Работа над сочинением-рассуждением в 11 классе при подготове к ЕГЭ
Подготовила учитель русского языка и литературы Беликова Ирина Александровнаг. Северск Лингвистический анализ текста;Речеведческий анализ текста;Творческие упражнения по развитию языкового чутья;Изложения, сочинения. Какова центральная проблема, поставленная автором текста?Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста?Какое высказывание верно отражает позицию автора?В каком предложении текста наиболее ярко выражено отношение автора к происходящему?В каком предложении содержится характеристика героя?Что остаётся за пределами внимания автора текста?Как можно толковать предложение №…? Фамилия, имяТема -Идея -Проблема -Проблематика -Сюжет - Позиция -Комментарий -Комментирование -Аргумент -Корректность -Этика -Композиция -Афоризм -Тезис - ТЕМА ПРОБЛЕМА ВойнаМузейПриродаРоль книгиЧесть и достоинствоЧеловек, любящий свою РодинуСпор, дискуссияЯзык Проблема нравственного воспитанияПроблема потребительского отношения к природеПроблема патриотизмаПроблема сохранения человеческого достоинстваПроблема экологии языкаЭкологическая проблемаПроблема общенияПроблема исторической памятиПроблема сохранения духовного наследияПроблема бережного отношения к языкуПроблема мужестваПроблема сохранения человеческого достоинства в экстремальной обстановкеПроблема этики. Хороших манер тема проблема Роль книги Проблема нравственного воспитания Человек, любящий свою Родину Проблема патриотизма Война Проблема сохранения человеческого достоинстваПроблема патриотизмаПроблема мужества Природа Проблема отношения человека к природеЭкологическая проблема Честь и достоинство Проблема сохранения чести и достоинства в экстремальной обстановке Музей Проблема исторической памятиПроблема сохранения духовного наследия Язык Проблема экологии языка Спор, дискуссия Проблема общенияПроблема этики, хороших манер К какому типу принадлежит эта проблема? (социальная, философская, нравственная и т. п.)Актуальна эта проблема в наши дни? В чём её значимость для общества?Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определённого возраста, рода занятий и т. п.?Почему эта проблема привлекла внимание автора?Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?К каким выводам автор приводит читателя? (1)Человек осуществляет себя и утверждает делом. (2) Поэтому выбор дела – это выбор судьбы. (3) Путь к величию человека лежит в высочайшем его призвании, которое выражается в одном: работать, работать, работать. (4)Ибо никто не сделает за тебя того, что должен делать ты сам. (5) С младых лет должно усвоить, что иждивенчество унизительно. (6) Не живите ожиданием благ от других, а делайте всё, что в ваших силах.(7) В противном случае вы или гость за чужим столом, или дикий вьюн, бессмысленно обвивающий древо жизни.(8) Работа имеет высший смысл – это по-настоящему познать самого себя, свои возможности, утвердить себя в жизни.(9) Это и путь самоусовершенствования, ведь человек начинается именно с его отношения к труду. 1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?А) Труд есть основа осмысленной жизни человека.Б) Труд есть основа величия человека.В) Труд есть основа богатства человека.Г) Труд составляет высший смысл человеческой жизни. 2. Как вы понимаете выражение гость за чужим столом? 3. Какое высказывание вы бы подобрали в качестве эпиграфа к этому тексту? А)не работа сушит , а забота.Б) Без дела жить – только небо коптить.В) Всех работ не переработаешь.Г) трутни горазды на плутни. 4. Определите проблематику этого текста. Выделите главную проблему. (Для её формулировки используйте опорную карточку.) 5. Используя вопросы памятки (см. выше), прокомментируйте проблему текста. Проблема может быть сформулирована:В виде риторического вопроса: Как жить без любимого дела? Что мы будем делать без школы? Найти своё место в жизни, понять себя и самоутвердится… Как же этого добиться? Я думаю, над этими вопросами задумывался каждый человек. В виде предложения – тезиса, нуждающегося в доказательстве: Отсутствие дела – проблема, к сожалению, актуальная в наши дни, в наше время. Позиция автора может быть выражена как прямо, так и косвенно;Способ выражения позиции автора зависит от избранного стиля и типа речи;В текстах художественного и публицистического стилей позиция автора выражается, как правило, в подтексте. (1)В юности мы бываем жестоки к непохожести. (2) Мы её не понимаем, а поэтому не любим. (3) Есть такой набор тестов, по которым определяют, скажем, настоящего мужчину .(4) Но ведь есть и другие тесты, по которым определяют настоящего человека. (5) Это ведь только в плохом фильме6 если герой не поражает красотой, отвагой и белозубостью, значит, он отрицательный. (6) А косая сажень, открытый взгляд и широкая улыбка несут в себе исключительно положительный заряд. (7) В жизни не всё совпадает. (8) И то, что кажется красотой, на деле может обернуться уродством. (9)И то, что выдаётся за обаяние, при ближайшем рассмотрении может оказаться эластичной, податливой маской, которая, в зависимости от обстоятельств, то растягивается в улыбку, то собирается в кулак. Какова тема этого текста?Какие проблемы поднимает автор? Выделите главную проблему.Найдите в тексте ключевые слова, помогающие понять авторскую позицию. Определите способ выражения позиции автора. Попытайтесь её сформулировать. 1. Продолжите рассуждение, предложив аргумент, основанный на жизненном опыте или на читательском опыте:а) Красота – это больше, чем соразмерность и гармония, это сила, которая спасёт мир… б) Люди существуют друг для друга.2. Опираясь на свой читательский опыт, подберите аргументы к следующим тезисам:а) Всякая благородная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством. (Белинский)б) Смехом исправляют нравы. (Бальзак). в) Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (Пушкин).г) Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон).д)Прекрасно там, где пребывает милосердие. Разве можно достичь мудрости, если не жить в её краях. (Конфуций).е) Ближе всего к великому стоит честность.(Гюго). 3. Прочитайте рассуждения Д. С. Лихачёва о свойствах доброты. В данном тексте определите тезис, аргументы и вывод. Сформулируйте своё отношение к данной проблеме. Попытайтесь аргументировать своё мнение. Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо. Тип проблемы Виды проблем Примеры произведений, где ставятся проблемы 1. Национально-историческая проблема сущность национального характера; национальная самобытность; национальная судьба и предназначение нации; становление русского национального характера. Н. С. Лесков «Левша», «Очарованный странник»;М. А. Шолохов «Судьба человека»; И С. Тургенев «Хорь и Калиныч»; А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Полтава»; М. Ю. Лермонтов «»Бородино»; «Слово о полку Игореве»; Л. Н. Толстой «Война и мир», «Севастопольские рассказы»; А. Н. Островский «Гроза»; Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»; Ф. И. Тютчев «Умом Россию не понять…»; А. И. Солженицын «Матрёнин двор». Тип проблемы Виды проблем Примеры произведений, где ставятся проблемы 2. социально-культурная проблематика своеобразие уклада жизни; типичные нравы и характеры определённого периода времени. И.А. Бунин «Антоновские яблоки»; Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор»; М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; И. С. Шмелёв «Лето Господне». Тип проблемы Виды проблем Примеры произведений, где ставятся проблемы 3. идейно-нравственная проблематика честь и достоинство; сохранение человеческого достоинства; нравственное самоопределение; осознание и преображение нравственных ценностей; настоящая и подлинная любовь; милосердие; проблема исторической памяти; выбор жизненного пути; проблема отцов и детей. П. В. Гоголь «Тарас Бульба»; А. С. Пушкин «Капитанская дочка», «Станционный смотритель»; «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; Н. С. Карамзин «Бедная Лиза»; М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; Л. Н. Толстой «Война и мир», «Анна Каренина», «Детство; Рассказы А. П. Чехова; К. Паустовский «Телеграмма»; И. С. Тургенев «Отцы и дети»; Тип проблемы Виды проблем Примеры произведений, где ставятся проблемы 4. Философская проблематика жизнь и смерть; противостояние добра и зла; поиск истины; вера и безверие; временное и вечное; истина и ложь; судьба, рок. предопределение; творчество. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»; Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»; Л. Н. Толстой «Война и мир»; Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго»; Философская лирика Ф. И. Тютчева. Тип проблемы Виды проблем Примеры произведений, где ставятся проблемы 5. лингво-культурологическая проблематика проблема бережного отношения к языку; проблема экологии языка; роль книги в жизни человека; роль литературы в формировании личности человека; угасание интереса к чтению. А. С. Грибоедов «Горе от ума»; А. С. Пушкин «Евгений Онегин»; И. С. Тургенев Стихотворение в прозе «Русский язык»; М. Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты». 1. Человек и природа Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин. (Достоевский). Охранять природу – значит охранять Родину. (Пришвин). Природа – вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе – человек. (Белинский). 2.Осемье и воспитании. Нет на свете места приятнее домашнего очага. (Цицерон). Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.(Толстой). Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности.(Пушкин). Любовь к родителям – основа всех добродетелей.(Цицерон). 3. О Родине. Родину любят не за то, что она велика, а за то, что она своя.(Сенека). Любовь к Родине – первое достоинство цивилизованного человека.(Наполеон). Мила нам добра весть о нашей стороне: Отечества и дым нам сладок и приятен. (Державин). 4.О дружбе. Украшение дома – друзья, его посещающие.( Эмерсон). Избери себе друга, ты не можешь быть счастлив один: счастье есть дело двоих.(Пифагор). Первое условие для сближения – искренность.(Пришвин). Служба и дружба – две параллельные линии не сходятся. (Суворов). Истинный друг познаётся в несчастье. (Эзоп). Трусливый друг страшнее врага, ибо врага опасаешься, а на друга надеешься. ( Л. Толстой). 5. О труде. Ничто в жизни не достаётся без большого труда. (Гораций). Счастье достаётся тому, кто много трудится.(Л. Да Винчи). Статую красит вид, а человека – деяния его. (Пифагор). Кто малого не может, тому и большее невозможно.(Ломоносов). 6. О языке и чтении. Чтение – вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.(Пушкин). Люди перестают мыслить, когда перестают читать.(Дидро). Много говорить и много сказать – это не есть одно и тоже.(Софокл). Книга есть жизнь нашего времени.(Белинский). 7. О доброте. Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям. (Руссо). Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других. (Л. Толстой). Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю качества в самом себе.(Шекспир). Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добро в людях.(Паскаль). В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других. (Л. Толстой). знания должны увеличиваться с добротой. (Искандер).