Презентация консультации учителя-логопеда на первичном родительском собрании в детском саду.
«Речецветик знаний для заботливых родителей»Часть 1Сборник ответов на актуальные вопросыАвтор-составитель: учитель-логопед муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения №29 – центра развития ребёнка – детского сада г.ТулыВолкова Олеся Викторовна
СодержаниеПредисловие«Зачем нужен логопед?»«Если ребёнок не говорит куда обратиться?»«Что обозначают заключения логопеда?»«Во сколько лет обращаться к логопеду?» Последовательность появления звуков речи у детей.«Как организовать логопедические занятия дома?»«Если ребёнок левша?»Правила красивой речи.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта большое внимание уделяется работе с родителями. Это особенно актуально при коррекции речи в логопедических группах. Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающими ему решать образовательные задачи. В процессе сотрудничества важно не просто обучить какому-либо действию, а передать способы познания в какой-либо области. Именно поэтому, содержание и формы работы логопеда с семьей должны быть разнообразными, нестандартными, инновационными. Таким образом, организуется социальное партнерство — взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни, осуществляемое в рамках действующего законодательства. Предисловие
«Зачем нужен логопед?»Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика её нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека. Таким образом, учитель-логопед - это специалист, с чьей помощью определяются и реализуются необходимые методики по устранению дефектов речи, актуальных как для детей, так и для взрослых .
Логопед направляет к врачу не для того, чтобы выставить «вердикт» или признать ребенка больным, а для того чтобы комплексно оценить развитие малыша и выбрать оптимальные методы коррекции.Врач-сурдолог определяет, не является ли нарушение речи следствием дефекта слуха.Врач-психоневролог дает заключение о состоянии интеллекта ребенка, устанавливает клинический речевой диагноз, при необходимости назначает и проводит соответствующее лечение. Психолог диагностирует степень интеллектуального развития ребенка. Обследует состояние внимания, памяти и мышление и определяет предпосылки развития речи. Данные заключений специалистов, имеют важное значение для правильного педагогического анализа речевого нарушения и организации логопедической работы, выбора профиля специального учреждения. «Если ребёнок не говорит куда обратиться?»
«ЗРР» (задержка речевого развития) – это отставание от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Дети с задержкой речевого развития осваивают речь позже, чем дети без проблем в речевом развитии, и развивается она медленней. Кто ставит диагноз задержка речевого развития? Диагноз «ЗРР, задержка речевого развития» ставиться только на основании заключений комплексного обследования трех специалистов: невропатолога, логопеда и психолога. Заключение ЗРР только у одного специалиста является не полным и не выявляет полной картины нарушения, а следовательно, не дает возможности адекватно ее устранить.«Что обозначают заключения логопеда?»
«Что обозначают заключения логопеда?» (продолжение) «ОНР» (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны и смысловой стороны при нормальном слухе и интеллекте. С учетом степени ОНР выделяют 4 уровня речевого развития:«ОНР 1 уровень» - «безречевые дети»; общеупотребительная речь отсутствует.«ОНР 2 уровень» – начальные элементы общеупотребительной речи, характеризующиеся бедностью словарного запаса, явлениями аграмматизма.«ОНР 3 уровень» – появление развернутой фразовой речи с недоразвитием ее звуковой и смысловой сторон.«ОНР 4 уровень» – остаточные пробелы в развитии фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. «ФФНР» (фонетико-фонематическое недоразвитие речи) — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков).
«Во сколько лет обращаться к логопеду?»Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.1 год - ребенок до 1 года наблюдался у невропатолога.2 года - в речи ребенка присутствует менее 10 слов.3 года - в речи отсутствует фраза, речь абсолютно не понятна для окружающих.4 года - нарушение произношения многих звуков.5- 6 лет – нарушения произношения, ребенок неправильно строит предложения, не может составить рассказ по картинке, с трудом заучивает стихи, плохо запоминает буквы. Начальные классы – ошибки при чтении и письме.Если ребенок начал заикаться, необходима срочная консультация логопеда и лечение у психоневролога. Очень важный период – подготовка к школе. Логопед поможет выявить проблемы в развитии речи, проведет профилактику нарушений чтения и письма.
«Во сколько лет обращаться к логопеду?» Последовательность появления звуков у детеймОйкБгПдЭвыфитунхсзцшжчщ1 -2 года2– 3 года4 – 5 лет5 – 6 летлРАсзцшж
«Как организовать логопедические занятия дома?»Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. Начинайте занятия с 3 – 5 минут, постепенно увеличивая время. Длительность занятия не должна превышать 15 – 20 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет воспринимать никакую информацию.Лучшее время для занятий – УТРО, после завтрака или во второй половине дня ПОСЛЕ СНА. Разбейте игры и упражнения, которые Вы запланировали на день, на несколько частей. Например, игры на развитие речи и игры с язычком проведите утром. Игры с пальчиками сделайте на прогулке, а игры на развитие памяти и внимания – во второй половине дня. ГОВОРИТЕ ЧЕТКО, ПОВЕРНУВШИСЬ ЛИЦОМ К РЕБЕНКУ. ПУСТЬ ОН ВИДИТ ДВИЖЕНИЯ ВАШИХ ГУБ, ЗАПОМИНАЕТ ИХ. Занимаясь, Вы можете столкнуться с трудностями, главная из которых – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – ИГРОВАЯ. ВСЕ ЗАНЯТИЯ ДОЛЖНЫ СТРОИТЬСЯ ПО ПРАВИЛАМ ИГРЫ.
«Как организовать логопедические занятия дома?» (продолжение)ЗНАКОМЬТЕ РЕБЕНКА С ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ(Старайтесь ежедневно прочитывать ребенку хоть несколько страниц, рассмотрите картинки, опишите их, задайте вопросы по тексту). ПОЛЬЗУЙТЕСЬ НАГЛЯДНЫМ МАТЕРИАЛОМ (детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения).НЕ УПОТРЕБЛЯЙТЕ СЛОВО «НЕПРАВИЛЬНО»ПОДДЕРЖИВАЙТЕ ВСЕ НАЧИНАНИЯ РЕБЕНКАХВАЛИТЕ ДАЖЕ ЗА НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ УСПЕХИ Не бойтесь экспериментировать, игры можно придумать самим, можно упростить сложные игры.
«Если ребёнок левша?»Никаким образом не проявляйте свое негативное отношение к леворукости ребенка. В общении придерживайтесь тактики совета, а не беспрекословного приказа. Не драматизируйте ситуацию неудач. Ребенок должен быть уверен, что все трудности временные. Чтобы развить моторику и координацию рук и глаз у левши, включите в распорядок дня занятия спортом, лепкой, рисованием (или увлеките вышиванием, вязанием, плетением макраме, оригами). Позаботьтесь о рациональном режиме дня, без перегрузок. Ведь леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется. Если к пяти годам ребенок не освоил произношение звуков "л", "р", свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые - мягко, обязательно обратитесь к логопеду, так как в школе при письме он будет путать эти звуки (буквы), что скажется на успеваемости. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную проблему желательно решить в том же пятилетнем возрасте, до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.
«Если ребёнок левша?» Интересные факты о левшестве13 августа отмечается Международный день леворуких людей. Впервые его провели в 1992 году по инициативе британского Клуба людей, пишущих левой рукой.В спорте 40 % золотых медалей выигрывают левши.Врачи констатируют, что у левшей менее четкая, чем у праворуких, связь между полушариями мозга, а это способствует формированию оригинального мышления и усиливает творческие способности.Психологи заявляют, что леворукость — признак сильного характера.
При разговоре необходимо придать телу удобную позу (мышцы шеи и плеч не напряжены, плечи отведены назад и располагаются на одном уровне).2. Во время речи следует держаться естественно, желательно смотреть на собеседника.3. Перед началом речи сделайте вдох (при вдохе не поднимайте плечи) и сразу же начинайте говорить на плавном выдохе, не торопясь, слитно.4. Четко артикулируйте, произносите гласные протяжно.5. Согласные произносите легко, свободно, без напряжения.6. В каждом слове выделяйте ударный гласный звук, произносите его громче и длительнее остальных гласных в этом же слове.7. Первое слово во фразе говорите тихо, низким голосом, немного медленнее обычного.Правила красивой речи
Правила красивой речи (продолжение)8. Длинные предложения делите на смысловые отрезки. Все слова внутри отрезка и короткие предложения произносите слитно, как одно длинное слово.9. Четко выдерживайте паузу в конце предложения и между его смысловыми отрезками.10. Избегайте монотонности. Говорите выразительно.11. Выдерживайте ровный умеренный темп и ритм речи. Говорите уверенно и спокойно.12. Не спешите с ответом. Сначала обдумайте высказывание.13. При неудачах остановитесь, успокойтесь и продолжайте говорить более медленно, пока не почувствуете уверенность в речи.14. Постоянно контролируйте себя: не делайте лишних движений руками, ногами, головой, туловищем.
Желаю успехов!