Презентация по литературе Л.Н. Толстой. Повесть Кавказский пленник. Технология проблемного обучения в рамках ФГОС (5 класс).


Сравнительная характеристика героев рассказа –были Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» - Жилина и Костылина Рассказ «Кавказский пленник» был написан Л.Н. Толстым в 70-ые годы прошлого века. Толстой занимался тогда составлением Азбуки для детей. В эту Азбуку он решил включить рассказы, которые частью переводил и пересказывал, а частью сочинял сам… Многие из детских рассказов Толстого оказались одинаково интересны и для детей, и для взрослых. «Кавказский пленник» принадлежит к числу именно таких рассказов. Л.Н.Толстой определил жанр своего произведения – быль.Почему? БЫЛЬ - то, что было в действительности, происходило на самом деле; рассказ о каком – либо происшествии Большой толковый словарь Где происходят описываемые автором события? КАВКАЗ События, положенные в основу этого рассказа, относятся к тому времени, когда на Кавказе шла война за присоединение его к России. Начатая в первые годы XIX века, Кавказская война кончилась только в 60-ые годы. В 1851 году Лев Николаевич Толстой поехал на Кавказ с братом-офицером по собственной охоте, добровольцем. Спустя год он поступил на военную службу и стал принимать участие в походах в качестве так называемого «Фейерверкера», то есть артиллериста. Летом 1853 года двадцатичетырёхлетний Толстой едва не попал в плен к чеченцам. Это случилось во время передвижения войск к крепости Грозной.В «Кавказском пленнике» Толстой использовал некоторые подробности этой истории. Узнайте героя по описанию ДИНА Глаза чёрные, светлые и лицом красивая. Одета в рубаху длинную, синюю… На ногах штаны и башмачки… на шее монисто, всё из русских полтинников. Какому герою принадлежат слова? - Ничего они не заплатят, только беды наделают. И грех русских кормить. СТАРИК Чей это портрет? …С красной бородой, в бешмете шёлковом. На ремне кинжал серебряный, в башмаках на босу ногу. На голове шапка высокая. Баранья, чёрная, назад заломлена. Кази - Мугамед Кто из героев рассказа… ….достал сундучок, вынул перо, бумаги лоскут и чернила, сунул Жилину? АБДУЛА Кто из окружающих так относился к Жилину? …не любил Жилина. Как увидит, нахмурится и прочь отвернётся, либо обругает. Красный татарин Кто из героев рассказа …по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт или спит? Костылин Проблемный вопрос Кто из героев: Жилин или Костылин - может называться кавказским пленником? Задачи для решения проблемыСоставить алгоритм сравнительной характеристики главных героев: Жилина и КостылинаВыявить авторскую позицию в произведении Что общего у этих героев? Дворяне;Офицеры русской армии;Служат на Кавказе;Оба отправляются в отпуск;Оба попадают в плен. «Жилин и Костылин в пути» На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днем, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдет от крепости, татары или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в средине едет народ. Ехать было 25 верст. Обоз шел тихо; то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит, или лошадь станет, и все стоят — дожидаются. Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошел. Пыль, жара, солнце так и печет, а укрыться негде. Голая степь, ни деревца, ни кустика по дороге. «Пленение Жилина и Костылина» Костылин - эгоист, он уверен, что родственники обязаны его выкупить, а сам для этого не хочет ничего предпринимать, не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам. Жилин не хочет тревожить старую мать и требовать от неё непосильного, он надеется на свои силы, активно ищет выхода. Он смелый, не боится татар и их угроз: «Не боялся да не буду бояться вас, собак!» Костылин Жилин Выкуп «Жизнь Жилина и Костылина Писал ещё раз домой, скучал, ждал, когда пришлют денег, считал дни, спал. Писем больше домой не писал; готовился к побегу( всё высматривал, выпытывал).Рукодельничал: лепил кукол, плёл корзинки из прутьев, мастерил игрушечную карусель на диво всему аулу, чинил оружие, часы, учился понимать татарский язык. Костылин Жилин Жилин, в отличие от Костылина, деятельный человек. В трудной ситуации не теряет силы духа. Все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. Все его поступки и дела подчинены одной цели – освобождению. Костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации. Подготовка и первый Ни в чём участия не принимал. - знакомство с местностью;- работа над подкопом;- прикормка собаки;- запас провизии Костылин Жилин Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту;Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вернуться на Родину. «Полез Костылин да зацепил камень ногой, загремел.…Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним и другие собаки». «Тихо полез в дыру, выбрался…»«… Жилин чуть свистнул, кинул лепёшки кусок, - Уляшин узнал… и перестал брехать». Костылин Жилин Костылин тоже сбросил сапоги, ноги все изрезал, перестал успевать за Жилиным.«…всё отстаёт и охает…»«Так и упал со страху…» Жилин снял сапоги, пошёл босиком.Торопится, так как сбился с пути и забрал вправо.«…шикнет, шикнет…, а сам всё идёт…»Затопало в лесу. Спокойно пригляделся, свистнул, посмеялся. Костылин Жилин «Как хочешь, а я не дойду…»Не смог перетерпеть боль, криком выдал обоих.«Иди один, за что тебе… из-за меня пропадать». Оба устали, а идти надо.«Рассердился… обругал его – Так я же один уйду».Спрятались от конного татарина. Молчит, старается помочь товарищу встать на ноги.«Посадил на себя Костылина, поволок».«Нет, не пойду: не годится товарища бросать». Костылин Жилин Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге.В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведёт активную борьбу за своё и товарища освобождение из плена, а Костылин лишён всех этих качеств, он является антиподом главного героя произведения. Жила – сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный – сильный, упругий. Костыль – палка для хромых, безногих. Часто говорили про стоящего человека: «Молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» - плетётся помаленьку. Рассказ назван «Кавказский пленник», потому что в нём повествуется о русском офицере Жилине, попавшем в плен к татарам и сумевшем оттуда выбраться. Жилина выручает терпение, выносливость, хитрость, смелость, желание быть свободным, вера в собственную правоту. Он не перекладывает трудности на плечи других, проявляет смекалку и находчивость. Не теряет самообладания. Он добр и великодушен по отношению к окружающим. Силён духом. И это главное. Именно эту мысль, прежде всего, хочет донести до читателей автор.Костылин не проявляет каких-либо действий к тому, чтобы ценой собственных усилий освободиться из плена, хотя ему тоже хочется вырваться из плена. Домашнее задание Подготовить для пересказа характеристики героев.