Презентация раздела программы по русскому языку Продолжаем разговор об именах существительных и прилагательных.


Выполнила:учитель начальных классов МБОУ Нижневерейской средней школыФилатова Анна Николаевна Управление образования администрации городского округа город Выкса Нижегородской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждениеНижневерейская средняя школа 2011/2012 учебный год * * Продолжаем разговор об именах существительных и прилагательных Задача: формировать умения безошибочно писать безударные окончания имен сущ. и прилагательных Деятельностный подход к организации обучения Коммуникативная направленность на формирование умения общаться в устной и письменной речи Изменение системы обучения орфографии Фонемный принцип письма Грамматико-орфографическая подготовка по разным областям языкознания Цель : обучение правописанию безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных.Задачи: * Образовательные Развивающие Воспитательные -научить определять склонение ,к которому относится имя существительное.-вывести общий способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных и прилагательных-подбор проверочного слова (для прилагательных выступает вопрос) -тренироваться в применении выведенного алгоритма действий, выполняя разные дидактические упражнения.-давать морфологическую характеристику имени существительному и прилагательному, дополнив памятки новыми сведениями.-упражняться определять падежи, выбирать падежные формы имени существительного по команде глагола или другого имени существительного, рассматривая трудности в выборе падежной формы -развивать лингвистическое мышление, т.е.способность осознавать язык как предмет наблюдения, выполнять с языковым материалом операции синтеза, анализа, сравнения, классификации, обобщения.- развивать навыки работы с орфографическим словарем, заложить основы правильного способа действия, необходимого для поиска ответа на орфографический вопрос; обеспечивать запоминание орфографического облика слов, т.е. развивать орфографическую память учеников.- развивать культуру речи при изменении некоторых имен существительных, при образовании форм именительного и родительного падежей множественного числа, повышать точность речи за счет использования имен прилагательных. - обеспечиватьинтерес кизучениюрусского языка,уважения кязыку и себе какего носителю,внимания ккачеству своейустной иписьменной речи Младший школьный возраст является сензитивным: для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов; развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, "умения учиться"; раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим; усвоения социальных норм, нравственного развития; развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов. Внимание (интенсивное развитие всех его свойств)увеличивается объем (в 2,1 раза)повышается его устойчивостьразвиваются навыки переключения и распределения * Память черты произвольностиорганизация развития логической памяти (группировка, выделение опорных пунктов, составление плана, классификация, структурирование, схематизация, установления аналогий, мнемотехнические приемы, перекодирование, достраивание запоминаемого материала) Мышление переход от наглядно-образного к словесно-логическому (до 12л) Вывод в * Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Дидактический материал,расположенный в данном разделе способствует формированию перечисленных психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуального и эмоционального развития, формированию учебной самостоятельности и в целом умению учиться * К концу изучения раздела «Продолжаем разговор об именах существительных и прилагательных» обучающиеся должны знать:признаки имен существительных и прилагательных;способы действия при решении орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных и прилагательных;уметь: определять падеж, склонение существительныхопределять падеж, род имен прилагательных;изменять существительные и прилагательные по падежам ; письменно анализировать имя существительное и прилагательное ;писать безударные окончания имен существительных и прилагательных, владея способом действия. слушать речь одноклассников на уроке, оценивать ее соответствие вопросу или заданию;самостоятельно «добывать» информацию из текстов и справочных материалов учебника, воспроизводить её;  * * КАК ПЛАНИРУЕТСЯ ДИАГНОСТИРОВАТЬ ДОСТИЖЕНИЕ ЭТИХ РЕЗУЛЬТАТОВ? Тестовые задания Диктант Грамматическое задание (морф. разбор) Творческие работы ТЕХНОЛОГИИНа основе гуманизации и демократизации педагогических отношений личностно-деятельностные коммуникативно-деятельностные * 2. На основе активизации и интенсификации игровые технология проблемного обучения 3. На основе эффективности организации и управления педагогическим процессом.дифференцированное обучение индивидуализация обучения опережающее обучение информационно-компьютерные технологии ФОРМЫ фронтальная парная индивидуальная групповая нетрадиционные формы (урок-сказка, урок-эстафета, урок-путешествие ) * МЕТОДЫ 1. Дедуктивный метод передачи и восприятия информации (от освоения общих способов действия к решению конкретных задач). 2. Метод языкового анализа и синтеза. 3. Метод запоминания. 4. Метод решения грамматико-орфографических задач (проблемно-поисковый метод, основной в этом разделе).Профессор М. Р. Львов выделяет 6 этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи: * Увидеть орфограмму в слове. Определить вид: проверяемая или нет, если да, к какой теме относится, вспомнить правило. Определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы. Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму. Написать слова в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку. * ПРИЕМЫ1. Прием «сталкивания» старых и новых знаний (обучение построено так, что каждая следующая тема органически связана с предыдущей, и таким образом создаются условия для повторения ранее изученных вопросов на более высоком уровне)2. Приемы с опорой на слуховое восприятие Диктант с цифровыми карточками (карточкой с цифрой показывают сколько орфограмм в слове) Диктант с орфографическими карточками Комментируемое письмо (запись предложения под диктовку) Диктант «Проверяю себя» : письмо с пропуском букв в написании которых ученик сомневается«Письмо с окошками» ( «дырками»): при письме пропускаются все опасные места в словахРаспределительный диктант Графический диктантОбъяснительный диктант : орфограммы объясняются во время письмаПредупредительный диктант : орфограммы объясняются до письма3. Приемы с опорой на зрительное восприятие Игра «Зоркий глаз» : нахождение всех орфограмм«Какография» : нахождение и исправление ошибок * Выборочный диктант * 1. Знакомство с понятием склонение Изменяют имена существительные по падежам . Делают вывод : изменение по падежам ученые назвали склонением .Вспоминают лесенку падежей Упражняются в склонении имен существительных и наблюдают ихокончания . * 2. Открывают секрет имен существительных Определяют род слов кот и лиса. Склоняют их. Вывод: род разный и окончания разные.Сравнивают окончания в словах в тетрадке и в тетради. Вывод: род один, а окончания разные. Гипотеза не подтверждается.Открывают секрет о трех склонениях и признаках, по которым их распознаютЗакрепляют знания о разных типах склонения (на основе упражнений) * 3. Отрабатывают умения определять тип склонения (на основе памятки и упражнений) * 4. Выводят правила решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных (известное правило подсказывает новое)Аналогия со способом выбора букв безударных гласных в корнях слов позволяет вывести общий способ действия для решения орфографических задач в безударных окончаниях имен существительных – подбор проверочного слова Вывод: * Буквы безударных гласных в корне, приставке, суффиксе, окончании можно узнавать по буквам ударных в тех же частях слова (общий принцип письма: буква звука в слабой позиции узнается по букве звука в сильной) 5. «Открывают», что проверочное слово для окончания должно быть словом того же склонения (на основе организованного «опыта»)Вывод:6. Выводят алгоритм, который должен обеспечить решение орфографической задачи в безударном окончании имени существительного любого склонения * Проверочным для имени существительного с безударным окончанием будет слово того же склонения, в том же падеже, что и проверяемое, но с ударным окончанием. Поставь имя существительное в начальную форму и определи его склонение.Подставь на место проверяемого проверочного слова того же склонения в той же форме Узнай в проверочном слове окончание и напиши такое же в проверяемом 7. Отрабатывают способ действия по алгоритму (важный прием: выполнение вслух или шепотом развернутого рассуждения) Решают вопрос: какими проверочными словами пользоваться, всякий раз подбирать нужное слово или запомнить по одному для каждого склонения? Ответ на поставленный вопрос найден:Решая задачи во время письма путем подстановки проверочного слова дети учатся доказывать и вторым способом : указывая падеж (т.к. определение падежа развивает абстрактное мышление , формирует лингвистическое отношение к слову, позволяет сознательно контролировать свои действия.8. Выведенный алгоритм используют для обучения правописанию безударных падежных окончаний имен прилагательных (букву в окончаниях прилагательных они узнают по ударному окончанию в вопросе) * Чтоб не остаться с носомБукву в окончании прилагательногоПроверяй вопросом * Тренируясь в правописании имен прилагательных ( за счет подбора дидактического материала продолжают тренироваться и в написании окончаний имен существительных)9. Учатся разбираться в вопросах выбора букв в окончаниях форм множественного числа сущ. и прилаг. * * * *