменьшение (а не укрупнение) дидактических единиц опора на наглядно-образную педагогику, восхождение от конкретного к абстрактному Разновозрастные группы (РВГ). Особая организационная форма, вобравшая в себя черты группового, коллективного и индивидуального обучения. В РВГ включают учеников 5-9 классов (разного возраста и уровня развития). Каждый имеет право изучать материал в других классах (по одним предметам он может опережать свой класс, по другим – отставать). Занятия регламентируются не расписанием, а индивидуальными картами обучения по предметам, ученики посещают их по желанию в соответствии с ориентировочными графиками. Виды дифференцированной и индивидуализированной помощи: опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы) алгоритмы решения задачи или выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы) указание типа, закона, правила подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли предупреждение о возможных ошибках разделение сложного задания на составляющие Технология работы с проблемными детьми в массовой школе. В массовой школе в категорию проблемных («трудных») попадают: а) дети труднообучаемые и трудновоспитуемые; б) дети зоны риска. Эти дети отличаются дисгармоничным развитием, пониженной обучаемостью и работоспособностью, имеют худшее, чем сверстники, качество адаптационных механизмов, склонны к патологическим реакциям на перегрузки. ИНТЕГРИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ – обучение и воспитание детей с дефектами психофизического развития в едином потоке с нормально развивающимися детьми. Причины интеграции могут быть следующие: отсутствие специальных (коррекционных) учреждений их отдаленность от места проживания ребенка нежелание родителей обучать ребенка в специальных учреждениях Специальные классы в массовой школе Они создаются: для детей с нарушением интеллекта (там, где нет специальных школ для этой категории детей). Обучение ведется по программам специальных (коррекционных) учреждений 8 вида. для детей с ЗПР (классы выравнивания или коррекции) Обучение ведется по программам специальных (коррекционных) учреждений 7 вида. для детей «группы риска» (с трудностями в обучении, поведении - классы компенсирующего обучения; с ослабленным здоровьем - классы КРО). Обучение ведется по программам массовой школы. Поддержка педагогов массовой школы школьным или межшкольным психолого-педагогическим медико-социальным центром (в составе которого имеются медики, специальные педагоги, психологи, логопеды, социальные работники) внутренними координаторами по специальному образованию (завучем по специальному обучению) педагогом-дефектологом, учителем со специальным образованием организацией школьных психолого-педагогических консилиумов проведением систематических педсоветов (на ступенях начальной, средней школы, по преемственности и т.д.) консультированием внешних специалистов (из ПМПК, специальной школы, центров реабилитации, логопедических служб и т.д.) повышением квалификации учителей (курсы, семинары, конференции) Игровые технологии Игровая деятельность используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предметакак элемент более общей технологиив качестве урока или его части (введение, контроль)как технология внеклассной работы Игровые.Догматические, Репродуктивные.Объяснительно-иллюстративные. Развивающие. Проблемные, поисковые. Программированные. Диалогические. Творческие Саморазвивающие. Информационные (компьютерные). Виды игровых технологий: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предметакак элементы более обширной технологиив качестве урока (занятия) и его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) - как технология внеклассной работы Игровая деятельность используется в следующих случаях: -дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; в учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых; - успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом. - удовольствие от контактов с партнерами по игре - удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрокаазарт, от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях удовлетворение от успеха – промежуточного и окончательного если игра ролевая, то удовольствие от процесса – перевоплощение в роль Преимущества использования: - наличие собственной деятельности творчество- общение - потребность в ином самоопределение через ролевое экспериментирование - самоопределение через пробы деятельностей -Игровая оболочка (игровой сюжет)-Включенность каждого: команды в целом и каждого игрока лично -Возможность действия для каждого ученика-Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.- Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями. С другой стороны, задания должны быть доступны каждому, поэтому необходимо учитывать уровень участников игры и задания подбирать от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений). -Вариативность – в игре не должно быть единственно возможного пути достижения цели. Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей. Задачи: - обучающие, - тренировочные,- контролирующие, - обобщающие; - познавательные,- воспитательные, - развивающие; - репродуктивные, продуктивные, творческие; - коммуникативные,диагностические, профориентационные, психотехнические и другие. Игры бывают: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры –драматизации. с предметами и без них; настольные; комнатные; уличные; на местности; компьютерные и с ТСО; с различными средствами передвижения . Функции игры социокультурное назначение межнациональной коммуникациисамореализации человека в игре коммуникативная диагностическая игротерапевтическая функция коррекции в игреразвлекательная Различные способы мотивации: мотивы общенияморальные мотивыпознавательные мотивыВ играх ребенком осуществляются цели нескольких уровней, взаимосвязанных между собой. Первая цель - удовольствие от самого процесса игры. В этой цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость. Цель второго уровня - функциональная, она связана с выполнением правил игры, разыгрыванием сюжетов, ролей. Цель третьего уровня отражает творческие задачи игры - разгадать, угадать, распутать, добиться результатов и т. п. Основные принципы организации игры: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру;принцип развития игровой динамики;принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств детей);принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности; для педагогов важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт детей;принципы перехода от простейших игр к сложным игровым формам; логика перехода от простых игр к сложным связана с постепенным углублением разнообразного содержания игровых заданий и правил - от игрового состояния к игровым ситуациям, от подражания - к игровой инициативе, от локальных игр - к играм-комплексам, от возрастных игр - к безвозрастным, "вечным". Перед учителем стоят задачи: опираться на достижения предыдущего возраста;стремиться мобилизовать потенциальные возможности конкретного возраста;подготовить "почву" для последующего возраста, т. е. ориентироваться не только на наличный уровень, но и на зону ближайшего развития мотивов к учебной деятельности. Урок, проводимый в игровой форме, требует определенных правил. Предварительная подготовка. Надо обсудить круг вопросов и форму проведения. Должны быть заранее распределены роли. Это стимулирует познавательную деятельность.Обязательные атрибуты игры: оформление, карта города, корона для короля, соответствующая перестановка мебели, что создает новизну эффект неожиданности и будет способствовать повышению эмоционального фона урока.Обязательная констатация результата игры.Компетентное жюри.Обязательны игровые моменты необучающего характера (спеть серенаду, проскакать на коне и т. п.) для переключения внимания и снятия напряжения. - сложность в организации и проблемы с дисциплиной- подготовка требует больших затрат времени, нежели ее проведение - увлекаясь игровой оболочкой можно потерять образовательное содержание - невозможность использовать на любом материале- сложность в оценке учащихся «Минусы» при использовании игровых технологий следующие: Хочется закончить словами Конфуция «Учитель и ученики растут вместе». Так пусть технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.