Презентация по русскому языку на тему Работа над сочинением-рассуждением в ГИА (9 класс)


Работа над сочинением-рассуждением в ГИА.. РАССУЖДЕНИЕ :тип речи, в котором указываются причины и следствия того или иного явления, положения;дается объяснение какому-либо явлению, предмету, факту, сообщению и т.д.;основными вопросами рассуждения являются: Почему это есть?Почему это произошло, случилось? Почему так?ОСНОВА РАССУЖДЕНИЯ – причинно-следственные отношения, доказательства. Строение текста-рассужденияТЕЗИСДОКАЗАТЕЛЬСТВА (аргументы) ВЫВОДЫ Композиция рассуждения1. Вступление (зачин) – сообщаются предварительные сведения о предмете рассуждения.2. Основная часть: а)формулирование основного текста; б)приведение аргументов как последовательность доказательства тезиса.3. Заключение-вывод. Способы грамматической связи между тезисом и доказательствами:-вводные слова: во-первых, во-вторых, следовательно, таким образом, наконец и др.;-союзы:однако, хотя, потому что, так как, для того чтобы, несмотря на и др. Виды доказательств1. Дедуктивные– от тезиса к доказательствам ( Книга –лучший учитель. Например,…)2. Индуктивные:- от примера к тексту(Книга помогает найти ответы на многие вопросы. Значит, книга –лучший учитель.) 3. Прямыеа) Ссылка на общее суждение, не требующее дополнительных доказательств.(Каждый человек хочет быть счастливым.)б) Ссылка на авторитетный источник: цитата; проверенные, достоверные факты, события; статистические данные; положения законов и официальных документов; законы природы; выводы, подтвержденные экспериментально; показания очевидцев; примеры из художественной литературы). Например: «Луну называют богиней ночи. Это - наш молчаливый сосед, на ней нет жизни. Она вращается вокруг Земли на расстоянии 384400икилометров (238,618 миль). Полный оборот Луны вокруг Земли происходит за 27 дней и 12 часов. Этот факт, описанный Г.Шалаевой в своих трудах, имеет особое значение. Он означает, что мы никогда не сможем увидеть другую сторону Луны».в) Указание причин верности, точности, достоверности выдвинутого тезиса.г) Приведение аналогии, сравнения. 4. Косвенные:-доказательства от противного: через опровержение истинности противоположного тезиса. Типичные ошибки в композициитекста рассуждениянесоразмерность частей композиции;затянутое вступление;недостаточный объем основной части;слишком большой объем концовки;отсутствие какой-либо композиционной части (вступления, заключения; в этом случае текст как будто оборван);недостаточная последовательность изложения (автор «перескакивает» с одного объекта на другой, с одной темы на другую);несоответствие построения текста адресату, целям и задачам автора. Список литературы Павлова Т.И., Раннева Н.А.. Сочинение – рассуждение на итоговой аттестации: УМП; Ростов н/Дону: Легион, 2009 Капинос В.И. Развитие речи: теория и практика обучения: Кн. Для учителя; М.: Линка-Пресс, 1994Цибулько И.В., Александров В.Н., Пучкова Л.И., Соловьева Т.В. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009/ФИПИ.- М.: «Интеллект-центр», 2009