Методическая разработка темы Общий обзор организма человека
Методическая разработка темы «Общий обзор организма человека»(Курс «Биология. Человек» 8 класс)в форме компьютерной презентацииВыполнила Елена Сергеевна Цебулаева учитель биологии
АктуальностьБиология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» В настоящее время необходимо признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; реализация установок здорового образа жизни;Умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;Выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток организма человека); Знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
Цель Познакомить учащихся со строением клетки, ткани и ее основными типами и видами, с функциями основных физиологических систем и органов, их ролью в организме, научить пользоваться световым микроскопом и готовыми микропрепаратами
Образовательные Формировать знания и умения по теме «Общий обзор организма человека» Определять сущность понятий «клетка», «ткань», «орган», «система органов», «организм»; основные типы и виды тканей, их локализацию и функции в организме человека, функции основных физиологических систем и органов, их образующих, функционирование органов, систем организма как единого целого;РазвивающиеРазвивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме, развивать познавательный интерес и биологическое мышление учащихся.ВоспитательныеВоспитывать биологическую культуру. Воспитывать культуру поведения в кабинете биологии. Задачи темы
Принципы отбора содержания образованияОснованы на требованиях: Федерального компонента государственного образовательного стандарта: Программа основного общего образования по биологии (8 класс), автор Н.И.Сонин.- сознательности, - значимости для учащихся усваиваемого содержания, - соответствия применяемых методов, форм и средств обучения изучаемому материалу, - систематичности и последовательности, - прочности ,- наглядности, - связи теории с практикой - принцип учета возрастных и психологических особенностей
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями Для того чтобы развивать познавательную деятельность учащихся, формировать интерес к процессу познания необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности. Достигнутый в младшем школьном возрасте уровень мышления позволяет подростку успешно и систематически изучать основы наук. Содержание и логика предметов требуют нового характера усвоения знаний, опоры на самостоятельное мышление, необходима способность обобщать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Подросток не склонен слепо полагаться на мнение учителя, он стремиться иметь собственное мнение, порой критическое. Следует всячески стимулировать самостоятельное творческое мышление подростков и тактично показывать на их ошибочные взгляды. Это стимулирует их интеллектуальные возможности. Но если вести себя с подростками не верно, то можно увидеть у них уклонение от труда, игнорирование своих обязанностей, легкомысленное отношение к учебе.
Ожидаемые результаты В результате изучения темы учащиеся должны знать:строение животной клетки; функции частей и органоидов клетки; Определять сущность понятий «ткань», «орган», «система органов», «организм»; основные типы и виды тканей, их локализацию и функции в организме человека, функции основных физиологических систем и органов, их образующих, функционирование органов, систем и аппаратов организма как единого целого; В результате изучения темы учащиеся должны уметь: раскрывать особенности строения и функций отдельных частей, органоидов клетки человека, называть части и органоиды клетки тела человека; распознавать на рисунках, таблицах и муляжах, микропрепаратах части и органоиды клетки, ткани и органы ими образованные;самостоятельно работать с учебником и другими источниками знаний, извлекая из них нужную информацию;работать со световым микроскопом, готовыми микропрепаратами;выделять главное, логически мыслить, оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме.
Технологии организации деятельности1. Традиционная3. Проектная деятельность - ориентирована на самостоятельную творческую работу ребенка;2. Информационно-коммуникативные4. Игровые Выполняет следующие функции: - развлекательную, коммуникативную, самореализации, диагностическую.
Формы организации деятельностифронтальные (при проверке первичного усвоения);индивидуальные (на уроках контроля, обобщения и систематизации изученного на этапе закрепления знаний, умений, навыков);групповые (работа в парах - при проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний; работа в гетерогенных группах на уроках изучения нового материала);
Структура содержания тематических модулей образовательной программыТема 1. Человек как биологический вид 2 часа.Тема 2. Происхождение человека 3 часа.Тема 3. Краткая история развития знаний о человеке 1 час.Тема 4. Общий обзор организма человека 5 час.Тема 5. Координация и регуляция 1 час.Тема 6. Нервная система 4 часа.Тема 7. Анализаторы 5 час.Тема 8. Опора и движение 9 час.Тема 9. Внутренняя среда организма 5 час.Тема 10. Транспорт веществ 4 часа.Тема 11. Дыхание 5 час.Тема 12. Пищеварение 5 час.Тема 13. Обмен веществ и энергии 2 часа.Тема 14. Выделение 2 часа.Тема 15. Покровы тела 3 часа.Тема 16. Размножение и развитие 2 часа.Тема 17. Высшая нервная деятельность 7 час.Тема 4. «Общий обзор организма человека» программы среднего общего образования по биологии, 8 класс, представлен 5 часами:1. Клеточное строение организма.2. Лабораторная работа № 1. Строение животной клетки.3. Ткани.4. Лабораторная работа № 2. Ткани организма.5. Органы, системы органов.Из курса «Природоведение» 5 класс учащимся известно строение клетки (её основные части). Во время изучения курса «Биология. Живойорганизм» 6 класс учащиеся знакомились со строение животной клетки и с основными видами тканей животных. В 8 классе учащимся предстоит более подробно освоить знания о строении клетки и её органоидах, тканях и её видах, органов и систем органов. Учащиеся имеют неплохой уровень развития, подготовлены к восприятию и осмыслению основных понятий по теме «Общий обзор организма человека».
Система деятельности Познавательная деятельностьИспользование анализа, умения обобщать пройденный материал, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, наблюдатьПреобразующая деятельностьУмение задавать вопросы и ставить задачи по преобразованию реальности, умение действовать в ситуации неопределенности, использование техники выбора, способов поиска новых путей решения проблемОбщеучебная деятельностьДеятельность по организации учебного места, формирование умений и способов поиска биологической информации, работа со справочной и дополнительной литературой, совершенствованию техники чтения, формирование навыков конспектирования; организация работы в группе, использование метода взаимооценки.Самоорганизующая деятельностьФормировать способы самостоятельной постановки целей, самоучета собственной деятельности, осознание своего продвижения.
Контролирующие материалыИнструктивная карточка для проведения лабораторной работы «Строение клетки»Инструктивная карточка для проведения лабораторной работы «Ткани»Карточка – рисунок с заданием: подписать отмеченные части клетки таблица «Ткани»таблица «Система органов»Дифференцированные задания (установить соответствие)Тест на тему «Органоиды клетки»Презентация для опроса по теме «Разновидности тканей»Тест на тему «Органоиды клетки»
Инструктивная карточка для проведения лабораторной работы «Строение клетки» 1. Повторите ТБ в кабинете биологии; 2. Повторите правила работы с микроскопом; 3. Рассмотрите на препарате хорошо различимую клетку и зарисуйте её; 4. Подпишите на рисунке основные части клетки; 5. Отметьте особенности строения клеток животных; 6. Сделать выводы, какие особенности строения клетки связаны с выполняемыми ею функциями. * Ответьте на вопрос: почему клетку считают структурной и функциональной единицей строения тела человека?
Инструктивная карточка для проведения лабораторной работы «Ткани» 1. Повторите ТБ в кабинете биологии; 2. Повторите правила работы с микроскопом; 3. Рассмотрите поочередно два выданных учителем микропрепарата тканей; 4. Изучите их, сравните их строение, зарисуйте; 5. Опишите особенности строения каждой ткани, укажите, какие функции они выполняют; 6. Сделайте выводы, какие особенности строения ткани связаны с выполняемыми ею функциями. * Ответьте на вопрос: почему жидкую кровь относят к тканям?
Карточка – рисунок с заданием Подпишите отмеченные части клетки
Таблица «Система органов»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Название системыСтроение( составляющие органы)ФункцииКровеносная системаВыделительная системаМышечная системаОпорная системаПищеварительная системаПоловая системаВозможно на уроке, во время изучения новой темы, закрепления, во время выполнения домашнего задания
Календарно – тематическое планирование темы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ темыНазвание темыКоличество часов4Общий обзор организма человека51 урокКлеточное строение организма12 урокЛабораторная работа № 1. Строение животной клетки13 урокТкани14 урокЛабораторная работа № 2. Ткани организма15 урокОрганы. Системы органов1
Разработка урока в 8 классе на тему Ткани
Цель урока: Определить сущность понятия «ткань», основные типы и виды тканей, их локализацию и функции в организме человека, формировать умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи, самостоятельно работать с учебником, микроскопом, микропрепаратами Задачи:Образовательные -формировать знания и умения по теме «Ткани»; -закрепить знания о клеточном строении организма; строении животной клетки; функциях частей и органоидов клетки; -определять сущность понятий «ткань», «орган»; основные типы и виды тканей, их локализацию и функции в организме человека;Развивающие - Развивать пространственное мышление, умение классифицировать объекты, выявлять причинно-следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в письменной и устной форме. развивать познавательный интерес и биологическое мышление учащихся;Воспитательные -развивать коммуникативные навыки при работе в группах, воспитывать биологическую культуру; -воспитывать культуру поведения в кабинете биологии Оборудование:Микроскопы, микропрепараты, таблица «ткани»
Ход урока{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Этап урокаДеятельность учителяДеятельность учеников1.Организационный этап ( 2 мин )Приветствует учащихся, настраивает для работы на уроке, проверяет готовность учащихся к уроку, готовность рабочего места, отмечает отсутствующихПриветствуют учителя, рассаживаются, настраиваются на работу, сосредотачиваютя2. Проверка домашнего задания(10 мин)1.Для среднего уровня – работа в парах по заданию2. Для высокого уровня – тест на тему «Органоиды клетки» После проверки отмечает важность данной темы и обращает внимание учащихся, которые затруднялись с ответами, на необходимость повторения данного материалаСдают домашнее задание, работают в парах, меняются заданиями, проверяют друг друга, оценивают
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}3. Поиск и формирование темы (3 мин)Учитель показывает участок ткани и с помощью наводящих вопросов вместе с учениками формулирует тему урокаЧто мы видим перед собой? _________А какие они? ___________________Тема нашего урока сегодня – «Ткани». Формулирует определение «ткань». Поясняет , что учащиеся на уроке познакомятся с новыми понятиями, узнают о строении тканей и их функции.Отвечают на вопросы, записывают тему урока и определениеМного клетокПохожие и расположены рядом4. Изучение нового материала(20 мин)1. Короткая лекция о типах тканей 2. Первичное усвоение. Детям предлагаются изображения тканей без надписи. С помощью материала в учебнике они должны определить тип ткани 1.Слушают, смотрят на экран2. Работают с учебником
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} 5. Закрепление1. Для среднего уровня. Соединить линиями название ткани с её рисунком. 2. Для высокого уровня. Выполнить тест на тему «Ткани»Выполняют предложенные задания. Отвечают на вопросы учителя, поднимая карточки6. Домашнее задание(3 мин )1. Изучить материалы учебника по теме «Ткани»2. Составить таблицу «типы тканей и их функции» Записывают домашнее задание, задают вопросы при необходимос-ти
Дифференцированные заданияУстановить соответствие(средний уровень){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1. Функции этих органоидов – окисление органических соединений, сопровождающееся высвобождением энергииА. Эндоплазматическая сеть2. У человека в каждой соматической (неполовой) клетке их 46, а в половой - 23Б. Митохондрия3. По строению напоминает лабиринт, участвует в транспорте веществВ. Мембрана4. Ее функции – защитная и транспортнаяГ. Хромосомыназад
Тест на тему «Органоиды клетки» 1. Выберите единый план строения клетки: А) ядро, цитоплазма, клеточная мембрана Б) ядро, вакуоль, цитоплазма В) цитоплазма, клеточная мембрана, ядерная оболочка 2. Рибосомы – это органоиды, обеспечивающие: А) сборку углеводов Б) сборку белков В) сборку нуклеиновых кислот 3. Функцией ядра является: А) несёт наследственную информацию и регулирует синтез углеводов Б) несёт наследственную информацию и регулирует синтез белков В) нет верного ответа 4. Органоиды, участвующие во внутриклеточном пищеварении: А) митохондрии Б) лизосомы В) рибосомы 5. Синтез углеводов происходит: А) на рибосомах Б) в комплексе Гольджи В) в ядреназад
Эпителиальная тканьКлетки мелкие, плотно прилегают друг к другу, межклеточного вещества мало.Различают покровный эпителий, железистый, ресничный
Соединительная тканьКлетки крупные, расположены рыхло.Есть межклеточное вещество.Различают хрящевую, костную, жировую, плотную, рыхлую, кровь
Мышечная тканьСостоит из клеток, содержащих тонкие сократительные волокна- миофибриллы.По строению миофибрилл различают: поперечнополосатую скелетную, поперечнополосатую сердечную и гладкую
Нервная тканьНейронОтростки: короткий – дендрит; длинный – аксон.Нейроглия
ФункцииЭпителиальной ткани: покровная (пограничная, защитная) и секреторная.Соединительная ткань выполняет: питательную, защитную, опорную и транспортную.Мышечная ткань: движение, сокращение, защита.
Функции нервной тканиНейроны делятся на: ЧувствительныеВставочные и двигательныеНейроглия выполняет опорную и питательные функции.назад
Какие виды тканей изображены?
Назовите виды тканей?
Какая ткань изображена?назад
назадЗадание: соедини линиями название ткани с её рисунком гладкая мышечная ткань кровь нервная ткань хрящевая ткань костная ткань эпителиальная тканьПоперечно-полосатая мышечная ткань
Тест на тему «Ткани» 1. Соединительная ткань образует А) слизистую оболочку органов дыхания Б) кровь В) стенки сердца 2. Для эпителиальной ткани характерны: А) плотно прилегающие друг к другу клетки и малое количество межклеточного в-ва Б) длинные клетки с большим числом ядер В) рыхло расположенные клетки с большим количеством межклеточного вещества 3. Для поперечно-полосатой мышечной ткани характерны: А) веретенообразные одноядерные клетки Б) длинные многоядерные волокна В) клетки, образующие между собой сложные переплетения 4. Из чего состоит ткань А) только из клеток Б) только из межклеточного вещества В) из клеток и межклеточного вещества 5. Сколько типов тканей выделяют у человека А) 2 Б) 4 В) 6 6. Что является рабочей тканью желез А) эпителиальная ткань Б) соединительная В) нервная7. К какому виду тканей относится костная ткань А) эпителиальной Б) соединительнойназад
Использование таблиц Возможно на уроке, во время изучения новой темы, закрепления, во время выполнения домашнего задания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ п/пТипы тканейХарактерные особенности тканейВиды тканейГде встречаются в организмеКакую роль играют1ЭпителиальнаяКлетки плотно прилегают друг к другу; располагаются в один или несколько рядов; межклеточное вещество развито слабо; при повреждении клетки быстро заменяются новыми1.Покровный эпителий2.Железистый эпителийОбразует поверхностные слои кожи, выстилает оболочки внутренних органовОбразует железы внешней и внутренней секрецииЗащитная функция, обмен веществОбразуют секреты: пот, слюну, молоко, гормоны
Учебно – методический комплекс1. Программа для общеобразовательных учреждений. Биология к комплекту учебников, созданных под руководством Н.И.Сонина, 5-11 классы, Москва, «Дрофа», 2010 г.2. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология. Человек», учебник для общеобразовательных учреждений, М., «Дрофа», 2010 г.3. Н.Б. Ранева, Н.И. Сонин. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, Н.Р.Сапина «Биология. Человек», Москва. Дрофа, 2003 г.4. Семенцова В.Н., Сивоглазов В.И. «Тетрадь для оценки качества знаний по биологии», Биология. Человек, 8 класс, М., «Дрофа», 2005 г.5. Н.И.Сонин, И.Б.Агафонова рабочая тетрадь к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек», М., «Дрофа», 2010 г.6. Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. «Биология. Человек». 8 класс. Тестовые задания, М., «Классик Стиль», 2003 г.7. «Биология. Человек». 8 класс. Мультимедийное приложение к учебнику Сонина Н.И., Сапина М.Р.
Список литературы Основная литература: Н.И.Сонин, М.Р. Сапин. Биология. Человек: учебник для 8 класса средней школы. Москва. Дрофа, 2010 г. Дополнительная литература:Выготский Л.С. Педагогическая психология. -М.: Педагогика. 1991 г. 2. Давыдов В.В. Учебная деятельность: составление и проблемы исследования // Вопросы психологии.-1991 г .-N 6. -С.З-13.3. Козачек Т.В. «Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Биология. Человек», Волгоград: «Учитель», 20074. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: книга для самообразования. М.,Просвещение,19925. Селевко К.Г. Энциклопедия образовательных технологий. – М., НИИ школьных технологий, 2006 г.6. Сонин Н.И.,.Сапин М.Р «Биология. Человек», учебник для общеобразовательных учреждений, М., «Дрофа», 2010 г.7.Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии» http//bio.1september.ru8. Изучаем биологию http//learnbiology.narod.ru
Спасибо за внимание!