Презентация п русскому языку для 5 класса на тему Правописание безударных личных окончаний глаголов
Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»Цели урока: Развивать орфографические навыки;Повторить спряжения глаголов; Научится определять спряжение глаголов;Научиться применять правило правописания личных безударных окончаний глаголов;развивать навыки монологической речи;
Вспомним что такое спряжение:Это изменение глаголов по лицам и числам.
ppt_y
style.rotation
Какие глаголы относятся ко II спряжению?Ко второму же спряженью Отнесем мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключения: брить, стелить. И еще: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертетьИ зависеть и терпеть.
Какие глаголы относятся к I спряжению:К I спряжению относятся: – глаголы в неопределённой форме ,оканчивающиеся на -еть , -ать -ять, -уть, -ыть, ---оть–два глагола на -ить: брить и стелить.
Потренируемся?Выберите глаголы 1 спряжения. Шагать, жить, ходить, плыть, строить, полоть, тянуть, носить, лететь, лаять.
Проверьте себя: Шагать, жить, ходить, плыть, строить, полоть, тянуть, носить, лететь, лаять.
Выберите глаголы II спряжения. Едешь, гонит, посмотрим, тянем, чистишь, запускает, спрячешь, приготовит, ставим.
Проверь себя:Гонит - II спр.Посмотрит - II спр.Чистишь - II спр.Приготовит - II спр.ставим - II спр.
ДЛЯ ЧЕГО НАМ НУЖНО ЗНАТЬ СПРЯЖЕНИЯ ГЛАГОЛОВ?Ответ: чтобы правильно писать безударные личные окончания глаголов
Запиши и запомни! Чтобы определить спряжение глагола с безударным личным окончанием, нужно: 1) поставить глагол в неопределённую форму (гуляет - гулять); 2) определить, какая гласная стоит перед -ть.
ppt_y
Важно! По начальной форме, не поставив сначала глагол в личную форму, его спряжение определить нельзя: жить – живёшь, живут (I спр.); шуметь – шумишь, шумят (IIспр.).
Важно:Глаголы с приставками и суффиксом - ся изменяются(спрягаются) так же как бесприставочные. Поэтому при определении спряжения сначала надо отбрасывать «лишнее»: приставки и суффикс
Потренируемся?Вставьте гласные в безударные личные окончания глаголов. Спорить – (ты) спор_ шь, хлопать – хлопа_ шь, купаться – купа_ шься, помнить – помн_ шь, пугаться – пуга_ шься, поджарить – поджар_ шь, клеить – кле_ шь. (комментированное письмо)
ppt_y
А теперь обратимся к учебнику!Открываем учебник стр.122, §119 читаем орфограмму №25- ее нужно будет выучить наизусть!
style.rotationr
Попробуем вставить гласную в окончание глагола:Ты потуш…шь, он откро…т,они пил…т, они штукатур…т,ты закро…шь, мы чита…м,он бре…т, мы дыш…м,он участву…т, мы завис…м.
Вставьте гласные в безударные личные окончания глаголов.Все смотр_ т телевизор. Куда ты гон_ шь гусей? Зима стел_ т снежный ковёр. Парикмахер бре_ т бороду. Туристы пил_ т и кол_т дрова. Учитель скаж_т, когда приходить. Он кле_т обои. Ветер колыш_т знамёна. Больной тяжело дыш_т. Корабль держ_т путь в порт. Девочка пиш_т письмо. Ответ завис_т от решения.
А теперь самостоятельно:Вставьте гласные в безударные личные окончания глаголов. Одним ударом дерева не сруб_шь. Мама буд_т меня очень рано. Отец буд_т дома поздно. Чем больше узна_шь, тем счастливее стан_шь. Дружба правдой крепн_т. Раньше начн_шь, раньше законч_шь.
Проверяем:Одним ударом дерева не срубишь. Мама будит меня очень рано. Отец будет дома поздно. Чем больше узнаешь, тем счастливее станешь. Дружба правдой крепнет. Раньше начнешь, раньше закончишь.