Презентация по литературе на тему Образы клена и березы в творчестве Есенина (11 класс)
В этом имени - слово «есень», осень, ясень, осенний цвет.Что-то есть в нем от русских песен: поднебесье, синий рассвет. Что-то есть в нем от весенней грусти, юности, чистоты.Только скажут: «Сергей Есенин» - всей России встают черты.
Сергей Есенин - самый популярный, самый читаемый в России поэт. кровно связанный с родной землей, с народом, с народным поэтическим творчеством, любящий сын своей Родины.
На страницах ранней есенинской лирики перед нами предстает скромный, но прекрасный, величественный и милый сердцу поэта пейзаж среднерусской полосы: сжатые поля, красно-желтый костер осенней рощи, зеркальная гладь озер.
Природа - всеобъемлющая, главная стихия творчества поэта, и с ней лирический герой связан врожденно и пожизненно: «Родился я с песнями в травном одеяле. Зори меня вешние в радугу свивали».
Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных».
Поэт много размышляет о жизни. Однажды Есенин напишет, что «все от древа - вот религия мысли нашего народа! Древо - жизнь!» В древних мифах образ дерева был многозначен.
Древо символизировало жизнь и смерть (цветущее или сухое), древние представления о вселенной (верх - небо, низ - подземное царство, середина - земля), древо в целом могло сопоставляться с человеком (голова - вершина, уходящая в небо, ноги - корни, ощущающие крепость в земле, раскинутые руки, подобно ветвям, обнимают мир вокруг).
От фольклорного вечного древа и берут начало самые главные, самые постоянные «древесные» образы есенинской лирики.
Во многих стихотворениях есть упоминание о том или ином дереве: ель, черемуха, ива, сосна, липа, тополь, осина, рябина, верба, яблоня, сирень, ракита, калина, дуб, ветла, ольха и кедр.
Нам бесконечно дороги и близки «зеленокосая» есенинская берёзка - самый любимый образ поэта, его старый клён «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь».
Береза и клен - сквозные образы «древесного романа» Сергея Есенина?
Образ клена играет немаловажную роль среди так называемых сквозных образов лирики С. Есенина, «окрашивающих мир его поэзии в особые неповторимые тона». Впервые в поэзии Есенина клен появляется в качестве одной из характерных черт крестьянского быта. Клён
Образ клена выступает как своего рода лирический герой «древесного романа». Клен – это разудалый, слегка разухабистый парень, с буйной копной непричесанных волос, так как у него круглая крона, похожая на копну волос или на шапку. Отсюда и мотив уподобления, то первичное сходство, из которого развился образ лирического героя.Клён
Образ клена создавался под сильным влиянием народных традиций «деревного» образотворчества. Но Есенин никогда не отказывался и от собственной манеры в создании поэтических образов. Этот собственный стиль отчетливо прослеживается в подборе эпитетов, которыми поэт характеризует клен. Клён
Претерпев целый ряд различных поэтических метаморфоз, образ клена проходит через все творчество поэта, достигая кульминационного изображения в изумительном стихотворении «Клен ты мой опавший». Клён
Часто Есенин, используя богатый опыт народной поэзии, прибегает к приему олицетворения. Но такое очеловечивание не свойственно фольклору. Никогда не дозволялось дубу или клену в народной песне безобразничать спьяну. Клен Есенина, «одуревши в доску», обнимает березку.Клён
Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Берёза
Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны.Берёза
Есенин, при описании народных весенних праздников, упоминает березу в значении этого символа в стихотворениях: Троицыно утро, утренний канон,В роще по березкам белый перезвон…Берёза
Берёза«Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах,» -писал поэт.
По словам М. Эпштейна, «береза во многом благодаря Есенину стала национальным поэтическим символом России». Берёза
Белая берёза под моим окномПринакрылась снегом, точно серебром.На пушистых ветках снежною каймойРаспустились кисти белой бахромой.Берёза
С образом девушки-березки связывается возвращение поэта на Родину, его встреча с отчей землей:Устав таскаться по чужим пределам,Вернулся я в родимый дом.Зеленокосая, в юбчонке белойСтоит береза над прудом. Затем этот образ возникает каждый раз, когда поэт обращается памятью к родным местам. Ей посвящены лучшие стихи. Берёза
Берёза привлекает внимание Есенина стройностью, белизной ствола, убранством кроны. Ветки берёзы превращаются то в «шёлковые косы», то в «зелёные серёжки», а цвет её ствола - то в «берёзовое молоко», льющееся по равнинам родной земли, то в «берёзовый ситец». При дуновении летнего ветерка ветви берёзок колышутся и, как серёжки, звенят. Отсюда образ: «в роще по берёзкам белый перезвон». Берёза
С образом берёзки связана лучшая метафора Есенина «страна березового ситца». Берёза
Образ древа в поэзии Есенина часто предстает в том же значении, что и в народной поэзии. Авторский мотив «древесного романа» восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе.
Есенин - создатель единственного в своем роде «древесного романа», основной лирический герой которого - клен, а героиня - береза. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, береза и клен - сквозные образы лирики С.Есенина.