Методическая разработка раздела программы по русскому языку 2 класс УМК Перспектива Тема разработки: Звуки и буквы


Методическая разработка раздела программы по русскому языку2 класс УМК Перспектива Тема разработки: Звуки и буквы Выполнил:учитель начальных классовМБОУ СШ  №8 Кстовского районаВорошилова Ольга ВалерьевнаОбразование: среднее специальное                                           Квалификационная категория : первая                      Педагогический стаж 18 летСтаж работы учителем начальных классов 17лет I. Пояснительная записка.УМК «Перспектива» Русский язык 2 классГлавный ориентир- ФГОС. Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с литературным чтениемформирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;развитие диалогической и монологической устной и письменной речи; развитие коммуникативных умений;развитие нравственных и эстетических чувств; развитие способностей к творческой деятельности. Главная задача - сознательное овладение (на доступном детям уровне) родным языком как средством общения и познания для свободного пользования им в различных ситуациях общения; Программа по русскому языку Л. Ф. КлимановойСборник программ для начальной общеобразовательной школы УМК «Перспектива» 1-4 классыМ.: Просвещение, 2011 г. 1) учебники:«Русский язык» 2 класс. в 2-х частях. М. Просвещение, 2012г.2) методическое пособие  «Поурочные разработки по русскому языку»3) рабочие тетради 4) проверочные работы Особенности учебной программы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}УМК «Перспектива»УМК «Гармония»ЦелостностьГласные и согласные звуки и буквы.Правописание безударных гласных и парных согласных.Алфавит Звуки [й] [э] и буквы «й» «э»Буквы «е» «ё» «я» «ю» «и».Твёрдые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письмеПравописание буквосочетаний жи-ши ча-ща чу-щу чк чнРазрозненность Раздел «Повторение». Буква ь для обозначения мягкости согласных.Правописание буквосочетаний чк -чн.Раздел «Орфография». Правописание буквосочетаний жи-ши ча-ща чу-щуЗвукобуквенный разбор слов.Обозначение твёрдости и мягкости согласныхРаздел «Главные опасности места. Как писать без ошибок» . Безударные гласные. Содержание учебника, рабочей тетради, методическое пособие позволяют в полной мере решать задачу воспитания и развития младших школьников В учебнике системно выстроен теоретический материал, к которому предложены практические, исследовательские и творческие задания. II. Цели и задачи раздела.Цель: изучение звуковой структуры слова, выполнение звукобуквенного анализа слова; освоение алгоритма переноса слов, в частности слов с буквой й; освоение правила написания слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нщ. Задачи:образовательная: актуализировать знания о гласных и согласных звуках и буквах русского языка, сформировать представление о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме, ввести алгоритм переноса слов и правило написания слов с буквосочетаниями чк, чн, нщ. развивающая: развивать орфографическую зоркость, произвольное внимание, творческое мышление, устную и письменную речь через предметные знания и упражнения;воспитательная: вызвать интерес к урокам русского языка, совершенствовать этику речевого поведения; воспитывать навыки самостоятельной деятельности и коллективного труда через развитие индивидуальных способностей и коллективное сотрудничество.  IV. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.личностные:— проявлять интерес к изучению темы, интерес к народным высказываниям, которые содержат пословицы;  метапредметные:познавательные умения:— анализировать звуки по группам: гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие;— соотносить услышанный звук с написанной буквой и обосновывать своё мнение;— определять две функции гласных букв и, е, ё, ю, я в словах;— определять основание для написания слов с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нщ и обосновывать своё мнение;регулятивные умения:— выполнять учебное задание, используя алгоритм;— проверять правильность выполненного задания при работе в паре;— выполнять учебное действие в соответствии с планом.коммуникативные умения:— комментировать собственные действия при выполнении задания;— строить понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога;— адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога. предметные:— выполнять звукобуквенный анализ слова.— писать:слова с мягким знаком в середине и в конце слова;слова с буквосочетаниями жи—ши, ча—ща, чу—щу, чк, чн, нщ, используя правило;предложения со словами, в которых написание расходится с произношением;слова с буквой э и буквой й, выполняя деление слова для переноса.— составлять и записывать ответы на вопросы, используя содержание текста. Методы организации деятельностичастично-поисковый(эвристическая беседа) МАККУКЛАНИТКИЧАШКАЩУКАШИШКА

ПРАВОПИСАНИЕ БУКВОСОЧЕТАНИЙ ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ
Формы организации деятельностифронтальнаяиндивидуальнаягрупповая Образовательные технологииТехнология сотрудничестваДифференцированное обучениеИнформационные технологииЗдоровьесбережение Система знанийПредметные знания.Термины и понятия:-алфавит-йотированные гласные-гласные: ударные и безударные-согласные: твёрдые и мягкие, звонкие и глухие-орфограмма Система знанийФормирование и усвоение знаний:-дифференциация согласных звуков: твердые и мягкие, звонкие и глухие.-обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв е, ё, ю, я, и, а также мягкого знака (ь) в конце и середине слова между согласными. -практическое умение писать в словах твердый знак (ъ)-шипящие согласные звуки (ж, ш, ч, щ)-традиционное написание букв и, а, у после шипящих в сочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу.-правописание слов с сочетанием букв чк, чн, щн. Система деятельности1. Познавательная деятельность2. Преобразующая деятельность3. Общеучебная деятельность4. Самоорганизующая деятельность Контроль и коррекция результатов.Цель контроля: выявить слабые места и ошибки, своевременно их исправить и не допускать повторения. Проверочная работа по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу».Вставь пропущенные буквы, запиши слова и словосочетания:Беж.т, прощ.й, пассаж.р, кувш.нка, уч.сток, ч.стица.Ч.десное утро, крич.т гр.чата, шурш.т ёж.к, рыж.е лисы, ч.тко прислуш.вается.Спиши текст, подчеркни слоги с буквами шипящих согласных звуков.Трещат морозы. Мы идём в чащу. Чаща очарована зимой. Пушистые снега похожи на лебяжий пух. Чудная жизнь в это время в лесу! Данные мониторинга по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебный годВысокий уровень %Средний уровень %Низкий уровень %2012-20134 четверть40%53%7%2013-20142 четверть46%48%6% Календарно-тематическое планирование по русскому языку УМК «Перспектива», авторы Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Тема Требования к уровню подготовки учащихся.1Гласные и согласные звуки и буквыЗнать: -признаки гласных и согласных звуков, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные звуки; пары согласных звуков по звонкости-глухости;названия и порядок букв русского алфавитаУметь:- классифицировать звуки;- находить буквы парных и непарных согласных звуков;- самостоятельно осуществлять поиск различий между звуками и буквами;- записывать слова в алфавитном порядке;- пользоваться алфавитом при работе со словарями, - определять расхождение в количестве звуков и букв в слове;2Алфавит. Роль алфавита. 3Изобразительные возможности гласных и согласных звуков в речи4Соотношения «звук-буква» в словах5Правописание безударных гласных, парных согласных6Общение людей. Виды речи.7Звук [й’] и буква Й8Перенос слов с буквой Й в середине слова9Изложение по сказке К.Ушинского «Утренние лучи»10Звук [э] и буква Э11Написание слов с буквой Э {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Тема Требования к уровню подготовки учащихся.12Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письмеУметь: - различать твердые и мягкие согласные на основе их произношения;- обозначать мягкость согласных ь;- различать слова с твердыми и мягкими согласными;- подбирать родственные слова разных частей речи;- переносить слова с мягким знаком;- обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью букв е,ё,и,ю,я;- видеть орфограмму при списывании текста;- ориентироваться в толковом словаре;- сопоставлять два способа обозначения мягкости согласных звуков на письме;-разграничивать две функции букв е, ё, ю, я;-группировать слова в в зависимости от функции йотированной буквы13Парные и непарные по мягкости-твёрдости согласные звуки14Обозначение мягкости согласного звука на письме с помощью мягкого знака15Перенос слов с мягким знаком в середине слова16Обозначение мягкости согласных с помощью гласных букв е, ё, ю, я17Буквы е, ё, ю, я в начале слова , после гласных и Ь,Ъ знаков18Написание слов с буквами е, ё ю, я и ь знаком19Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Буквы Е,Ё,Ю,Я и Ь знак».20Анализ контр. работы. Работа над ошибками. Письмо слов с Ь знаком.21Шипящие согласные звуки {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Тема Требования к уровню подготовки учащихся.22Правописание слов с сочетаниями ЖИ-ШИЗнать: шипящие согласные звуки.Уметь:- правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн;- объяснять, почему эти написания являются традиционными;образовывать слова и формы слов с данными буквосочетаниями.- составлять рассказ по серии сюжетных рисунков и вопросов к ним;пересказывать текст (по вопросам учителя)23Отработка навыка правописания слов с сочетаниями ЖИ-ШИ24Правописание буквосочетаний ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ25Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА,ЧУ-ЩУ26Повторение изученных орфограмм: буквосочетания с шипящими согласными звуками27Шипящие согласные звуки28Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЩН29Учимся писать изложение30Контрольный диктант по теме: «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧН,ЧК, ЩН»31Работа над ошибками Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЭтапДеятельность учителяДеятельность обучающихсяУниверсальные учебные действияМотивирование к учебной деятельности.Слайд 1. Эмоциональный настрой.Слайд 2. Подводит детей к формулированию темы урока.Обучающиеся вспоминают, после каких согласных (твёрдых или мягких) надо писать а,у,и ; учатся строить речевые высказывания в устной форме; формулируют тему урока.Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, формулирование собственного мнения.2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельностиПодводит детей к актуализации имеющихся знаний для построения нового знания, их обобщения. Актуализирует соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы.Вспоминают шипящие согласные, дают их характеристику. Регулятивные: самостоятельное оценивание правильности выполнения действий.Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме.Коммуникативные: умение приходить к общему решению в совместной деятельности3. Постановка учебной задачи. Организует подготовку обучающихся к формулированию цели урока.Фронтальная работа с моделями слов. Прослушивают сообщение Самоварова.Формулируют цель урока.Выполнение упр. 102 – письмо по памяти. Проверка по эталону.Обучающиеся учатся делать вывод.Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную.Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнение.Коммуникативные: формулирование собственного мнения; умении с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речиОрганизация работы в рабочей тетради. Актуализирует знания детей о предложении.- Какие знания помогут при составлении предложений? - А при записи предложений?Работа по цепочке - упр. 57 рабочей тетради.От каждого ряда по 1 человеку – у доски дополняют своими примерами. Остальные работают в тетради.Выполняют упр. 60 в рабочей тетради по составлению словосочетаний. Вспоминают, что такое предложение, правила оформления предложения на письме.Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную.Познавательные: построение речевых высказываний в устной форме; осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнение. Создание дидактических материалов средствами Word, Excel, Power Point{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} программа предметWordExcelPower Point РУССКИЙ ЯЗЫКТест, работа с текстом, карточкиСхемы, таблицы, кроссвордыУрок-презентация