Детско-родительские отношения и их влияние на развитие личности
Детско-родительские отношения и их влияние на личность ребенка
Личность младшего школьникаЛичность – человек, который достиг определенного уровня психического развития. В процессе самопознания начинается восприятие и переживание самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии «Я» «Я - реальное»«Я - идеальное»-«Я уже взрослый»;-«Я успешный»;-«Я умею общаться»;-«Я уже многое знаю».В этом возрасте оно состоит из фантастических образов «Я» (Э. Эриксон) – это то, о чем ребенок мечтает, каким хочет видеть себя в будущем.Понятие «Я»Младший школьный возраст – период накопления знаний. Успешному выполнению этой важной функции благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста: 1-я особенность - доверчивое подчинение авторитету.2-я особенность – восприимчивость и впечатлительность. Все новое вызывает немедленную реакцию.3-я особенность – внимательность и подражательность.4-я особенность – наивное, игровое отношение к познанию позволяет им без особого труда овладевать новым опытом, приобщаться к жизни взрослых
Понятие семьи и семейных отношенийСемья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Взаимоотношения в семье – психологические отношения субъектов, связанных родством, общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Что ребенок приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность, ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Типы семейных взаимоотношенийВыделим 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Тип взаимоотношенияХарактеристика Диктатпроявляется в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов Опекасистема отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. «Невмешательство»система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей Сотрудничествов семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями
Стили семейного воспитания
Роль семьи в воспитании личности ребенкаВажнейшая социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколенияПравильные воспитательные позиции родителей, выражаются в первую очередь в восприятии ребенка как личности, определяют одновременно и позицию ребенка в семье как полноправного члена, к правам и потребностям которого относятся в родном доме с уважением.Родительские позиции
Роль семьи в формировании личности ребенкаМеханизмы приобщения к социальной действительностиПодкрепление Идентификация ПониманиеПодкрепление предполагает, что у детей будет формироваться тип поведения, который отвечает ценностным представлениям семьи о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Идентификация означает, что ребенок, любя и уважая своих родителей, признавая их авторитет, подражает им, в большей или меньшей степени ориентируется на их пример поведения, отношений с окружающими, деятельностиПонимание направлено на содействие формированию самосознания ребенка и его личности в целом
Роль семьи в формировании личности ребенкаВажным условием успеха воспитания детей в семье, можно считать родительскую любовь. Любовь которая наносит вред развитию личности ребенка:Психолог Ломтева Т.А считает что, на отношение родителя к ребенку влияют: 1) Детский опыт самих родителей. 2) Нереализованные потребности родителей 3) Личностные особенности родителей 4) Отношения со вторым родителем ребенка 5) Обстоятельства рождения ребенка
Нарушения детско-родительских отношений. Влияние на личность ребенкаАномалии в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих социальных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.).
А.С. Макаренко пишет в своей « Книге для родителей»:« Ваше собственное поведение – самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Спасибо за внимание подготовила студентка 2 курса заочного отделения Кузнецова А.Г.