Презентация Сергей Алексадрович Есенин — береза
Сергей Александрович Есенин «Берёза» Цель урока: Научить элементам анализа лирического произведения; Развивать навыки выразительного чтения;Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней. Оборудование: Рисунки с березами;Листы с ксерокопиями перевода стихотворения и текстом сказки;Портрет С.А. Есенина.«Толковый словарь русского языка» С.И Ожегова Ход урока: 1.Организационный момент.а) Вступительное слово учителя.б) Беседа по портрету.2. Анализ стихотворения.3. Сравнительный анализ.4. Беседа анализ.5. Инсценировка. Биография поэта. Сергей Александрович Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константинове. Родители его были бедные крестьяне. Когда мальчику исполнилось два года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Стихи начал писать с 8 лет. С 1904 - по 1912 годы Есенин учился Константиновском училище. Семья хотела, чтобы Есенин стал сельским учителем. Но судьба распорядилась по-другому. С раннего детства он писал стихи, более 30 стихотворений создано им за этот период. Вскоре вышла и книга его стихов. Имя поэта сделалась широко известным. Умение рисовать картины русской природы – одна из самых сильных сторон таланта Сергея Есенина. В 1914 году появилось первое напечатанное стихотворение «Берёза». Берёза Белая берёзаПод моим окномПринакрылась снегом,Точно серебром.На пушистых ветках Снежною каймойРаспустились кисти Белой бахромой И стоит берёзаВ сонной тишине, И горят снежинкиВ золотом огне.А заря, ленивоОбходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. Словарная работа. Кайма – полоса по краю чего-либо. Бахрома – тесьма или пышно украшенная лента. Анализ стихотворения. Перечислите выразительные средства языка.Олицетворение: берёза принакрылась, стоит в сонной тишине; заря, лениво обходя, обсыпает.Эпитеты: ветки пушистые, тишина сонная, золотой огонь.Сравнение: снегом точно серебром. Слова в переносном значении: Переносное значениеПушистые веткиБахрома на веткахБерёза стоитГорят снежинкиЗолотой огоньСеребро на ветках Прямое значениеПушистый мехБахрома на платьеЧеловек стоитГорит огоньЗолотое кольцоСеребряное кольцо Сравнительный анализ.Литература и устное народное творчество. В русской поэзии есть много стихотворений о берёзе, о природе, но Есенин по-новому, ярче, красивее показал этот образ. По простоте образа, красочности стихотворение Есенина очень близко к народным произведениям, особенно к сказкам. Сказка о берёзе. Давным-давно жили на свете девушка. И была она красоты необыкновенной. Тоненькая, стройная, коса золотая до земли. Ласковая была, приветливая. Все любили ее, только о ней и говорили. Черная зависть заползла в сердце злой колдуньи: не о ней говорят, не ею любуются. Решила она извести от света девушку, и превратила злая колдунья в дерево. А то деревце тоже красоты не виданной: белоствольное, ветки зеленые, как косы, перевились. Шумит ласково, путников от жары в своей тени укрывает. Люди любовались нежным деревцем и ласково назвали его берёзкой. Еще пуще злится колдунья. Напустила она холоду. Только берёзка по-новому красавицей обернулась. В горностаевой шубе стоит, косы серебристым инеем искрятся. Беседа – анализ. Кого превратила колдунья в берёзу?Чему второй раз рассердилась колдунья?А как преобразило колдовство берёзу в третий раз?Найдите в сказке красочные эпитеты, характеризующие берёзку. Сравнение перевода и оригинала. «Хадын» Козенээннин дужундаХону аккыр хадынКышкы хевин кеткенКылан-монгун туру.Харнын нарын шывыыХаажылаан будуктар,Селбегер, хоюг салбактарЧерже шиглээн турлар. Ыржым черде хадынЫлым-чылым удуп,Аккыр хыраа чайнапАлдын оттар кыпты!Хаяа чырыы ону Каап чадап турда,Саглан будук санайЧайыр ойнап киткээр. Найдите и сравните. Оригинал1.Принакрылось снегом, точно серебром2. Снежная кайма3. Белая бахрома4. И горят снежинки в золотом огне.5. Обсыпает ветки новым серебром. ПереводКышкы хевин кеткен кылан монгун туру.Харнын нарын шывыыСелбегер хоюг салбактарЯаккыр хыраа чайнап, алдын оттар хыпты.Саглан будук санай чайыр ойнап киткээр. Вывод: Вот как выразительно звучит это стихотворение на нашем родном языке. Какое богатство чувств, образных средств! При помощи ярких красок художники сумели передать красоту природы, свою любовь к ней, поистине волшебное преображение зимой берёзы. Инсценировка. Сменить красивую картину на картину с берёзой сломанной, изуродованной. В лесу берёзонькаКудрявая росла.И шелестом и зеленьюДарила радость всем.Без повода и жалости За самый малый срокЛюдьми была изрезана,Истерзана она. Что с тобой наделали? Какой бедняжкой стала ты! Твою берёсту, нежно-белую, Изрезал нож на лоскуты.Твоя косичка перекрученаИ грубо стянуто узлом,Твоя изломанная рученька Не в силах выровнять излом! Вывод. Люблю берёзу русскуюЛюблю её нарядную,То светлую, то грустную, Родную, ненаглядную. Домашнее задание: Написать сочинение «Берёзы дарят радость»