Презентация к уроку литературы в 8 классе на тему «Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала». Контраст как основной художественный приём в выражении авторской позиции» 
Презентация к уроку литературы в 8 классе. Разработала: учитель русского языка и литературы Скворцова Татьяна Александровна. Тема урока Л.Н.Толстой рассказ «После бала». Контраст как основной художественный прием в выражении авторской позиции. 
  
 1903 Все великие перемены в жизни одного человека, а также и всего человечества, начинаются и совершаются в мысли. Для того, чтобы могла произойти перемена чувств и поступков, должна произойти прежде всего перемена мысли… Плоды рождаются из семени. Также дела рождаются из мыслей.                Л.Н.Толстой «Путь жизни»  
  
 Варианты заглавий рассказа «Рассказ о бале и сквозь строй»«Отец и дочь»«Дочь и отец»«А вы говорите»«После бала»  Чем обосновывается изменение названия?  Почему автор остановился на последнем?  
 1. Жанр произведения:а) повесть                              б) очерк                                                      2. Число рассказчиков в произведении:а) один                                                                           в) несколько        3.Роль вступления в произведение:а) показать время и место действия б) познакомить с участниками событий 4. одна из тем  произведения:а) балы того времениб) рассказ о полковнике 5. Произведение заставляет задуматься о:а) судьбе полковникав) любви Ивана Васильевича6. Образ полковника:                                      б) трагичен                 в) исключителен7. Тон повествования в этом произведении:а) нейтрален                                                       в) протокольно сух в) рассказ б) два в) познакомить с рассказчиком в) показ николаевской России  б) личной ответственности человека за жизнь общества а) типичен б) эмоционально окрашен   
 Композиция рассказа  
  
  
  
  
 Музыка Цветопись 
 
  Какой художественный приём использует автор? Герои рассказа Контраст – резкая противоположность, противопоставление Зала у предводителя Улица   
 Иван Васильевич . Я обнимал весь мир своей любовью. Я любил и хозяйку в фероньерке, и её мужа, и её гостей, и её лакеев…Я был бесконечно счастлив. Счастье моё росло и росло…Я был слишком счастлив, я не мог спать…Всё было мне особенно мило и значительно. Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть…Как будто я был уличён в самом постыдном поступке, я опустил глаза…На сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска,  и мне казалось, что меня вот-вот вырвет всем тем ужасом,  который вошёл в меня от этого зрелища…  
 Полковник Очень красивый, статный, высокий старик. Лицо румяное, с белыми подвитыми усами.Ласковая, радостная улыбка в блестящих глазах и губах. Говорил, улыбаясь. Высокий военный, шёл твёрдой, подрагивающей походкой.Говорил гневным голосом.Грозно и злобно хмурился.  
 Музыка Цвет Что-то чёрное,Много чёрных людей,Солдаты в чёрных мундирах,Что-то такое пёстрое, мокрое, красное тело человека,Красная спина татарина. Брильянтовая фероньерка ибелые плечи хозяйки,Шампанское,Белое платье и белые лайковые перчатки Вареньки,Розовый пояс, румяные щёки,Белый веер,Белое, румяное лицо полковника.  Кадрили     вальсы             польки,                      мазурка.  Жёсткая, нехорошая музыка.Барабанщик и флейтщик повторяли Неприятную, визгливую мелодию  Почему Иван Васильевич нигде не служил?Был ли причиной рассказанный  случай?  «Если это делалось с такой уверенностью и при знавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал»,  - думал я и старался узнать это. Но сколько ни старался – и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».  
 Домашнее задание:  написать эссе на тему «Случай, изменивший мою жизнь».