Педагогический проект «Формирование навыков творческого воображения и мыслительной активности детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологий»


«Пусть гением будет ребенок лишенный всяческих стереотипов в своем познании мира». Выготский Л.С ТЕМА ПРОЕКТА: «Формирование навыков творческого воображения и мыслительной активности детей дошкольного возраста посредством ТРИЗ технологий» Рязанова Татьяна НиколаевнаМБДОУ «Детский сад № 69 «Мальвина» г. Тамбов В дошкольный возрасте появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.В современном обществе нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Технология ТРИЗ способна помочь научить детей фантазировать, придумывать, исследовать, помочь им почувствовать радость от маленьких, но самостоятельно сделанных открытий. ктуальность Цель: Создание условий для развития познавательной активности и творческого воображения детей посредством ТРИЗ технологий. ЗАДАЧИ 1 развивать навыки системного, поискового, изобретательского мышления через рассматривание событий, предметов, явлений, веществ в их развитии, изменении, применении;  2 формировать познавательный интерес и способности детей к творчеству через введение их в мир проблемных ситуаций и изобретательских задач, упражняя в решении их, используя элементы ТРИЗ; 3 воспитывать культуру общения и навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми через коллективную творческую деятельность, сохраняя при этом индивидуальность каждого ребенка. Целевые группы специалисты ДОУ социум воспитатели принцип свободы выбора  принцип идеальности  ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА принцип обратной связи  принцип деятельности  принцип открытости ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 2 этап 1 этап 3 этап ЭТАПЫ ПРОЕКТА Обновление предметно-развивающей среды, подбор оборудования Ресурсное обеспечение Предметная среда Мониторинг ННОД Диагностическое обследование детей, анкетирование родителей, анализ полученных диагностических данных Разработка перспективного плана, сценариев ННОД Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и специальную литературу, педагогический опыт по применению технологии РТВ с элементами ТРИЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (сентябрь) Круги Луллия «Части. Материал». «Сужение поля поиска» (Игра «Да – Нет»). «Системный оператор». «Составление загадок». Сенсорный ящик Работа с детьми: ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП (октябрь-апрель) 3. Самостоятельная деятельность детей Сюжетно-ролевые игры;Театрализованные игры;Строительно-конструктивные игры;Продуктивная деятельность 4. Итоговые мероприятия Открытое мероприятие по НОД «Волшебница Вода». Методы и приёмы технологии ТРИЗ используемые для реализации проекта Психологический тренинг Метод ММЧ (моделирования маленькими человечками) Метод эмпатии, Дорисовывание фигур проблемный метод метод фокальных объектов Организация открытых просмотров ННОД Информационный бюллетень для родителей «Учим, играя» (по технологии ТРИЗ) Анкетирование, тестирование Родительские собрания с показом практической работы с детьми Работа с родителями Удовлетворенность родителей www.themegallery.com Company Logo 19% начало года 81% 93% 7% конец года Результативность нашей деятельности оценивается родителями в анкетировании.По данным сводных анкет удовлетворенность родителей по реализации проекта на данный момент повысилась на 12 %. Проведение итогового мониторинга Разработка методических рекомендаций для педагогов и родителей. Участие в конкурсах муниципального уровня. . Оформление результатов и их трансляция в сети интернет. Обобщение опыта работы. Заключительный (май) Динамика развития интеллектуально-творческих способностей детей в рамках проектной деятельности за 2014-2015 гг. Логическое мышление Воображение Таким образом, как показала практика , в результате реализации проекта у детей преодолевается застенчивость, развивается логика мышления. Речевая и общая инициатива ТРИЗ дает возможность проявить индивидуальность, нестандартное мышление. Дети могут свободно вести беседы на интересующую тему, анализировать произошедшие события, делать выводы и умозаключения.Развиваются  навыки самостоятельной творческой деятельности.Дети могут самостоятельно составлять новые сказки, рассказы, придумывать фантастические истории.Способны самостоятельно разрешать противоречия (иногда с помощью взрослого), находить выход из сложившейся ситуации.Сформировалось системное видение мира, дети могут свободно оперировать сенсорными  эталонами (соответственно возрасту).Речь разнообразна, богата эпитетами и образными сравнениями.Работы детей отмечаются более творческой направленностью и выразительностью. Проявляется познавательная активность детей. Таким образом, результаты детей свидетельствуют о том, что разработанная комплексная система использования возможностей технологии ТРИЗ оптимизирует образовательный процесс, в целом содействует гармонизации развития. Включение в практику работы технология ТРИЗ помогла развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Трансляция опыта: Статья: «Создание и использование электронных физкультминуток в образовательном процессе ДОУ»Статья:«Криотерапия в работе с дошкоьниками». ТРАНСЛЯЦИЯ ОПЫТА Повышение педагоги-ческого мастерства, дальнейшая трансляция опыта. Организация работы на базе учреждения платной образовательной услуги«ТРИЗ (элементы) – РТВ» ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Выступление детей в творческих конкурсах муниципального и областного уровня. НАШИ ДОСТИЖЕНИЯ Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.: Просвещение, 1991. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду. Мн., 2008 .Дыбина О.В. Что было до. М.: Творческий центр СФЕРА, 2004.Жихар О.П. ОТСМ - ТРИЗ в дошкольном образовании Мозырь, 2006 Корзун А.В. Веселая дидактика. Элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн, 2010.Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003   Прохорова Л.Н. Путешествие по Фантазии. СПб.: Детство-Пресс, 2003 Сидорчук Т.А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Спасибо за внимание!